Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 20:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является комплексное изучение национального, зарубежного и международного законодательства, истории совершенствования законодательства о назначении уголовного наказания несовершеннолетним, а также разработку предложений, направленных на совершенствование норм уголовного законодательства по данному вопросу.

Содержание

Введение.
1. Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты.
1.1 Развитие национального законодательства о назначении наказания несовершеннолетним.
1.2 Обстоятельства, обусловливающие особенности назначения наказания несовершеннолетним.
1.3 Особенности уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетним в международном праве и в уголовном законодательстве зарубежных государств.
2. Содержание уголовно-правовых особенностей назначения наказания и принудительных мер воспитательного воздействия несовершеннолетним.
2.1 Особенности назначения наказания несовершеннолетним, совершившим преступления.
2.2 Особенности назначения принудительных мер воспитательного воздействия.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

назначение наказания.docx

— 142.36 Кб (Скачать файл)

Согласно  п.  5  Постановления Пленума  Верховного Суда РСФСР от 25 декабря 1990 г.  №5 “О судебной практике по делам  о преступлениях несовершеннолетних  и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность”, при рассмотрении дел о преступлениях  несовершеннолетних,  совершённых  с участием  взрослых,  необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений  между взрослым и подростком, поскольку  эти данные могут иметь решающее значение для установления роли взрослого  в вовлечении несовершеннолетнего  в преступную или иную антиобщественную деятельность.

Если совершению преступления несовершеннолетним предшествовало неправомерное  и провоцирующее поведение взрослых лиц,  в том числе признанных  потерпевшими по делу, суд вправе признать это обстоятельство смягчающим ответственность  виновного.

Выделяя особенности уголовной  ответственности несовершеннолетних,  УК РК исходит из того,  что в Общей части УК ряд положений либо специально регламентируют ответственность несовершеннолетних,  либо распространяются на несовершеннолетних,  а именно:  при признании рецидива не учитываются судимости за преступления,  совершённые в возрасте до восемнадцати лет (ст.  18 УК), устанавливаются пределы возраста наступления возраста уголовной ответственности в целом и за некоторые преступления (ст.  20УК),  несовершеннолетие виновного рассматривается как смягчающее обстоятельство (ст.  61 УК). Из этого следует, что при разрешении вопросов уголовной ответственности несовершеннолетних следователи,  прокуроры и судьи обязаны руководствоваться не только  положениями главы 14 нового УК, но и положениями Общей части УК.

В тех случаях,  когда  нормы общей части УК, например, об освобождении от уголовной ответственности (ст.  ст. 75-78 УК) или об освобождении от наказания (ст. ст. 79-83 УК), по предмету уголовно-правового регулирования  совпадают с нормами главы 14, относящейся  к несовершеннолетним (ст.ст. 92, 93 УК), применению подлежат последние как  специальные нормы,  которые эти  вопросы решают для несовершеннолетних более благоприятно,  чем нормы, относящиеся к лицам старше восемнадцати лет.

При назначении уголовного наказания  несовершеннолетним особое значение имеет  его индивидуализация.

В индивидуализации назначения наказания  выделяются два аспекта: с одной  стороны, она выступает как принцип - основная, исходная идея назначения наказания, с другой, как главная составляющая правового режима назначения наказания - реального осуществления этой идеи в правотворчестве и правоприменении. При этом индивидуализация назначения наказания как режим является производным от одноименного принципа.

Соответственно, индивидуализация назначения наказания несовершеннолетним - принцип  и главная составляющая правового  режима назначения наказания посредством  избрания несовершеннолетнему необходимой  и достаточной меры наказания, обеспечивающей достижение его целей, в полном соответствии с характером и степенью общественной опасности совершенного преступления, особенностями личности виновного, включая уровень его психического развития, условия его жизни и  воспитания, характер влияния на несовершеннолетнего  старших по возрасту лиц, а также  смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Использование многофакторного подхода  позволило установить, что факторами, влияющими на индивидуализацию назначения наказания несовершеннолетним в  современных условиях, являются: 1) социально-политический, 2) правовой (включая систему международно-правовых актов в области прав человека,борьбы с преступностью и обращения  с правонарушителями); 3) состояние, структура и динамика преступности несовершеннолетних; 4) состояние и  развитие судебной практики. При этом выявлено влияние первых двух факторов на характер законодательных требований об индивидуализации назначения наказания  несовершеннолетним, а последних  двух - на деятельность правоприменителя при реализации соответствующих  предписаний закона.

