Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 20:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является комплексное изучение национального, зарубежного и международного законодательства, истории совершенствования законодательства о назначении уголовного наказания несовершеннолетним, а также разработку предложений, направленных на совершенствование норм уголовного законодательства по данному вопросу.

Содержание

Введение.
1. Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты.
1.1 Развитие национального законодательства о назначении наказания несовершеннолетним.
1.2 Обстоятельства, обусловливающие особенности назначения наказания несовершеннолетним.
1.3 Особенности уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетним в международном праве и в уголовном законодательстве зарубежных государств.
2. Содержание уголовно-правовых особенностей назначения наказания и принудительных мер воспитательного воздействия несовершеннолетним.
2.1 Особенности назначения наказания несовершеннолетним, совершившим преступления.
2.2 Особенности назначения принудительных мер воспитательного воздействия.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

назначение наказания.docx

— 142.36 Кб (Скачать файл)

Итак, считаем возможным  предложить следующую систему наказаний  несовершеннолетних:

– возложение обязанности  загладить причиненный вред;

– штраф;

– лишение права заниматься определенной деятельностью;

– обязательные работы, исправительные работы;

– пробация;

– помещение в центр  посещений;

– ограничение свободы;

– лишение свободы на определенный срок.

Полагаем необходимым  включить в систему наказания  несовершеннолетних такую меру наказания, как возложение обязанности загладить  причиненный вред.

Несовершеннолетний, осужденный к этому наказанию, обязан был  бы своими силами непосредственно устранить  причиненный вред либо возместить материальный ущерб собственными средствами. Способом заглаживания причиненного вреда может  быть и возложение обязанности принести публичное извинение потерпевшему. При назначении наказания в виде возложения обязанности загладить  причиненный вред следовало бы учитывать  имущественное положение несовершеннолетнего  и наличие у него трудовых навыков.

Считаем, что данная мера, наряду со значительным воспитательным воздействием, имеет больший исправительный эффект в сравнении с условным наказанием или освобождением от уголовной ответственности.

Следует отметить, что в  настоящее время обязанность  загладить причиненный вред является одной из принудительных мер воспитательного  воздействия, применяемой при освобождении несовершеннолетнего от уголовной  ответственности или уголовного наказания. Однако исправительный потенциал  этой принудительной меры воспитательного  воздействия снижен тем, что несовершеннолетние в силу психологических особенностей личности часто воспринимают освобождение от уголовной ответственности и  наказания как безнаказанность  своего поведения.

Более того, это наказание  уже предусматривалось ранее  принятыми, но не вступившими в силу Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик [4].

Возможно и введение наказания  в виде пробации (как альтернативы ограничения или лишения свободы), т.е. помещение несовершеннолетнего  осужденного под надзор социального  работника, которая могла бы назначаться  на срок от 6 месяцев до 2 лет. Причем в течение этого срока осужденный должен выполнять определенные требования, например жить в определенном месте  в течение специально оговоренного периода, не посещать отдельных мест, являться в указанные дни к  социальному работнику и т.п.

Следует предусмотреть и  такое наказание, как помещение  в центр посещений. Данную меру следует  применять в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление небольшой  и средней тяжести впервые, срок ее может составлять от 24 до 72 часов.

Несовершеннолетний должен посещать центр один раз в неделю и находиться там не более 4 часов. Время, в течение которого несовершеннолетний должен находиться в центре, не должно совпадать с учебными занятиями  в школе или его работой.

Кроме того, учитывая зарубежный опыт применения уголовно-правовых мер  воздействия, можно обратиться к  изучению наказания в виде возложения судом особых обязанностей, которое  предусматривалось УК бывшей ГДР.

Есть определенные позитивные моменты и в институте мер  исправления и безопасности, который  характерен для многих Европейских  государств. Такой институт во многом способствовал бы предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Например, возможно было бы создать специальныереформатории  для несовершеннолетних, являющихся профессиональными преступниками  или склонных к совершению преступлений. Подобная мера была известна советскому уголовному законодательству, в настоящее  время аналогичная мера безопасности предусматривается в уголовном  праве Италии.

Таковы основные предложения  по совершенствованию положений  действующего уголовного законодательства, закрепляющих систему наказаний  несовершеннолетних.

 

 

 

2. Содержание уголовно-правовых  особенностей назначения наказания  и принудительных мер воспитательного воздействия несовершеннолетним.

2.1 Особенности назначения  наказания несовершеннолетним, совершившим преступления.

