Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 20:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является комплексное изучение национального, зарубежного и международного законодательства, истории совершенствования законодательства о назначении уголовного наказания несовершеннолетним, а также разработку предложений, направленных на совершенствование норм уголовного законодательства по данному вопросу.

Содержание

Введение.
1. Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты.
1.1 Развитие национального законодательства о назначении наказания несовершеннолетним.
1.2 Обстоятельства, обусловливающие особенности назначения наказания несовершеннолетним.
1.3 Особенности уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетним в международном праве и в уголовном законодательстве зарубежных государств.
2. Содержание уголовно-правовых особенностей назначения наказания и принудительных мер воспитательного воздействия несовершеннолетним.
2.1 Особенности назначения наказания несовершеннолетним, совершившим преступления.
2.2 Особенности назначения принудительных мер воспитательного воздействия.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

назначение наказания.docx

— 142.36 Кб (Скачать файл)

- дети в возрасте от 10 до 14 лет. Уголовная ответственность в принципе возможна, но вопрос о ее применении решается индивидуально;

- подростки в возрасте от 14 до 17 лет (при назначении наказаний к ним приравниваются молодые люди в возрасте от 17 лет до 21 года).

Несмотря на то, что английское уголовное законодательство об ответственности  несовершеннолетних хотя и определяет специфику применения уголовного наказания  к возрастной группе 10 - и 14-лет, однако в уголовных статутах часто содержатся отсылки, делегирующие Государственному секретарю (министру внутренних дел) полномочия по важнейшим вопросам. Так, содержащаяся в Законе о детях и подростках (1969 г.) норма, устанавливающая повышенный возраст наступления уголовной  ответственности с 14-ти лет (по общему правилу, уголовная ответственность  наступает с 10 лет), может применяться  только после издания соответствующего приказа Государственного секретаря[5];

По германскому законодательству возраст уголовной ответственности  определяется не в Уголовном кодексе  ФРГ, а в Законе об отправлении  правосудия по делам несовершеннолетних от 04.08.1953 г. в редакции от 11.12.1974 г. УК содержит лишь две нормы, где дается предписание о том, что несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности, а лица до 14 лет признаются невменяемыми (§19).

Особое внимание стоит обратить на опыт французского законодателя. Французский  Ордонанс о правонарушениях несовершеннолетних от 2 февраля 1945 г. № 45-174 устанавливает специальный правовой режим ответственности несовершеннолетних. В действующем французском законодательстве об ответственности несовершеннолетних четко определены три возрастные группы несовершеннолетних и установлена специфика ответственности для каждой группы:

- несовершеннолетних, не достигших  13-летнего возраста, которым не  может быть назначено наказание.  Согласно ст. 15 Ордонанса, к таким  подросткам могут быть применены  следующие меры: передача родителям,  опекуну, лицу, под надзором которого  он находился, или лицу, достойному  доверия; определение в государственное  или частное учебное или профессионально-техническое  учреждение; определение в медицинское  или медико-воспитательное учреждение  и т.д.;

- от 13-ти до 16-ти лет. Согласно  ст. 16 Ордонанса, применяются меры, аналогичные применяемым к первой  возрастной группе. Вместе с тем,  для них предусмотрена возможность  назначения отдельных видов наказания;

- от 16 до 18 лет. В случае совершения  несовершеннолетним данной группы  преступного деяния решение может  быть следующим: к несовершеннолетнему  также возможно применение презумпции  уголовной невиновности и ему  назначается какая-либо мера «перевоспитания»; несовершеннолетний может быть  привлечен к уголовной ответственности,  но наказание ему сокращается  в силу несовершеннолетия, однако  его действие для лиц указанной  группы в качестве смягчающего  обстоятельства факультативно и  несовершеннолетний может быть  привлечен к уголовной ответственности  на общих основаниях и ему  назначается обычное наказание.

Таким образом, французский Ордонанс 1945 г. в отношении несовершеннолетних, достигших 13-летнего возраста, предусматривает факультативное применение уголовного наказания. При этом предусмотрены специальные правила применения уголовного наказания, установленные Ордонансом от 2 февраля 1945 г., содержат существенные различия в наказании 13-15-ти и 16-17-летних[6]. Подчеркивается индивидуальное отношение к личности несовершеннолетнего при назначении ему наказания.

За последние пять лет в европейских  странах число преступлений, совершенных  несовершеннолетними, возросло от 40 до 70%. Причем зарубежные криминалисты отмечают, что увеличение контингента правонарушителей в возрасте от 10 до 18-ти лет идет в  основном за счет несовершеннолетних 10-14-летнего возраста. Поэтому необходимость  адекватного реагирования вынуждает  зарубежного законодателя сохранять  данную возрастную группу в сфере  уголовно-правового регулирования.

Под влиянием опыта борьбы с тяжкими  преступлениями несовершеннолетних в  западных странах, а также, исходя из интересов обеспечения общественной безопасности, понижены минимальные  возрастные пороги в новом уголовном  законодательстве ряда стран бывшего  СССР.

Так, по УК Республики Узбекистан, минимальный  возраст субъекта преступления за совершение квалифицированного убийства понижен  до 13-ти лет[7]. В Эстонии с 13-ти лет наступает уголовная ответственность не только за умышленное убийство, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, причинение особо тяжкого и тяжкого телесного повреждения, изнасилование и ряд других тяжких насильственных преступлений, но и, например, за кражу, угон механического транспортного средства[8].

Зарубежный опыт профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, показывает, что законодательство зарубежных стран выделяет несколько групп  несовершеннолетних в зависимости  от возраста, к каждой из которых  могут быть применены самостоятельные  меры «перевоспитания» и меры наказания. При этом устанавливается приоритет  перевоспитания над наказанием, поскольку  основной целью противодействия  преступности несовершеннолетних является их воспитание и предупреждение дальнейшего  противоправного поведения.

Анализ содержания международно-правовых актов показывает заинтересованность международного сообщества в том, чтобы  национальные законодательства по вопросам уголовной ответственности и  правосудия несовершеннолетних соответствовали  радикальным изменениям в стиле  жизни молодежи, а также формах и масштабах их преступности. Это, безусловно, требует от общества повышенного  внимания к данным проблемам, а от правотворчества - адекватной законодательной  реакции. Международно-правовые нормы  в части регламентирования минимального возраста уголовной ответственности  построены на признании специфичности  обстоятельств, влияющих на мнение законодателя в каждой отдельно взятой стране и  в качестве общих предписаний  содержат, в частности, следующие  положения:

1) минимальный возраст уголовной  ответственности не должен закрепляться  на низком уровне возрастного  развития личности;

2) универсальным критерием возрастной  способности лица к виновной  ответственности является его  эмоциональная, духовная и интеллектуальная  зрелость (п. 4 «Пекинских правил»)[9];

3) нижняя возрастная граница  должна определяться в законе (ст. 40. Конвенции о правах ребенка  (1989 г.)[10]. По мнению международных экспертов ООН, «если возрастной предел уголовной ответственности установлен на слишком низком уровне или вообще не установлен, понятие ответственности становится бессмысленным»[11].

Таким образом, рекомендации, содержащиеся в международных документах, не препятствуют совершенствованию уголовно-правового  значения возраста несовершеннолетних в отечественном законодательстве, в том числе и в случае понижения  его минимального предела.

Анализ содержания международных  норм и стандартов ООН об ответственности  несовершеннолетних показывает, что  они призваны способствовать формированию единых подходов у законодателей  различныхгосударств, прежде всего, в  вопросах совершенствования дифференциации ответственности несовершеннолетних. Так, например, в «Пекинских правилах» (правило 2.2а) определяется, что «несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому»[12]. Таким образом, само понятие «несовершеннолетний» раскрывается через взаимосвязь с дифференциацией ответственности, которая выступает в качестве его ключевого признака.

Исключительно важное, концептуальное значение для совершенствования  сферы дифференциации ответственности  несовершеннолетних в национальном уголовном законодательстве имеют, в частности, следующие международно-правовые подходы:

1) развитие уголовного законодательства  об ответственности несовершеннолетних  представляет собой непрерывный  процесс и является составной  частью системы обеспечения для  них социальной справедливости («Пекинские  правила», пп. 1.1-1.6)[13];

2) несмотря на то обстоятельство, что дифференциация ответственности  несовершеннолетних во многом  предполагает совершенствование  форм, направленных на ее смягчение,  потребности обеспечения общественного  порядка являются главной задачей  законодательства и практики  и в отношении несовершеннолетних  правонарушителей, что допускает  введение форм уголовной ответственности,  связанных с повышением репрессивности (там же, пп. 1.4, 17.1)[14];

3) эффективное решение проблем  дифференциации уголовной ответственности  несовершеннолетних обеспечивается  формированием единой системы  уголовного, уголовно-исполнительного  и уголовно-процессуального права  (см.: ст. 40 Конвенции о правах ребенка,  пп. 6.1, 6.2, 6.3 «Пекинских правил», раздел VI Руководящих принципов ООН для  предупреждения преступности среди  несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих  принципов)[15];

4) реализация в уголовном законодательстве  принципов дифференциации и индивидуализации  ответственности несовершеннолетних  должна осуществляться с соблюдением  принципа соразмерности, что предполагает  назначение меры уголовно-правового  воздействия исходя не только  из тяжести деяния, но и особенностей  личности (п. 5.1 «Пекинских правил»)[16];

5) повышенная общественная опасность  несовершеннолетних, виновных «в  совершении серьезного деяния  с применением насилия против  другого лица или в неоднократном  совершении других серьезных  правонарушений», предусматривает  совершенствование уголовного законодательства  в их отношении по пути установления  строгих мер ответственности  и наказания (п. 17.1 «Пекинских  правил»)[17].

Следует особо отметить, что международное  сообщество не ограничивается принятием  конвенций и договоров, касающихся предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Правовое регулирование закрепляется и на организационном уровне. В  настоящее время в мире создан и функционирует целый ряд  международных организаций, занимающихся проблемами правонарушений несовершеннолетних и их предупреждением.

В целях дальнейшего совершенствования  уголовной политики Казахстана в отношении несовершеннолетних не стоит забывать о принципе, сформулированном в ст. 3 Конвенции о правах ребенка: «во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка»[18].

Преобразования, происшедшие во всех сферах российского общества, указывают  на необходимость существенного  обновления уголовной политики в  отношении несовершеннолетних.

Поэтому расширение возрастных рамок  несовершеннолетия, в том числе  путем понижения минимального возрастною порога уголовной ответственности, выделение в его пределах возрастных контингентов и определение специфики  их ответственности и наказуемости являются наиболее приемлемым направлением совершенствования уголовного законодательства, поскольку создает большие временные  возможности для «маневренного» уголовно-правового воздействия. Такой  подход не исключает применения строгих  мер уголовно-правового воздействия, однако это будет происходить  на более поздних стадиях формирования личности и в ситуациях, связанных  с устойчивым криминальным выбором  лица. 

 

 

 

Примечание

Примечания

 

[1] Уголовный кодекс Швейцарии. Пер. с нем. А.В. Серебренниковой / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. — С. 37.

[2] Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М.: Юридическая литература, 1993. С. 82, 119, 142; Минина С.П. Преступность несовершеннолетних. СПб., 1998. С. 14, 42; Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии): Сб. законодательных материалов / Под ред. И.Д. Козочкина. М.: Зерцало, 1998. С. 7.

[3] Уголовный кодекс ФРГ/Перевод и предисловие А.В. Серебренниковой.—М.: ИКД «Зерцало-М», 2001.— С. 16.

[4] Уголовный кодекс Швейцарии. М.: ИКД «зерцало-М», 2001. С. 37-44.

[5] Уголовное законодательство зарубежных стран… С. 7

[6] Артеменко Н.В. Актуальные проблемы вменяемости (невменяемости) и возраста уголовной ответственности (сравнительный историко-правовой анализ уголовного законодательства Российской Федерации): Автореф. дис…канд. юрид. наук. Ростов н/Дону. 1999. С. 30-31; Крылова Н.Е. Основные черты уголовного кодекса Франции. М.: Спартак, 1996. С. 40-41.

[7] Уголовный кодекс Республики Узбекистан. СПб., 2001. С. 62-63.

[8] Уголовный кодекс Эстонской Республики. СПб., 2001. С. 19.

[9] Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М.: ЮНИСЕФ, 2001. С. 48.

[10] Сборник международных стандартов… С. 44.

[11] Cappelaere G., Grandjean A. Введение в концепцию международных стандартов в области правосудия в отношении несовершеннолетних // Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М.: ЮНИСЕФ, 2001. С. 15.

[12] Сборник международных стандартов… С. 55.

[13] Сборник международных стандартов… С. 54.

[14] Сборник международных стандартов… С. 54, 71.

[15] Сборник международных стандартов… С. 43, 60, 100-101.

[16] Сборник международных стандартов… С. 59.

[17] Сборник международных стандартов… С. 71.

[18] Сборник международных стандартов… С. 25. 

 

Кроме того, следует учитывать  положения Минимальных стандартных  правил ООН, касающихся отправления  правосудия в отношении несовершеннолетних, и других международных документов в областиобращения с несовершеннолетними  правонарушителями. Так, в соответствии с комментарием к п. 17 рассматриваемых  правил следует полностью использовать весь диапазон существующих альтернативных мер и разрабатывать новые  альтернативные меры с учетом требований безопасности общества. Максимально  широко должны использоваться вынесение  условных приговоров, отсрочки их исполнения, постановление советов и другие виды решений [3.С. 71].

Информация о работе Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты