Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 20:14, дипломная работа
Целью работы является комплексное изучение национального, зарубежного и международного законодательства, истории совершенствования законодательства о назначении уголовного наказания несовершеннолетним, а также разработку предложений, направленных на совершенствование норм уголовного законодательства по данному вопросу.
Введение.
1. Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты.
1.1 Развитие национального законодательства о назначении наказания несовершеннолетним.
1.2 Обстоятельства, обусловливающие особенности назначения наказания несовершеннолетним.
1.3 Особенности уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетним в международном праве и в уголовном законодательстве зарубежных государств.
2. Содержание уголовно-правовых особенностей назначения наказания и принудительных мер воспитательного воздействия несовершеннолетним.
2.1 Особенности назначения наказания несовершеннолетним, совершившим преступления.
2.2 Особенности назначения принудительных мер воспитательного воздействия.
Заключение
Итак, считаем возможным предложить следующую систему наказаний несовершеннолетних:
– возложение обязанности загладить причиненный вред;
– штраф;
– лишение права заниматься определенной деятельностью;
– обязательные работы, исправительные работы;
– пробация;
– помещение в центр посещений;
– ограничение свободы;
– лишение свободы на определенный срок.
Полагаем необходимым включить в систему наказания несовершеннолетних такую меру наказания, как возложение обязанности загладить причиненный вред.
Несовершеннолетний, осужденный
к этому наказанию, обязан был
бы своими силами непосредственно устранить
причиненный вред либо возместить материальный
ущерб собственными средствами. Способом
заглаживания причиненного вреда может
быть и возложение обязанности принести
публичное извинение
Считаем, что данная мера, наряду со значительным воспитательным воздействием, имеет больший исправительный эффект в сравнении с условным наказанием или освобождением от уголовной ответственности.
Следует отметить, что в настоящее время обязанность загладить причиненный вред является одной из принудительных мер воспитательного воздействия, применяемой при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности или уголовного наказания. Однако исправительный потенциал этой принудительной меры воспитательного воздействия снижен тем, что несовершеннолетние в силу психологических особенностей личности часто воспринимают освобождение от уголовной ответственности и наказания как безнаказанность своего поведения.
Более того, это наказание уже предусматривалось ранее принятыми, но не вступившими в силу Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик [4].
Возможно и введение наказания
в виде пробации (как альтернативы
ограничения или лишения
Следует предусмотреть и
такое наказание, как помещение
в центр посещений. Данную меру следует
применять в отношении
Несовершеннолетний должен посещать центр один раз в неделю и находиться там не более 4 часов. Время, в течение которого несовершеннолетний должен находиться в центре, не должно совпадать с учебными занятиями в школе или его работой.
Кроме того, учитывая зарубежный опыт применения уголовно-правовых мер воздействия, можно обратиться к изучению наказания в виде возложения судом особых обязанностей, которое предусматривалось УК бывшей ГДР.
Есть определенные позитивные
моменты и в институте мер
исправления и безопасности, который
характерен для многих Европейских
государств. Такой институт во многом
способствовал бы предупреждению правонарушений
несовершеннолетних. Например, возможно
было бы создать
Таковы основные предложения по совершенствованию положений действующего уголовного законодательства, закрепляющих систему наказаний несовершеннолетних.
2. Содержание уголовно-правовых
особенностей назначения
2.1 Особенности назначения
наказания несовершеннолетним,
Необходимость специальных норм об уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма. С одной стороны, несовершеннолетний, «ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе»1, и потому общество не может предъявить ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста. С другой стороны, особенности психологии несовершеннолетнего позволяют лучшим образом реализовать цели уголовного наказания. Часто оптимальный путь исправления несовершеннолетнего — применение мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием. Раскрытие сущности и особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних тесно связано с рассмотрением форм, в которых выступает эта ответственность. Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних обусловливает и особенности наказания этой категории преступников. Установление уголовной ответственности предполагают не только определение круга деяний, признаваемых общественно опасными и в силу этого противоправными, но и их порицание, общегосударственная отрицательная оценка; при том мера этой оценки заранее определена в виде санкций соответствующих норм закона. Определяя существующее здесь соотношение О.Э. Лейст считает, что «санкция и ответственность соотносятся как содержание и форма»2. Мы полагаем, санкция с предусмотренным ею наказанием является формой выражения ответственности. Такое соотношение сохраняется и при субъективном восприятии и понимании уголовной ответственности правосубъектными лицами (субъектами ответственности). «Ответственное» состояние субъекта предполагает наличие у него представления об угрозе наказанием, которое он может понести в случае нарушения закона, совершения преступления. Представление об ответственности связано с сознанием неотвратимости наказания. Вопрос о том, что уголовная ответственность немыслима без наказания, имеет большое значение, особенно когда речь идет о несовершеннолетних. Новое российское уголовное законодательство, введя в действие ряд новых институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания, «дало богатую пищу для размышлений, поколебало традиционное представление о неотъемлемой связи наказания с преступлением, о немыслимости ответственности наказания»3. Особый интерес представляет законоположение, предусмотренное ч. 1 ст. 90 Уголовного Кодекса РК, которое гласит: «Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительным мер воспитательного воздействия». Их этого положения вытекает очень важный вывод: привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности не всегда заканчивается применением наказания; оно может ограничиваться применением судом принудительным мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием. И, как говорилось выше, происходит освобождение от наказания, но не от ответственности. Кроме того, предусматривая возможность замены уголовного наказания в отношении несовершеннолетних мерами воспитательного характера, законодатель учитывал специфику самой уголовной ответственности несовершеннолетних, обусловленную возрастными и психологическими особенностями личности преступника (ст. 89 Уголовного Кодекса РФ). Итак, при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним «суду следует обсуждать.прежде всего, возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, имея в виду не только требования, изложенные в ст. 60 Уголовного Кодекса РФ (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание), но и условия, предусмотренные ст. 89 УголовногоКодекса РФ (условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц). Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение»4. Суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступление, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 Уголовного Кодекса РФ. Необходимо также напомнить, что решение об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания и применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 ч. 2 и ч. 2 ст. 92 Уголовного Кодекса РФ, принимается судом коллегиально, в результате судебного разбирательства. А поступившее в суд прекращенное органами следствия уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, исправление которого может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР рассматривается судьей единолично.
При этом в судебное заседание
должны быть вызваны прокурор, несовершеннолетний,
его законный представитель, защитник
и заслушано мнение участников процесса
о возможности ограничиться применением
принудительных мер воспитательного
воздействия. В соответствии с Постановлением
Пленума Верховного Суда Российской
Федерации № 7 «О судебной практике
по делам о преступлениях
Необходимо обратить внимание,
что при передаче несовершеннолетнего
под надзор родителей или лиц,
их заменяющих, суд должен убедиться
в том, что указанные лица имеют
положительное влияние на подростка,
правильно оценивают содеянное
им, могут обеспечить надлежащее поведение
и повседневный контроль за несовершеннолетним.
Для этого необходимо истребовать
характеризующий материал, проверить
условия жизни родителей или
лиц, их заменяющих, возможность материального
обеспечения подростка и т.д. И
несмотря на то, что закон не требует
согласия родителей или лиц, их заменяющих,
на передачу им несовершеннолетнего
под надзор, такое согласие судам
должно быть получено. В постановлении
суда о решении о прекращении
уголовного дела и применении к несовершеннолетнему
мер воспитательного
Определяя пределы назначения
наказания несовершеннолетним, важно
определить возраст уголовной
Поэтому установление возрастных границ ответственности за свое поведение предполагает, что по достижении определенного возраста уже понимают, что хорошо и что плохо, что делать нельзя, в каких случаях их действия могут причинить вред. Итак, несовершеннолетним «признаются лица, которым по времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет»6. Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 329 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР установление возраста несовершеннолетнего входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних.
При этом «нужно учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток»7. А при установлении возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения подсудимого надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, и при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет суду следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица.
В Уголовном Кодексе РФ
впервые в истории русского права
вопросам ответственности и наказания
несовершеннолетних, совершивших общественно-
Законодатель установил,
что при наличии данных, свидетельствующих
об умственной отсталости несовершеннолетнего
подсудимого, в силу статей 78 и 79 Уголовно-Процессуального
Кодекса РСФСР назначается
Как установление возраста, так и психического, умственного развития несовершеннолетнего является необходимо стадией в уголовном процессе при рассмотрении дела в суде. Ведь установление этих обстоятельств могут существенно влиять на степень вины и, разумеется, на меру наказания.
В случае совершения общественно
опасного деяния лицом, не достигшим
возраста уголовной ответственности,
либо несовершеннолетним, достигшим
этого возраста, который вследствие
отставания в психическом развитии
не мог осознавать характер и опасность
совершенного им деяния, отсутствуют
признаки субъекта преступления, т.е. основание
для уголовной ответственности.
В этом случае принудительные меры
воспитательного воздействия
Особенности психики несовершеннолетнего
и его социального статуса
предполагают особенности применяемых
к нему мер уголовного наказания:
меры эти более мягкие, в большей
степени ориентированы на воспитательное
воздействие и отражают условия
жизни несовершеннолетнего в
обществе. К несовершеннолетним не
применяются наиболее суровые меры
уголовного наказания. Так, в соответствии
со статьей 59 Уголовного Кодекса РФ,
смертная казнь не может быть применена
«лицам, совершившим преступления в
возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам,
достигшим к моменту вынесения
приговора шестидесятилетнего возраста».
Также к несовершеннолетним не может
быть применена такая мера уголовного
наказания, как пожизненное лишение
свободы. Лишение свободы