Под правовыми средствами индивидуализации назначения наказания несовершеннолетним понимаются общие и специальные  нормы уголовного закона и действия по их реализации, связанные с установлением  характера и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, личности несовершеннолетнего  и ее особенностей, включая уровень  его психического развития, а также  учет его условий жизни и воспитания, влияния на него старших по возрасту лиц, спомощью которых обеспечивается назначение несовершеннолетнему законного  и справедливого наказания, а  также достижение его целей.

Правовые средства индивидуализации назначения наказания несовершеннолетним должны формироваться и применяться  на основе системы учета рисков и  потребностей несовершеннолетнего  преступника.

Под ней предлагается понимать систему  комплексного и последовательного  выявления наиболее значимых факторов, обусловивших совершение преступления несовершеннолетним, анализ которых  позволит назначить ему максимально  индивидуализированное наказание. При этом оценка «рисков» позволяет  суду установить вид и размер (срок) наказания, с одной стороны, необходимые  для снижения отрицательного воздействия  наказания на личность несовершеннолетнего, с другой, для минимизации возможности  совершения несовершеннолетним нового преступления, как в период отбывания  наказания, так и после него. В  свою очередь оценка «потребностей» позволяет выявить факторы, которые  следует учитывать для снижения мотивации правонарушителя к  совершению новых преступлений.

В этой связи предложенная нами система  учета рисков и потребностей несовершеннолетнего  преступника имеет практическое значение не только для индивидуализации назначения наказания несовершеннолетним, но и для профилактики преступности указанной категории лиц.

Предлагается дополнить статью 89 УК РФ частью третьей следующего содержания:

«3. Учет обстоятельств, перечисленных в ст. 60 и ч. 1 ст. 89 УК РФ, производится в целях обеспечения благополучия несовершеннолетнего и содействия тому, чтобы избранные меры воздействия на несовершеннолетнего были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния.»

Важным направлением совершенствования  правовых средств индивидуализации наказания несовершеннолетним представляется внедрение на практике разработанного алгоритма учета смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств при назначении наказания несовершеннолетнему за совершение единичного преступления.

Суть предлагаемого алгоритма  сводится к следующему: при наличии  установленных по делу смягчающих и (или) отягчающих обстоятельств назначение несовершеннолетнему наказания  производится исходя из среднего срока (размера) наказания. Средний срок (размер) наказания устанавливается путем  сложения максимального и минимального сроков (размеров) наказания, предусмотренных  соответствующей статьей Особенной  части Уголовного кодекса РК, и деления полученного результата пополам. При исчислении среднего срока (размера) наказания несовершеннолетним обязательно учитываются требования ст. 88 настоящего Кодекса.

При установлении по делу приоритета обстоятельств, смягчающих наказание, окончательное наказание несовершеннолетнему  назначается в границах от нижнего  предела санкции до среднего срока (размера) наказания. При установлении по делу приоритета обстоятельств, отягчающих наказание, окончательное наказание  несовершеннолетнему назначается  в границах от среднего срока (размера) наказания до верхнего предела санкции.

Совершенствование индивидуализации назначения наказания несовершеннолетним возможно посредством внедрения  разработанной автором балльной системы. Данная система предполагает использование отдельных балльных категорий при назначении наказания  несовершеннолетним за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, ответственность за которые наступает с четырнадцатилетнего возраста. При этом каждому установленному в законе смягчающему и отягчающему обстоятельству, автором присвоено определенное количество баллов в пределах от 2 до 8. Для тяжких преступлений один балл соответствует двум месяцам лишения свободы, а для особо тяжких - трем. При назначении несовершеннолетним наказания всем установленным по делу смягчающим и отягчающим обстоятельствам в соответствии с разработанной таблицей присваивается определенное количество «положительных» или «отрицательных» баллов. Все баллы суммируются и в зависимости от балльной категории преступления переводятся в соответствующее количество месяцев лишения свободы. Окончательное наказание несовершеннолетнему назначается с учетом начисленных баллов, исходя из среднего срока лишения свободы, предусмотренного за данное преступление.

 

1.3 Особенности уголовной  ответственности и назначения  наказания несовершеннолетним в  международном праве и в уголовном  законодательстве зарубежных государств.

 

В настоящее время, в условиях реформирования системы уголовных  наказаний, немаловажным фактором, который  может оказать влияние на нормативное  закрепление и специфику назначения наказаний несовершеннолетним, являются международные нормативно-правовые акты и нормативно-правовые акты иностранных  государств.

Отдельные вопросы применения уголовно-правовых санкций к несовершеннолетним затрагиваются в таких международных  нормативно-правовых актах общего характера, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских  и политических правах, Минимальные  стандартные правила обращения  с заключенными, Стандартные минимальные  правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных  с тюремным заключением, Конвенция  о правах ребенка и Минимальные  стандартные правила Организации  Объединенных Наций, касающиеся отправления  правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

В настоящее время во многих зарубежных государствах в соответствии с требованиями международных нормативно-правовых актов предпринимаются меры по сужению  сферы карательного воздействия  уголовных наказаний на лиц, не достигших  возраста совершеннолетия, посредством  законодательного закрепления пределов назначения и возможного применения уголовного наказания в отношении  данной категории лиц.

В качестве общепризнанных критериев закрепления пределов назначения наказания несовершеннолетним в зарубежном законодательстве, несмотря на различные правовые традиции и особенности исторического развития, являются: возраст лица, тяжесть совершенного преступления и особенности личности несовершеннолетнего.

В некоторых зарубежных странах, таких как Швейцария, действует отдельная, применяемая только в отношении несовершеннолетних лиц, система наказаний. Также в ряде государств (Франция, Германия и др.) активно функционирует и развивается система ювенального права как альтернатива традиционному подходу к проблемам назначения наказаний несовершеннолетним.

Учеными и практиками отмечается, что криминогенное действие политических, идеологических, психологических факторов в современных условиях способствует усилению криминального риска несовершеннолетних. Изменения в объективной социальной ситуации, а также социально-политических целях, мотивах, установках влекут за собой  изменение содержания не только профилактической политики, но и большинства правовых норм различных отраслей.

Безусловный интерес представляет определение возрастных порогов  несовершеннолетних субъектов в  отечественном законодательстве путем  обращения к зарубежной практике развития уголовно-правового законодательства и к международно-правовым рекомендациям  в области отправления правосудия.

Краткий анализ уголовных законодательств  различных зарубежных стран показывает, что в правовом регулировании  возраста имеются существенные отличия, особенно применительно к определению  минимального возрастного порога.

По сравнению с Уголовным  кодексом Республики Казахстан уголовное законодательство большинства зарубежных стран устанавливает более низкий возрастной порог, по преодолению которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.

Минимальный возраст уголовной  ответственности в 7 лет установлен в Ирландии. Уголовный кодекс Швейцарии1937 г. (ст. 82) предусматривал, что «к ребенку, который не достиг семилетнего возраста, настоящий закон не применяется»[1], специальным постановлением в 2002 г. возраст правовой ответственности был увеличен до 10 лет. В Англии с принятием Закона о детях и подростках 1933 г. возраст наступления уголовной ответственности был повышен до 8 лет, а затем Законом о детях и подростках 1969 г. — до 10 лет. В Новой Зеландии - 10 лет, Турции - 11 лет, Канаде - 12 лет. В США подлежат юрисдикции суда по делам несовершеннолетних лица 6 - 12-ти лет, максимально - 15-ти - 17-ти лет (в зависимости от штата)[2]. Уголовный кодекс ФРГ (§ 19) предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности детей, достигших возраста четырнадцати лет[3];

В зарубежном уголовном законодательстве установлены различные как минимальные, так и максимальные границы несовершеннолетия, которые определяют существенные колебания  в протяженности периода несовершеннолетия. Например, в уголовном законодательстве Швейцарии возрастная протяженность  несовершеннолетия, имеющего значение для уголовно-правового регулирования, превышает 10 лет. Этот показатель в  два-два с половиной раза превосходит  среднеевропейский и в пять раз - возрастной интервал несовершеннолетия, установленный, например, в уголовном  законодательстве Бельгии, Испании, Румынии[4];

Зарубежное законодательство предусматривает  возможность дифференциации ответственности  несовершеннолетних в зависимости  от их конкретного возраста в той  или иной мере.

Английское уголовное законодательство различает три группы несовершеннолетних:

- малолетние дети в возрасте до 10 лет. Для них установлена неоспоримая презумпция об уголовной недееспособности;

Информация о работе Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты