Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 20:14, дипломная работа
Целью работы является комплексное изучение национального, зарубежного и международного законодательства, истории совершенствования законодательства о назначении уголовного наказания несовершеннолетним, а также разработку предложений, направленных на совершенствование норм уголовного законодательства по данному вопросу.
Введение.
1. Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты.
1.1 Развитие национального законодательства о назначении наказания несовершеннолетним.
1.2 Обстоятельства, обусловливающие особенности назначения наказания несовершеннолетним.
1.3 Особенности уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетним в международном праве и в уголовном законодательстве зарубежных государств.
2. Содержание уголовно-правовых особенностей назначения наказания и принудительных мер воспитательного воздействия несовершеннолетним.
2.1 Особенности назначения наказания несовершеннолетним, совершившим преступления.
2.2 Особенности назначения принудительных мер воспитательного воздействия.
Заключение
Например, при краже всегда
причиняется материальный ущерб, который
представляет собой необходимый
признак состава оконченного
преступления. Но и в том случае,
когда кража будет
«Последствия преступления
могут вменяться в
б) Совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества.
Названные понятия раскрываются
в ст. 35 Уголовного кодекса. Эти преступления
наиболее часто совершаются
в) привлечения к совершению
преступления лиц, которые страдают
психическими расстройствами либо находятся
в состоянии опьянения, а также
лиц, не достигших возраста, с которого
наступает уголовная
Если преступление совершается
руками лиц, страдающих психическими расстройствами,
исключающими вменяемость, или лиц,
не достигших возраста, с которого
наступает уголовная
«При подстрекательстве
несовершеннолетнего к
г) Совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнения общественного долга.
Совершение преступления
при указанных обстоятельствах,
обусловлено общественно-
д) Совершение преступления
в отношении женщины, заведомо для
виновного находящейся в
Данные обстоятельства усиливают
наказание, поскольку преступник использует
большую беззащитность
е) Совершение преступления
с особой жестокостью, садизмом, издевательством,
садизмом, а также мучениями для
потерпевшего может выразиться, например,
в нанесении большого количества
ран, воспрепятствовать оказанию помощи
тяжелораненому, пытке и т.д. Виновный
осознает, что причиняет особые физические
или психические мучения
ж) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических устройств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения.
Применение преступниками указанных орудий и средств отягчает ответственность, поскольку для совершения преступления избирается способ, создающий повышенную опасность не только для лиц, в отношении которых оно совершается, но и для других. Если, например, несовершеннолетний взорвал машину, то пострадать могут и оказавшиеся рядом.
з) Совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или общественного бедствия, а также при массовых беспорядках.
Понятие массовых беспорядков раскрывается в ст. 212 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Необходимо заметить, что усиливать наказание будет именно использование названной обстановки для совершения преступления, а не простое ее совпадение со временем его совершения.
г) совершения преступления с использование доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора.
Данное отягчающее обстоятельство
редко встречается при
к) Совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти будет являться обстоятельством, отягчающим наказание, независимо от того, были ли они у преступника на законном или незаконном основании.
«При назначении наказания
суд должен учитывать характер
каждого отягчающего или
Принимая во внимание какое-либо отягчающее обстоятельство, суд не должен оставлять без внимания смягчающие обстоятельства, ибо это может повлечь назначение наказания, не соответствующего по своей тяжести содеянному. И, наоборот, переоценка смягчающих обстоятельств ведет к необстоятельному смягчению наказания.
Суды, при вынесении приговоров, учитывают смягчающие и отягчающие обстоятельства, указанные в законе, но часто ссылаются и на обстоятельства, которые не указаны в законе.
2.2 Особенности назначения
принудительных мер
Исходя из целей гуманного
отношения к
Развитие научных воззрений на проблемы реализации института принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних происходит по двум взаимосвязанным направлениям. Большая часть исследований в течение многих лет сосредоточена на вопросах понятия, юридической природы, целей указанных мер, изучении судебной практики их применения и анализе ее эффективности. Второе направление - изучение социально-психологической обусловленности института принудительных мер воспитательного воздействия и криминологических основ его реализации. Хотя оба направления сыграли существенную роль в развитии уголовно-правовой науки, их теоретическое и практическое влияние на состояние борьбы с преступностью все же страдает определенными недостатками.
В науке уголовного права
по-прежнему отсутствует единый подход
к определению понятия, содержания
и целей рассматриваемых мер,
не уделяется должного внимания анализу
правового механизма их применения.
И как результат — наличие
в нормах УК пробелов и нечетких формулировок,
отсутствие доктринального и легального
толкования отдельных понятий. Не вызывает
сомнений и тот факт, что реализация принудительных
мер воспитательного воздействия на практике
предполагает использование
Последнее обстоятельство можно
объяснить тем, что реализация рассматриваемых
мер в деятельности органов внутренних
дел в качестве самостоятельной
научной проблемы до настоящего времени
не осознавалась и не исследовалась.
Между тем, законность и обоснованность
решений о наличии возможности применения
принудительных мер воспитательного воздействия
по уголовным делам в отношении несовершеннолетних,
принимаемых в досудебных стадиях уголовного
процесса, в значительной мере зависит
от четкого уяснения содержания и целей
названных мер следователями органов внутренних
дел. Одним из важнейших условий эффективности
применения принудительно-воспитательных
мер является надлежащая
, Проведенная исследовательская работа
показала, что предусмотренные в УК РФ
1996 г. принудительные меры воспитательного
воздействия имеют богатую историю, как законодательного
Первым шагом на пути к
изучению исследуемого уголовно-правового
института явилось рассмотрение
российскими правоведами во второй половине
XIX века вопроса о правовой природе помещения несовершеннолетних
По мере же накопления опыта
применения УК РСФСР 1960 года возникла необходимость
в проведении специальных исследований
принудительных мер воспитательного воздействия
и практики их применения. И в 60-70-х годах
XX века увидели свет работы, посвященные
рассматриваемым уголовно-правовым мерам
и практике их реализации в деятельности
государственных и общественных органов.
Большинство научных работ периода действия
УК 1960 г. в области применения принудительных
мер воспитательного воздействия посвящено
деятельности комиссий по делам несовершеннолетних
и других форм общественности. Это обусловлено
тем, что в 60-90-х гг. именно эти субъекты правоприменения
Изучение вопроса о
принудительных мерах воспитательного
воздействия свидетельствует о
том, что правоведами неоднократно
предлагались различные варианты понятия
указанных мер. И хотя с каждым
шагом данное понятие совершенствовалось,
следует отметить, что в нем
не получили закрепления некоторые
важные аспекты, раскрывающие сущность
исследуемых мер, в силу чего в
науке уголовного права оно (понятие)
не является устоявшимся и остается
предметом научного обсуждения. С
учетом выявленных характерных особенностей
содержания анализируемых мер нами
предложен вариант их понятия
и определена юридическая природа.
По нашему мнению, рассматриваемый
уголовно-правовой институт может быть
определен как система мер
уголовно-правового характера, применяемых
судом к несовершеннолетним
1. Принудительную меру воспитательного
воздействия в форме предупреждения (п.
«а» ч. 2 ст. 90 УК РФ) целесообразно назначать
во всех случаях освобождения