 

Необходимость специальных  норм об уголовной ответственности  несовершеннолетних в уголовном  праве прямо вытекает из принципов  справедливости и гуманизма. С одной  стороны, несовершеннолетний, «ввиду его  физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе»1, и потому общество не может предъявить ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста. С другой стороны, особенности психологии несовершеннолетнего позволяют лучшим образом реализовать цели уголовного наказания. Часто оптимальный путь исправления несовершеннолетнего — применение мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием. Раскрытие сущности и особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних тесно связано с рассмотрением форм, в которых выступает эта ответственность. Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних обусловливает и особенности наказания этой категории преступников. Установление уголовной ответственности предполагают не только определение круга деяний, признаваемых общественно опасными и в силу этого противоправными, но и их порицание, общегосударственная отрицательная оценка; при том мера этой оценки заранее определена в виде санкций соответствующих норм закона. Определяя существующее здесь соотношение О.Э. Лейст считает, что «санкция и ответственность соотносятся как содержание и форма»2. Мы полагаем, санкция с предусмотренным ею наказанием является формой выражения ответственности. Такое соотношение сохраняется и при субъективном восприятии и понимании уголовной ответственности правосубъектными лицами (субъектами ответственности). «Ответственное» состояние субъекта предполагает наличие у него представления об угрозе наказанием, которое он может понести в случае нарушения закона, совершения преступления. Представление об ответственности связано с сознанием неотвратимости наказания. Вопрос о том, что уголовная ответственность немыслима без наказания, имеет большое значение, особенно когда речь идет о несовершеннолетних. Новое российское уголовное законодательство, введя в действие ряд новых институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания, «дало богатую пищу для размышлений, поколебало традиционное представление о неотъемлемой связи наказания с преступлением, о немыслимости ответственности наказания»3. Особый интерес представляет законоположение, предусмотренное ч. 1 ст. 90 Уголовного Кодекса РК, которое гласит: «Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительным мер воспитательного воздействия». Их этого положения вытекает очень важный вывод: привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности не всегда заканчивается применением наказания; оно может ограничиваться применением судом принудительным мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием. И, как говорилось выше, происходит освобождение от наказания, но не от ответственности. Кроме того, предусматривая возможность замены уголовного наказания в отношении несовершеннолетних мерами воспитательного характера, законодатель учитывал специфику самой уголовной ответственности несовершеннолетних, обусловленную возрастными и психологическими особенностями личности преступника (ст. 89 Уголовного Кодекса РФ). Итак, при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним «суду следует обсуждать.прежде всего, возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, имея в виду не только требования, изложенные в ст. 60 Уголовного Кодекса РФ (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание), но и условия, предусмотренные ст. 89 УголовногоКодекса РФ (условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц). Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение»4. Суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступление, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 Уголовного Кодекса РФ. Необходимо также напомнить, что решение об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания и применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 ч. 2 и ч. 2 ст. 92 Уголовного Кодекса РФ, принимается судом коллегиально, в результате судебного разбирательства. А поступившее в суд прекращенное органами следствия уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, исправление которого может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР рассматривается судьей единолично.

При этом в судебное заседание  должны быть вызваны прокурор, несовершеннолетний, его законный представитель, защитник и заслушано мнение участников процесса о возможности ограничиться применением  принудительных мер воспитательного  воздействия. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»  от 14 февраля: «Судам следует иметь  в виду, что в соответствии со ст. 90 Уголовного Кодекса РФ несовершеннолетнему одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например, предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга».

Необходимо обратить внимание, что при передаче несовершеннолетнего  под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться  в том, что указанные лица имеют  положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное  им, могут обеспечить надлежащее поведение  и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать  характеризующий материал, проверить  условия жизни родителей или  лиц, их заменяющих, возможность материального  обеспечения подростка и т.д. И  несмотря на то, что закон не требует  согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего  под надзор, такое согласие судам  должно быть получено. В постановлении  суда о решении о прекращении  уголовного дела и применении к несовершеннолетнему  мер воспитательного воздействия  передачи под надзор родителей (родственников, опекунов), либо специализированного  государственного органа или ограничения  досуга и установления особых требований к поведению, в нем необходимо указать срок, в течение которого применяется данная мера.

Определяя пределы назначения наказания несовершеннолетним, важно  определить возраст уголовной ответственности. Наступление уголовной ответственности  возможно только для лиц, которые  осознают фактический характер своих  действий (бездействия) и понимают их социальное значение. А определенный уровень развития приобретается  с возрастом, малолетний же ребенок  еще не осознает социальные ценности, а нередко не понимает и фактического значения своих действий, он не способен проследить развитие причинных связей между своими действиями и последующими явлениями. «Только воспитательное воздействие взрослых, контакты со сверстниками, собственный жизненный  опыт позволяют ребенку приобрести знания, необходимые для нормальной жизни в обществе»5.

Поэтому установление возрастных границ ответственности за свое поведение  предполагает, что по достижении определенного  возраста уже понимают, что хорошо и что плохо, что делать нельзя, в каких случаях их действия могут  причинить вред. Итак, несовершеннолетним «признаются лица, которым по времени  совершения преступления исполнилось  четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет»6. Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 329 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР установление возраста несовершеннолетнего входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних.

При этом «нужно учитывать, что лицо считается достигшим  возраста, с которого наступает уголовная  ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые  приходится этот день, т.е. с ноля часов  следующих суток»7. А при установлении возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения подсудимого надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, и при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет суду следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица.

В Уголовном Кодексе РФ впервые в истории русского права  вопросам ответственности и наказания  несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные  деяния, запрещенные уголовным законом, посвящен специальный раздел V в Уголовном Кодексе РФ. Вместе с тем, уголовное законодательство России и зарубежный стран всегда предусматривало нормы, отмечающие правовые последствия за преступления, совершенные взрослыми лицами и несовершеннолетними. Итак, как уже было сказано выше, достижение установленного законом возраста — один из обязательных признаков субъекта преступления. И очевидно, что при определении возраста, с достижением которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, за основу берется уровень сознания человека, его способность понимать характер совершаемых им действий, их общественную опасность и значение, а также возможность руководить ими. Следует также учитывать, что согласно части 3 статьи 20 Уголовного Кодекса РФ «если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности»8.

Законодатель установил, что при наличии данных, свидетельствующих  об умственной отсталости несовершеннолетнего  подсудимого, в силу статей 78 и 79 Уголовно-Процессуального  Кодекса РСФСР назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая  экспертиза для решения вопроса  о наличии или отсутствии у  несовершеннолетних отставания в психическом  развитии. При этом «в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует  его возрасту»9.

Как установление возраста, так и психического, умственного  развития несовершеннолетнего является необходимо стадией в уголовном  процессе при рассмотрении дела в  суде. Ведь установление этих обстоятельств  могут существенно влиять на степень  вины и, разумеется, на меру наказания.

В случае совершения общественно  опасного деяния лицом, не достигшим  возраста уголовной ответственности, либо несовершеннолетним, достигшим  этого возраста, который вследствие отставания в психическом развитии не мог осознавать характер и опасность  совершенного им деяния, отсутствуют  признаки субъекта преступления, т.е. основание  для уголовной ответственности. В этом случае принудительные меры воспитательного воздействия применяются  к этим лицам не в порядке, предусмотренным  административным законодательством.

Особенности психики несовершеннолетнего  и его социального статуса  предполагают особенности применяемых  к нему мер уголовного наказания: меры эти более мягкие, в большей  степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия  жизни несовершеннолетнего в  обществе. К несовершеннолетним не применяются наиболее суровые меры уголовного наказания. Так, в соответствии со статьей 59 Уголовного Кодекса РФ, смертная казнь не может быть применена  «лицам, совершившим преступления в  возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения  приговора шестидесятилетнего возраста». Также к несовершеннолетним не может  быть применена такая мера уголовного наказания, как пожизненное лишение  свободы. Лишение свободы несовершеннолетним не может быть назначено свыше  десяти лет (ст. 88 Уголовного Кодекса РФ). Уголовный закон не предусматривает применения к несовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно или нецелесообразно ввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего (лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества, ограничение свободы и наказания, применяемые к военнослужащим). К примеру, за преступления против военной службы, совершаемые рядовым и сержантским составом в соответствии с Законом РФ от 11 февраля 1993 г. «О воинской обязанности и военной службе», могут отвечать лица, достигшие 18-летнего возраста, а в отношении офицерского состава возрастной «потолок» подымается еще выше. Субъектом преступлений против правосудия, совершаемых, например, судьями, может быть лицо, достигшее 25-летнего возраста10. Наряду с этими субъектами некоторых преступлений, связанных с особым характером действий, могут быть только совершеннолетние, например, при вовлечении лица, не достигшего 18 лет, в совершении преступлений или иную антиобщественную деятельность (ст. 150 и 151 Уголовного Кодекса РФ). Не колеблет этой возрастной планки и появления в гражданском праве института эмансипации (ст. 27 Гражданского Кодекса РФ). В силу статей 21 и 27 Гражданского Кодекса и ст. 13 Судебного Кодекса РФ самостоятельную ответственность за причиненный вред несут несовершеннолетние, «которые в момент причинения вреда, а также в момент рассмотрения судом вопроса о возмещении вреда обладали полной дееспособностью в порядке эмансипации либо вступили в брак до достижения 18-летнего возраста»11.

Информация о работе Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты