Транспорт как отрасль производства в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт (от лат. transporter - переношу, перемещаю) - одна из инфраструктурных отраслей материального производства, обеспечивающая нужды хозяйства и населения во всех видах перевозок. Он имеет специфические отличия от других отраслей народного хозяйства. Во-первых, следствием работы транспорта является не новый продукт, а определенный полезный эффект, заключающейся в перемещении людей и грузов. Во-вторых, на транспорте используется не сырье, а средства (подвижной состав и коммуникационные устройства) с использованием вспомогательных материалов (топлива, электроэнергии, масел, и др.). В третьих, своей деятельностью транспорт продолжает производственный процесс промышленности и сельского хозяйства в сфере обращения. В четвертых, для него характерно линейное размещение, а результатом деятельности выступают грузооборот, выражаемый в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот, исчисляемый в пассажиро-километрах (пас-км) .

Содержание

Введение………………………………….………………………………...2стр.
1. Транспорт как отрасль производства в мировом хозяйстве……….....2стр.
2. Сеть путей сообщения…………………………………………………..6стр.
3. Интеллектуальная транспортная система (ИТС)……………………..14стр.
4. Транспортная логистика…………………………………………….....16стр.
5. Транспортные узлы и коридоры………………………………………18стр.
6. Транспорт и территориально-географическое разделение труда……19стр.
7. Транспортная подвижность населения………………………………..20стр.
8. Железнодорожные перевозки………………………………………….22стр.
9. Автомобильные грузоперевозки……………………………………….23стр.
10. Внутренние водные пути и морские каналы………………………...24стр.
11. Морской транспорт…………………………………………………....28стр.
12. Трубопроводный транспорт. Нефтяные трубопроводы и
газопроводы…………………………………………………………….30стр.
13. Воздушные пути и грузоперевозки…………………………………..31стр.
Заключение…………………………………………………………………35стр.
Список использованной литературы……………………………………..36стр.

Вложенные файлы: 1 файл

трансп .docx

— 73.02 Кб (Скачать файл)

 

3.  ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА (ИТС).

Интеллектуальная  транспортная система (ИТС) – это  единый комплекс автоматизированных систем, разработанный специально для решения  транспортных задач в городском  масштабе. Он предназначен для сбора, обработки и передачи информации о работе и состоянии транспортной инфраструктуры, обмена информацией  между ее пользователями и соответствующими управляющими структурами в режиме реального времени и управления наземным автотранспортом. Решение  основано на применении современных  информационных и телекоммуникационных технологий и методов управления с учётом потребностей правоохранительных органов и законодательных требований. Оно имеет практически неограниченную масштабируемость и интегрируется с существующими информационными системами и базами данных государственных органов, в том числе - служб дорожного патруля и правопорядка.

За счет модульной  природы решения его состав можно  варьировать и дополнять в  зависимости от конкретных потребностей, бюджета и технических характеристик  городской транспортной инфраструктуры.

Преимущества  ИТС:

Внедрение системы  позволит качественно изменить транспортную ситуацию в городе и повысить безопасность на дорогах. Ее основные цели:

Повышение эффективности  и качества планирования и управления транспортным комплексом и инфраструктурой, в том числе - увеличение пропускной способности транспортной системы и средней скорости движения общественного транспорта.

Повышение уровня транспортной и экологической безопасности населения, снижение количества дорожно-транспортных происшествий, затрат времени в пути и потребления горючего.

Повышение дисциплины и культуры дорожного движения в  городе.

Увеличение информированности  участников дорожного движения.

Оптимизация работы дорожных служб, повышение эффективности  реагирования на дорожно-транспортные происшествия.

Моделирование и  оценка влияния на транспортную систему  города строительства новых и  модернизация существующих транспортных объектов, объектов жилищного и делового строительства, схем организации дорожного  движения, а также чрезвычайных ситуаций.

Развитие сектора  общественного транспорта, повышение  уровня его привлекательности.

Рост инвестиционной привлекательности города.

Реализация концепции  “Безопасный интеллектуальный город” позволяет администрации города повысить эффективность управления транспорным хозяйством за счет получения своевременной и точной информации из различных источников для координации ресурсов, анализа и принятия оперативных решений, сформировать новый инструмент для текущего и стратегического устойчивого экономического и социального развития города и осуществлять централизованный непрерывный мониторинг и управление транспортными потоками в городе на основе полученных аналитических данных.

Органы безопасности получат возможность снизить  время реакции на внештатные и  чрезвычайные ситуации и повысить ее точность за счет полной и актуальной информации для принятия правильных решений, улучшить координацию деятельности экстренных служб и правоохранительных органов по предотвращению и минимизации  последствий дорожных аварий.

Наконец, жители города смогут повысить уровень качества и комфорта передвижений и получить новые услуги на основе информации о трафике, парковках, ремонтных  работах и так далее.

Архитектура решения

Арихитектура решения «Интеллектуальная транспортная система» - многоуровневая и модульная. В ее основе лежит базовая телекоммуникационная платформа и интеграционная шина, которые объединяют все виды связи и существующие системы, что позволяет операционному центру обрабатывать разнообразную актуальную информацию из многочисленных источников.

Комплекс услуг  ИТС:

Оперативный расчет режимов управления дорожного движения (городской, зональный и районные уровни), выработка рекомендаций по оптимизации управления дорожного  движения.

Информирование  участников дорожного движения (водители, транспортные компании, пассажиры) об оптимальных маршрутах движения, расчетном времени нахождения в  пути, местах на парковках, выдача рекомендаций по использованию различных видов  общественного транспорта, навигация  участников дорожного движения.

Мониторинг пассажирского  транспорта.

Моделирование транспортных потоков, подготовка данных для расчета  эффективности планируемого дорожного  строительства.

Сбор и обработка  информации о нарушениях правил дорожного  движения, процессинг по сбору штрафов.

 

 

                4.  ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА.

 

Компания, оказывающая  логистические услуги, — это всегда больше, чем обычная транспортная компания, осуществляющая перевозку различных грузов в указанный пункт назначения. Спектр услуг транспортно-логистической компании намного шире. Можно сказать, что транспортная логистика представляет собой начальный этап любой грузоперевозки. Транспортировку любого груза предваряет планирование, разработка маршрута, выбор наиболее оптимального способа доставки.

В задачи любой  логистической компании входит обеспечение своевременной доставки нужного груза с минимальными затратами. Один из важнейших пунктов данного вида деятельности — правильный выбор транспортного средства, наилучшим образом подходящего для выполнения поставленных задач. На выбор машины влияют, в первую очередь, параметры груза: его вес, размеры, состав, консистенция и пр. Не менее важными факторами являются объем груза и количество отправляемых партий, расстояние по маршруту, желаемый срок доставки. Необходимо также, чтобы транспортно-логистическая компания учитывала сезонные и погодные условия. Существует и целый ряд других (более мелких) параметров, на которые опираются специалисты.

Сотрудники компании, оказывающей логистические услуги, должны максимально быстро и точно определять наиболее подходящий вид транспорта, оценив достоинства и недостатки каждого. К примеру, в числе преимуществ воздушного транспорта специалисты логистической компании называют высокую скорость доставки, возможность направить груз в отдаленные регионы, а также сохранность грузов. С другой стороны, грузовые авиаперевозки отличаются высокой стоимостью, ограниченной грузоподъемностью и зависимостью от метеорологических условий. Автомобильные перевозки грузов более мобильны, способны осуществить доставку груза по схеме «от двери до двери», а также и более безопасны для груза. Однако при перевозках на дальние расстояния на обслуживание автомобиля тратятся солидные денежные средства, к тому же качество и срок доставки во многом зависят от ситуации на дорогах. Железнодорожный транспорт обладает хорошей грузоподъемностью, гарантирует доставку груза в срок, так как придерживается определенного расписания. Однако данный вид транспорта лишен возможности работать по схеме доставки «от двери до двери».

Самым грузоподъемным видом транспорта является водный. Суда способны перевозить грузы на большие расстояния. Кроме того, это самый дешевый способ транспортировки, однако же он является и самым медленным. Таким образом, подобрать самый подходящий для перевозки вариант бывает непросто, и для этого сотрудники компании должны обладать специальными навыками и знаниями.

Перевозка груза  может осуществляться только при  наличии безукоризненно оформленных  документов с соблюдением международных  правил и норм. Оформление и растаможивание грузов также входят в число логистических услуг.

        5.  ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ И КОРИДОРЫ.

 

Транспортные  коридоры — это совокупность магистральных  транспортных коммуникаций различных  видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки  пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации[4]. В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.

Транспортным  узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих  операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок  грузов и пассажиров. Транспортный узел как система — совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.

Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами, потому что притягивают торговлю, здесь удобно развивать промышленность (нет проблем со снабжением), да и  сами транспортные терминалы предоставляют  много рабочих мест. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы (многие до сих пор существуют за счёт этой роли). Прежде всего это города-порты: в Великобритании — это Лондон, во Франции — Марсель, Париж, в Германии — Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Бремен, в Испании — Бильбао, Барселона, в Италии — Венеция, Милан, в Нидерландах — так называемый Ранштадт (комплекс транспортных узлов, связанных в единую сеть — Роттердам, Амстердам, Утрехт, Лейден, Гаага), в Швеции — Стокгольм, в США — Нью-Йорк, Сиэтл, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, в Австралии — Сидней, в Японии — Токио, в Китае — Шанхай, Сингапур. Есть и менее обычные примеры. Так, город Шеннон в Ирландии в основном живёт за счёт аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся там на транспорт, доставляющий их в города крымского побережья.

Крупнейший транспортный узел России — Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример — Владивосток, где  кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути.

 

6. ТРАНСПОРТ И ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.

Соотношение между  транспортом и другими отраслями  характеризует территориальную  структуру хозяйства, тип его  размещения и уровень географического  разделения труда. Это соотношение (как и соотношение между промышленностью  и сельским хозяйством) может быть выражено разными показателями: отношением числа занятых работников, продукции, основных фондов и т. д. транспорта к  соответствующим показателям других отраслей.

 Отношение  стоимости продукции грузового  транспорта к общей стоимости  продукции промышленности и сельского  хозяйства представляет собой  транспортную составляющую в  стоимости товаров на месте  потребления; этот показатель  характеризует и долю транспорта  в валовом общественном продукте.

 Отношение  грузооборота транспорта, выраженного  в тонно-километрах, к общему весу  продукции промышленности и сельского  хозяйства, т. е. удельная затрата  перевозочной работы на единицу  продукции (в ткм/т), имеет размерность длины; она представляет собой средний фактический путь тонны продукции от места производства к месту потребления. Ее можно назвать экономической дальностью перевозки.

 Экономическая  дальность перевозок тесно связана  с внутренним и международным  территориально-географическим разделением  труда. На ее уровень влияет  ряд факторов: размеры и очертания  государственной территории, на  которой складывается внутреннее  территориальное разделение труда,  степень специализации экономических  районов в стране; степень вовлечения страны в международное географическое разделение труда и зависимость ее хозяйства от мировых рынков, а также капиталистическое расточительство, приводящее к нерациональным перевозкам (повторным, встречным, кружным и т. д.), удлинение маршрутов перевозок в связи с особенностями трасс разных видов транспорта (например, расстояния по речным путям в среднем на 20—40% длиннее, чем между теми же пунктами по железным дорогам) и т. д.

 Исключив  из экономической дальности перевозок  добавочные километры пробега,  обусловленные удлинением маршрутов  и нерациональными перевозками,  мы получим среднее расстояние  между пунктами производства  и потребления. Этот показатель  молено назвать географической  дальностью перевозок. Величина  его непосредственно определяется  внутренним и международным территориально-географическим  разделением труда.

 Экономическая  и географическая дальность внутренних  перевозок в США примерно в  четыре раза больше, чем в среднем  в капиталистических странах  Европы. Это соотношение очень  устойчиво. За последние полстолетия  оно почти не изменилось, хотя  экономическая дальность перевозок  за этот период как в США, так и в Западной Европе увеличилась примерно на 40%. Почти четырехкратная по сравнению с Западной Европой экономическая дальность внутренних перевозок в США объясняется в основном различием в размерах государственных территорий, в пределах которых в процессе стихийного и антагонистического развития складывается территориально-географическое разделение труда, не стесненное таможенными и валютными границами.

      7. ТРАНСПОРТНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.

Объем пассажирских перевозок определяется в зависимости  от численности и подвижности  населения. Подвижность населения, выражаемая числом передвижений в год  на одного жителя, является одной из социальных характеристик образа жизни  городского населения. Чем больше численность  населения города, тем больше в  нем возможностей для удовлетворения культурно-бытовых потребностей человека, а следовательно, больше и подвижность жителей города.

В термин «подвижность»  населения вкладывается часто разное содержание, что приводит к существенному  изменению его количественного  выражения.

Информация о работе Транспорт как отрасль производства в мировом хозяйстве