Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат
В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым
ветствие его содержания контрольному.
Индивидуальный текст в отличие от контрольного отража-
ет структуру экскурсии: имеет вступление, основную часть,
заключение. Он построен в полном соответствии с маршрутом,
т. е. фактический материал в тексте излагается в той последо-
вательности, в которой осуществляется показ экскурсионных
объектов. Индивидуальный текст представляет собой готовый
для исполнения материал. Это текст рассказа на экскурсии.
Вступление обычно подразделяется на две части: организа-
ционную и информационную. В организационной части
экскурсовод сообщает свое имя, отчество, фамилию, называет
организацию, в которой работает, знакомит группу с водите-
лем автобуса, определяет тему экскурсии, сообщает маршрут,
время и место ее окончания, проводит инструктаж о правилах
безопасности и поведения участников. В информационной
части кратко излагаются содержание, цель и задача экскур-
сии, называются несколько подтем и наиболее интересные
объекты. Во вступлении руководитель группы должен заин-
тересовать аудиторию и установить с ней контакт. Вступле-
ние должно быть ярким, лаконичным и не превышать 5—7
минут.
Основная часть состоит из отдельных подтем (от 4—5 до
10—12),
соединенных обоснованными
ми в единое целое.
В конце экскурсии экскурсовод подводит итоги, делает вы-
воды по теме, отвечает на вопросы ее участников, рекомендует
им принять участие в других подобных мероприятиях.
За подготовкой текста следует комплектование так называ-
емого "портфеля экскурсовода". "Портфель экскурсовода" —
условное название комплекта наглядных пособий, используе-
мых
в ходе проведения мероприятия, назначение
которых — максимально
звенья зрительного ряда.
Подготовка
экскурсии завершается
ческой разработки — основного документа экскурсионного уч-
реждения, который при наличии текста дает право на проведе-
ние экскурсии.
После всего этого организуется пробная экскурсия, по
окончании которой проводится обсуждение, дается оценка,
выявляются отдельные недочеты.
Экскурсовод (лично) должен проделать следующие этапы
подготовки экскурсии:
сбор фактического материала; изучение рекомендованных
источников; знакомство с экспозициями музеев по теме эк-
скурсии; ознакомительный объезд (обход) маршрута; состав-
ление индивидуального текста; проведение пробной экскур-
сии.
Экскурсовод должен неоднократно возвращаться к тексту,
постоянно обновляя и дополняя его.
Классификация — система распределения тех или иных
предметов, явлений в соответствии с их существенными при-
знаками.
Классификация экскурсий — это распределение поездок по
однородным группам в соответствии с присущими этим груп-
пам признаками. В процессе развития экскурсионного дела из-
менение содержания работы находило отражение и в класси-
фикации экскурсий.
В настоящее время в работе экскурсионных учреждений
может использоваться классификация, в основу которой поло-
жены следующие признаки:
состав участников; содержание; тематика; место проведе-
ния; форма проведения; способ передвижения; цикличность.
По составу участников экскурсии делятся на:
для детей и школьников; взрослых (студенты, учащаяся
молодежь и т.д.); городских жителей; сельских жителей; мес-
тного населения; приезжих туристов; для индивидуалов.
По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (мно-
гоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии затрагива-
ют несколько тем.
Обзорные экскурсии строятся на показе объектов, раз-
личных по форме и содержанию. Используемый в экскурсии
исторический и современный материал помогает получить об-
щее представление о городе, области, республике. Хронологические рамки обзорной экскурсии, в основном всегда — от пер-
вого упоминания в летописи данного города (селения) до сегод-
няшнего дня. Особая черта обзорных экскурсий — глубина
раскрытия материала.
Тематические экскурсии посвящены событию или
группе событий, объединенных одной темой. Четкое определе-
ние темы позволяет сделать рациональный подбор материала.
Тематические экскурсии в свою очередь делятся на несколько
групп, а каждая из них классифицируется на подгруппы.
К экскурсиям на природоведческие темы относятся:
географические (география — наука о Земле); геологичес-
кие (о недрах Земли); гидрогеологические (о водных ресурсах);
ландшафтные (сады и парки, живописные природные места).
Экологические экскурсии имеют подгруппы: экология го-
рода, определенной местности и т. д. В свою очередь подгруп-
пы делятся на классы:
экология и человек; экология водного бассейна; экология
воздушного бассейна; экология животного и растительного
мира.
Исторические экскурсии по своему содержанию имеют
подгруппы:
историко-краеведческие; археологические; этнографичес-
кие.
Предметом
изучения историко-краеведческих
является значительное событие или несколько событий, или
определенный период времени в историческом развитии края.
Источником
археологических экскурсий
ники, ставшие доступными для изучения в результате поисков
и находок археологов: постройки древних поселений, горо-
дищ, погребений, оружие, орудия труда, утварь, украшения
и т. д.
Этнографические экскурсии позволяют изучить быт,
культуру, народные промыслы в их историческом развитии.
Искусствоведческие экскурсии направлены на воспитание
чувства прекрасного, способствуют развитию художественного
вкуса. Основой для их классификации являются различные
виды искусства. Искусствоведческие экскурсии делятся на
группы:
экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительно-
го искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное
искусство), а также театрально-музыкальные экскурсии.
Литературные экскурсии подразделяются на:
литературно-
нью и творчеством какого-либо поэта, писателя); историко-ли-
тературные (раскрывающие определенный исторический этап
развития литературы); литературно-художественные (по местам событий или подвигов героев, нашедших отражение в про-
изведениях).
Архитектурно-
дующее деление:
освещение памятников архитектуры определенных стилей;
творчество отдельных архитекторов; историческая и современ-
ная застройки города.
Производственные экскурсии подразделяются на:
производственно-
^еские: производственно-технические.
Производственно-
ф-метенные этапы развития предприятий. В содержании
и р о и зводственн о-э к оно м и чески х экскурсий осве-
щается деятельность предприятия. Производственно-
технические
посвящены современным
т»ж«ииям науки и техники, их использованию на производ-
стве.
В отдельную подгруппу
.экскурсии
с целью повышения
с целью профориентации молодежи.
Производственные экскурсии могут включаться также в
классификационную группу по месту проведения.
Кроме этого, экскурсии по месту проведения принято де-
лать на следующие группы:
музейные, городские, загородные, в пути следования.
Музейным экскурсиям свойственно обслуживание турис-
тов согласно профилю музея, т. е. его отношению к определен-
во5 отрасли производства, культуры, искусства и др.
Городские экскурсии могут быть обзорными и темати-
ческими, посвященными показу частей или всего города в целом.
Загородные экскурсии могут проводиться:
в конечном пункте следования; в сочетании экскурсии в пу-
ти с экскурсией в конечном пункте.
По содержанию загородные экскурсии делятся на обзорные
и тематические.
Экскурсионная информация в пути следования группы в
отличие от экскурсии имеет особенности:
первоочередность рассказа по сравнению с показом; ин-
формация носит интересный справочный характер о районе,
области, республике, жизни и деятельности людей данного
края; в информации не используется материал тех экскурсий,
которые предусмотрены в конечных пунктах назначения.
По форме проведения выделяют следующие экскурсии:
обычные; учебные; рекламные; экскурсия-лекция; эк-