Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат
В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым
где они расположены. Экскурсионное обслуживание групп,
выезжающих в другие города (даже в пределах одной области),
осуществляют туристские учреждения или предприятия, рас-
положенные в этих городах. Экскурсовод, выехавший с груп-
пой туристов в эти города, проводит путевую информацию и
выполняет обязанности руководителя группы.
Основой всей работы по организации обслуживания групп
должен быть экскурсионно-финансовый план предприятия,
составленный с учетом изучения спроса и предложения эк-
скурсионных услуг на туристском рынке. План составляется
по видам экскурсий и тематике с учетом состава группы. Тем
самым решается вопрос о дифференцированном подходе к ор-
ганизации экскурсионного обслуживания различных групп
населения. Термин "дифференциация" означает разделение,
расслоение целого на различные части. Дифференцированный
подход требует организации различных групп населения с уче-
том их запросов, особенностей, увлечений.
Дифференцированный подход к обслуживанию и организа-
ции определенных групп имеет немаловажное значение для
экскурсионного обслуживания в целом, так как решает следу-
ющие задачи:
способствует максимальному удовлетворению разносторон-
них запросов экскурсантов; создает возможность изыскания
новых резервов в расширении экскурсионного обслуживания;
повышает эффективность всей работы в этой области.
Такая постановка вопроса требует определения основных
критериев экскурсантов, выделения конкретных групп по их
обслуживанию. Согласно "Временным правилам деятельности
в сфере туризма на территории Республики Беларусь" экскур-
сант — временный посетитель, пребывающий в той или иной
стране (местности) с целью посещения достопримечательных
мест, музеев и т.д. с учебными или культурно-просветительс-
кими целями не менее 24 часов.
В практике экскурсионного обслуживания сложилось нес-
колько видов классификации экскурсантов. Причем в основу
положено отношение этих людей к экскурсии как форме куль-
турного досуга, отдыха, пополнения знаний. Условно можно
выделить три основные категории экскурсантов, ко-
торые:
хотят все знать — им интересно все новое в экономике, нау-
ке, технике, искусстве, архитектуре и т.д. Для них почти каж-
дая экскурсия — открытие; уточняют свою точку зрения, как
правило, они посещают экскурсию по конкретной теме; ис-
пользуют экскурсию как досуг.
По своему существу экскурсионная деятельность рассчита-
на обычно на группу участников, хотя сейчас распространение
получают и экскурсии для индивид уалов.
Экскурсионная группа — совокупность людей, сформиро-
ванная с учетом определенных признаков (или без их учета) с
целью получения экскурсионных услуг. Представленная схе-
ма группировки туристов не дает возможности качественно
оказывать экскурсионные услуги. Достижению этой цели бу-
дет способствовать деление экскурсантов по следующим при-
знакам:
создание экскурсионных групп с учетом возраста (дети, мо-
лодежь, люди среднего возраста, пенсионеры).
Экскурсии для возрастных групп отличаются одна от дру-
гой по содержанию, методике изложения материала, по про-
должительности, по способу передвижения:
в основу формирования групп экскурсантов положен род
их занятий, создаются группы для различных профессий: пе-
дагогов, медицинских работников, рабочих, архитекторов,
учащейся молодежи и т.д. При проведении экскурсии учиты-
ваются профессиональные интересы каждой из групп;
создание групп в зависимости от проведения культурного
досуга участников экскурсии: для любителей театра, музыки,
кино, фото и различного рода искусства, коллекционирова-
ния, природы, спорта и т. д.;
. формирование групп с учетом формы обучения, т. е. прове-
дение экскурсий для слушателей различных семинаров, кур-
сов, отделений.
Организация и проведение экскурсий с учетом указанных
признаков требует особой подготовки и специализации эк-
скурсоводов.
Качественному экскурсионному обслуживанию способству-
ет группировка экскурсантов с учетом уровня общеобразова-
тельной, профессиональной и другой подготовки. Учет степе-
ни подготовки, уровня развития участников дает возможность
варьировать содержание экскурсии, излагать как словесный,
так и зрительный материал различной степени сложности. Эк-
скурсоводом используются усложненные методические при-
емы. Данный вид группировки требует серьезной специализа-
ции экскурсоводов, особых знаний и умений.
В зависимости от условий проведения экскурсий (требова-
ния к технике безопасности, вместимость объектов и др.) опти-
мальными считаются группы туристов в составе 15—30 чело-
век.
Расширение оказания экскурсионных услуг требует от ту-
ристских предприятий изыскание новых резервов. В настоя-
щее время таковыми могут быть:
разработка новых тем экскурсий; новые экскурсионные
объекты, включаемые в маршрут экскурсии; использование
различных видов транспорта; новые формы экскурсионного
обслуживания; высокое качество экскурсионного обслужива-
ния; организация новых маршрутов.
Рассмотрим некоторые из них. Общая продолжительность
различных видов экскурсий определяется утвержденными ме-
тодическими разработками и указывается в астрономических
часах.
При этом продолжительность
ния
экскурсии экскурсоводом
часах.
В
общую продолжительность
время, затраченное на пробег автобуса к месту начала экскур-
сии.
Разработка новых тем экскурсии требует ряд дополни-
тельных организационных моментов. Это — привлечение к ра-
боте новых кадров, поиск дополнительных объектов, обеспече-
ние транспортом для доставки новых контингентов людей, и
как следствие — рост объемов экскурсионных услуг.
Основой для разработки новой экскурсионной темы служат
и новые (для данной темы) экскурсионные объекты, включае-
мые в маршрут. Из имеющихся в Республике Беларусь более
14
тысяч памятников истории,
скурсионных показах используется лишь около 10% . Поэтому
было
бы целесообразно с целью
экскурсионным учреждениям иметь "Своды памятников" и
паспорта (картотеку) объектов.
Использование различных видов транспорта (автобус,
троллейбус, трамвай, микроавтобус, метро, электрички и др.)
дает значительную возможность расширения экскурсионного
обслуживания. Хорошая организация работы данных видов
транспорта в современных условиях позволит привлечь боль-
шее количество участников экскурсий.
К новым формам экскурсионного обслуживания населе-
ния следует отнести создание в настоящее время интересных
музейно-производственных комплексов, деятельность кото-
рых обеспечивает проведение таких видов экскурсий, как
экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-пик-
пик, учебная экскурсия. Не зря говорят: "Новое — это хоро-
шо забытое старое". Возвращение организации таких форм
работы, как экскурсионное обслуживание участников чес-
твования лучших людей по профессиям, свадеб, обслужива-
ние в вечернее время, оказание экскурсионных услуг в гос-
тиницах как для групп, так и для индивидуалов. Все это даст
возможность поднять экскурсионное обслуживание на но-
вый уровень.
Говоря о формах, не следует забывать о многовариантности
экскурсионной программы и циклах экскурсий. Многовари-
антность
экскурсионной программы
ние туристов в гостиницах, пансионатах, на турбазах и т. п. с
предоставлением права выбора тем экскурсий туристам.
йсли бы оплата экскурсий входила в стоимость путевки, то
такая форма обслуживания должна была соблюсти условия:
стоимость полученных экскурсий не должна превышать стои-
мость экскурсий, предусмотренных путевкой.
Развитию экскурсионной работы среди населения способ-
ствуют проводимые экскурсионными учреждениями циклы
экскурсий.
Экскурсионные циклы можно разделить на следующие ви-
ды:
общеобразовательный (состав группы с разносто-
ронним уровнем образования, без учета возраста, интересов),
состоящий из разных тем; тематический— историчес-
кий,
литературный, архитектурно-
гиозныйит.д.;для определенной группы участников.
Организация вариантов циклов экскурсий по тематике и
содержанию для разных возрастных категорий с использова-