Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат
В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым
начальный облик объекта. Если постройка вообще не сохрани-
лась, экскурсовод может использовать наглядные пособия: фо-
тографии, схемы, репродукции картин и т.д.
Одним из вариантов методического приема реконструкции яв-
ляется прием зрительного монтажа, когда объект создается пу-
тем суммирования внешнего облика нескольких зданий или нес-
кольких памятников, а также их отдельных элементов, частей.
Прием локализации событий — это способ показа истори-
ческого события, явления в точной локальной обстановке, в
которой они протекали.
Прием
зрительного сравнения
объектов по сходству или различию между ними.
Показ наглядных пособий позволяет восполнить недоста-
ющий зрительный ряд или более конкретно воспринять эк-
скурсионный объект и связанные с ним события. В трехчасо-
вой экскурсия не должно использоваться более 15 наглядных
пособий. Наглядные пособия должны быть четкими, ясными,
аккуратно выполненными. Размеры схем, рисунков, фотогра-
фий должны быть: 18 х 24 см, 24 х 30 см.
Наглядные пособия можно классифицировать следующим
образом:
естественные пособия: коллекции насекомых, минералов;
отдельные растения и т. д.;
изобразительные: карты, схемы, открытки, рисунки и т.д.;
технические средства: диапозитивы, кинофильмы и т.д. Показ объекта по ходу движения требует предварительной
подготовки экскурсантов.
При показе мемориальной доски читать надпись на ней,
если она находится в пределах видимости экскурсантов, не ре-
комендуется.
Все перечисленные приемы показа в отдельности почти не
применяются и в экскурсии всегда тесно связаны с рассказом.
Средствами показа экскурсионных объектов являются рас-
сказ и жест. Главная особенность жеста на экскурсии состоит в
том, что он не связан с рассказом, а является составной частью
показа объекта. В экскурсии жесты имеют самый разнообраз-
ный рисунок: вертикальное и свободное движение руки, пере-
числение по пальцам, движение указательного пальца по кру-
гу, в сторону объекта, движение одной руки, скрещивание рук
и
др. Жест несет смысловую и
В экскурсионной практике принята следующая класси-
фикация жестов:
основная группа — жесты указательного характера. Указа-
тельный жест может быть прямым, дугообразным, ломаным и
производиться в разных направлениях: снизу вверх, сверху
вниз, слева направо и наоборот. Жест-указка обычно направ-
лен в сторону объекта;
иллюстративные жесты, дают представление о границах
осматриваемых объектов, размерах показываемой террито-
рии. Жест словно очерчивает объект, останавливается на от-
дельных деталях;
подчеркивающие (пространственные) жесты дают нагляд-
ное представление о размерах и форме экскурсионных объек-
тов;
реконструирующие жесты помогают зрительно восстано-
вить несохранившиеся части зданий, сооружений, т. д.;
побудительные жесты, которые позволяют экскурсоводу
правильно размещать группу у экскурсионного объекта;
наглядные жесты дают возможность правильно демонстри^
ровать пособия;
эмоциональные жесты, выражающие эмоции экскурсово-
да, его психологическое состояние в момент проведения эк-
скурсии.
Неотъемлемая часть экскурсии — рассказ экскурсовода.
По отношению к показу он вторичен, подчинен показу.
Рассказ имеет следующие особенности:
зависимость рассказа от движения экскурсионной группы.
Вне маршрута и вне конкретных объектов показа экскурсион-
ный рассказ не существует;
убедительность рассказа птсту-тяетс.я с. прмот,ью зритель-
ных доказательств;
последовательность представления объектов определяет
последовательность и логичность рассказа;
ограниченность рассказа во времени и по подтемам.
Лимит времени определяется рядом обстоятельств: коли-
чеством и сохранностью объектов; удаленностью объектов
друг от друга; историко-художественной ценностью объектов.
Приемы рассказа должны соотноситься с приемами пока-
за. Задача любого приема рассказа — обеспечение лучшего
уяснения экскурсантами сути демонстрируемых объектов.
Существует несколько приемов рассказа: прием цитирова-
ния; прием комментирования; характеристика объекта; бесе-
да; прием вопросов и ответов.
Цитирование — это введение в рассказ выдержек из худо-
жественных произведений, исторических документов, мемуа-
ров. Прием употребляется, когда цитируемый отрывок совпа-
дает с конкретным экскурсионным объектом и дополняет зри-
тельные впечатления туристов.
Комментирование используется в тех экскурсиях, в кото-
рых объект показывается в движении, изменяется во время
наблюдения.
При характеристике экскурсионных объектов подчерки-
вается их специфика, приводятся наиболее характерные их
особенности.
Прием беседы требует детального, продуманного подхода к
каждому объекту и экскурсантам.
Прием вопросов и ответов должен употребляться уместно.
Вопросы экскурсовода должны отличаться доступностью, точ-
ностью, конкретностью. Этот прием является ступенькой в лес-
тнице логического перехода. Кроме того, общие правила методи-
ки устанавливают, что в конечной точке маршрута экскурсовод
должен обратиться к группе с просьбой задавать ему вопросы.
Однако давать ответы на вопросы, не имеющие отношения к теме
экскурсии, не входит в его обязанности. Он может дать совет, на
каких экскурсиях, в каких литературных или других источни-
ках можно найти ответ на интересующие экскурсантов вопросы.
ОБСЛУЖИВАНИЯ
Туризм
как вид социально-
объединяет в себе интегрированные знания о закономерностях
наиболее ценимых социальных результатов (оздоровление, по-
вышение
физического и духовного
щение с природой, умение, уровень знаний). Что касается пос-
леднего, то как нигде в другой отрасли, именно экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя туристской
услуги целый комплекс знаний ряда отраслей науки: экономи-
ки, истории, географии, этнографии, экологии и пр.
Формирование интеллекта человека протекает в рамках ра-
бочего и внерабочего времени, которые находятся в органичес-
кой связи. Сокращение рабочего времени на основе роста про-
изводительности труда влечет за собой соответствующее уве-
личение свободного времени и наоборот, повышение квалифи-
кации и рост культурного уровня работников обусловливают
повышение производительности труда и рациональное исполь-
зование рабочего времени.
Деятельность в свободное время требует определенных ма-
териальных затрат как членов общества, так и общества в це-
лом. Современные масштабы туризма выдвигают на новый
план проблемы рациональной организации экскурсионного об-
служивания. Рост объема свободного времени еще не означает
рационального его потребления. Общество должно уметь отды-
хать, и в этом ему помощник — туризм.
Свободное время не имеет таких жестких регламентов, как
требования технологии и организации производства. Поэтому
каждый человек может и выбирает наиболее эффективный
или наиболее быстрый способ восстановления психоэмоцио-
нального равновесия, нарушенного в процессе учебы, про-
изводства. К сожалению, для некоторых эффективным сред-
ством снятия нервного напряжения выступает алкоголь — на-
иболее
дешевое и мгновенно
Такая же причина растущего увлечения азартными игра-
ми, детективной литературой, кинобоевиками и пр., так как
острые ощущения, сопровождающие подобного рода"рекреа-
ционные услуги" оказываются наиболее доступными и быстро-
действующими средствами психоэмоционального переключе-
ния. Как видим, потребности в отдыхе, в определенных усло-
виях люди могут находить в социально неперспективных или
асоциальных
видах рекреационной
отвращения чего нужны, разумеется, альтернативы.
Такой альтернативой и является сфера туризма. Именно
данная отрасль социальной инфраструктуры позволяет удов-
летворить потребность человека в приобщении к духовным и
нравственным ценностям, в накоплении и углублении знаний,
в том числе и профессиональных (однако не в регламентиро-
ванном процессе обучения), в режиме свободного выбора
объекта, методов и средств познания. Как раз такие познания
достигаются
при участии в экскурсионно-
риятиях: осмотре музейных и выставочных экспозиций, исто-
рических, культурных, инженерных, этнографических и при-