Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат
В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым
нием различных форм проведения (пешеходные, транспор-
тные, комбинированные) обеспечивает систематическое оказа-
ние экскурсионных услуг населению.
При реализации цикла экскурсий уместно использовать эк-
скурсионный абонемент. Последний не является финансовым
документом,
а носит рекламно-
Создание циклов экскурсий позволяет увеличить охват эк-
скурсионными услугами, способствует решению социальных
задач, направленных на повышение идейного и культур-
но-познавательного уровня населения.
Повышение качества экскурсионного обслуживания оста-
ется одной из важных задач в деятельности туристского пред-
приятия.
Согласно "Временным правилам деятельности в сфере ту-
ризма на территории Республики Беларусь" качество обслу-
живания в сфере туризма определяется как совокупность
свойств туристских услуг и процессов обслуживания по удов-
летворению
обусловленных или
тей туристов.
В классическом варианте качество туристско-экскурсион-
ного обслуживания непосредственно зависит от качества пред-
лагаемых услуг и, в силу этого, тоже носит комплексный ха-
рактер. Понятие качества объекта следует рассматривать как
совокупность его свойств, способных удовлетворять опреде-
ленные потребности в соответствии с принятым назначением.
Под объектом здесь понимается результат труда (экскурсия,
турмаршрут), или процесс деятельности, например, рекреаци-
онной. Такой подход позволяет определять уровень повыше-
ния качества туристско-экскурсионного обслуживания
посредством удовлетворения рекреационных потребностей ту-
риста и экскурсанта. В свою очередь уровень удовлетворения
рекреационных потребностей туристов и экскурсантов связан
с их спецификой как участников туристско-экскурсионной де-
ятельности. Причем турист и экскурсант выступают одновре-
менно как субъект и как объект этой деятельности. С одной
стороны, как субъект он целенаправленно и сознательно осу-
ществляет эту деятельность — осмотр достопримечательнос-
тей, физкультурно-оздоровительные мероприятия, общение с
людьми, природой и т. п.
С другой стороны, оздоровление, повышение интеллекта
и т. п., представляют его как объекта деятельности, и в первую
очередь своей, а также других туристов и экскурсантов, и
только во вторую как объекта деятельности, обеспечивающей
проживание, питание, транспорт, культурно-бытовое обслу-
живание.
На основании изложенного можно определить качествен-
ный
уровень туристско-
уровнем подготовки туриста и экскурсанта для получения
данной деятельности, их желанием и умением, наличием соот-
ветствующего багажа знаний и навыков;
уровнем обслуживания и его адекватности данному виду
туристско-экскурсионной деятельности.
К примеру, экскурсовод критерием качества избирает сте-
пень внимания и удовлетворения группы экскурсантов прове-
денной экскурсией. В этом случае он опускается до уровня эк-
скурсантов.
Такая позиция ведет к
ослаблению методологической стороны экскурсии, поскольку
со стороны экскурсантов высокие оценки получают экскурсии
с обилием материалов из области творческой и личной жизни
выдающихся людей, исторических событий, легенд, летопи-
сей. На качество проводимых мероприятий в первую очередь
оказывает влияние уровень подготовки экскурсовода, его уме-
ние соблюдать методику и технологию их проведения, знание
маршрутов,
понимание связи материала
ностью.
Можно выделить несколько ступеней качественного уров-
ня экскурсии:
экскурсия без единого приема показа и рассказа - инертна;
экскурсия только с приемами рассказа (причем преобладает
активность рассказа над пассивностью показа) сводится к пу-
тевой информации;
экскурсия, в которой активен показ, но пассивен рассказ,
преобладание
формы комментирования
уровень. В данном случае осмотр сводится к любованию памят-
никами.
Перечисленные выше три вида экскурсии нельзя признать
удовлетворительными:
экскурсии, содержащие методические приемы показа
объектов и рассказа о них или событиях, с ними связанных;
однако может наблюдаться разобщенность показа и рассказа
при высоком качестве того и другого; оценка — хорошая эк-
скурсия;
экскурсия — синтез приемов показа и рассказа, причем все
отвечает
требованиям техники и
скурсии: речь, дикция, жесты экскурсовода; оценка — отлич-
ная экскурсия.
Анализ экскурсий позволяет выделить наиболее типичные
недостатки, допускаемые при их проведении:
лекционность — преобладание рассказа над показом;
информационность (обилие цифр, фактов, примеров);
незавершенность подтем и темы в целом (отсутствие выво-
дов);
эскизность показа и рассказа;
преобладание в экскурсии частного, случайного.
Анализируя "транспортные" экскурсии, следует учитывать
несколько ступеней качества:
экскурсанты неохотно выходят из автобуса; некоторая
часть экскурсантов перестает выходить из автобуса вообще;
уход отдельных экскурсантов с маршрута можно сравнить с
"провалом" экскурсовода; нежелание вообще участвовать в эк-
скурсиях во время путешествия на туристических поездах,
теплоходах.
Поэтому экскурсовод должен ясно представлять, что хочет
увидеть и узнать экскурсант, какое впечатление на него ока-
жет увиденное и услышанное. В этом состоит мастерство эк-
скурсовода, и в конечном итоге — качество оказываемой услу-
ги — проведение экскурсии.
Основой деятельности экскурсовода всегда была и остается
хорошо организованная методическая работа по подготовке
экскурсий,
контрольный текст и
го мероприятия.
Экскурсия — это коллективный труд многих людей, ее вы-
сокое качество — результат ряда служб, в том числе турис-
тских фирм, рекламной компании, автопредприятия и др. Ус-
пешному проведению экскурсии должна способствовать хоро-
шо налаженная организационная работа: и своевременно
явившийся экскурсовод, и вовремя поданый автобус, и не
опоздавшие экскурсанты, и четкая объективная информация о
поездке, ее маршруте, продолжительности, порядке проведе-
ния, содержании. Недопустимы изменения программы, за-
мена одной экскурсии другой, пусть даже равной по продол-
жительности и стоимости, поскольку все вышеперечисленное
влияет на качественное обслуживание туристов экскурсион-
ными мероприятиями. Ведь туристы были заранее ознакомле-
ны с программой пребывания (при приобретении путевки) и
настроены на восприятие запланированных мероприятий.
В случае прибытия на маршрут нескольких групп в целях
качественного обслуживания надо иметь несколько вариантов
маршрута экскурсии на одну и ту же тему.
При многодневном обслуживании группы, составляя эк-
скурсионную программу, необходимо учесть предоставление
туристам свободного времени (для посещения своих заветных
мест, приобретения сувениров и т. п.).
Считается нецелесообразным планировать в последний
день пребывания в городе экскурсии продолжительностью
свыше четырех часов. Если же программа пребывания без дан-
ной экскурсии невозможна, то необходимо учесть время отъез-
да туристской группы.
Экскурсоводу, менеджеру турфирмы после реализации эк-
скурсионной
программы следует
и предложения (устные или письменные), поступившие от
клиентов. Это позволит в дальнейшем избежать допущенных
пробелов и в итоге повысить качество и эффективность экскур-
сионного обслуживания.
Рассмотрев одно из направлений сферы туристской дея-
тельности — экскурсионное обслуживание, определив факто-
ры повышения качества экскурсионных услуг, следует отме-
тить, что для повышения качества туристско-экскурсионного
обслуживания в целом, необходимо разработать стандарты на
основные виды услуг и программы обслуживания на маршру-
тах, решив вопросы обеспечения современных форм и методов
контроля.
Все работы в области стандартизации в сфере туристско-эк-
скурсионного обслуживания мог бы возглавить Технический
комитет по стандартизации "Туристско-экскурсионное обслу-
живание" при Госстандарте Республики Беларусь (исходя из
опыта работы в этом направлении в Российской Федерации).
Основными задачами стандартизации в сфере турис-