Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:44, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Борьба с преступностью крайне важна в правом государстве. Деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет главной задачей обеспечение защиты личности, ее прав и свобод от преступлений. С другой стороны, лица, вовлекаемые в уголовное судопроизводство, должны быть гарантированы от необоснованного подозрения, обвинения, осуждения, ограничения своих прав и законных интересов. В этом проявляется провозглашенный в статье 2 Конституции Российской Федерации приоритет в правовой защите прав и свобод граждан.
Цель настоящего исследования состоит в разработке теоретических основ уголовно-процессуальной деятельности прокурора по обеспечению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.
Введение.
Глава 1. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
1.1 Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении
1.2 Состояние законности и результаты деятельности прокурора в стадии возбуждения уголовного дела
Глава 2. Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования
2.1 Прокурорский надзор – важная гарантия законности при расследовании преступлений
2.2 Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя
Заключение
Список используемой литературы
Дипломная работа
по дисциплине уголовно-процессуальное право
на тему:
«Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства»
План
Введение.
Глава 1. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
1.1 Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении
1.2 Состояние законности
и результаты деятельности
Глава 2. Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования
2.1 Прокурорский
надзор – важная гарантия
2.2 Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Борьба с преступностью крайне важна в правом государстве. Деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет главной задачей обеспечение защиты личности, ее прав и свобод от преступлений. С другой стороны, лица, вовлекаемые в уголовное судопроизводство, должны быть гарантированы от необоснованного подозрения, обвинения, осуждения, ограничения своих прав и законных интересов. В этом проявляется провозглашенный в статье 2 Конституции Российской Федерации приоритет в правовой защите прав и свобод граждан.
Вместе с тем,
как отмечается в послании Президента
российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации, поступает
огромное число жалоб на необоснованное
насилие и произвол при возбуждении
уголовных дел, при следствии
и в судебном разбирательстве. В
этой связи важнейшей
Дискуссия по проблеме процессуальных функций прокурора на досудебных стадиях ведется давно, не получила она завершение и после принятия в 2001 году Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Если исходить из исторических традиций, а также современного законодательства, то прокуратура остается многофункциональным органом, осуществляющим на досудебном производстве и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, и уголовное преследование. Однако оптимальное определение границ выполнения этих функций прокурором в настоящий момент особенно важно. Прокурорский надзор является наиболее традиционной для отечественного уголовного судопроизводства формой обеспечения законности уголовно-процессуальной деятельности на досудебных стадиях, однако с принятием УПК РФ и внесением в него изменений Федеральным законом 87 от 05 июня 2007 года рамки других форм процессуального контроля (руководителя следственного органа) значительно расширились. Очевидно такое перераспределение полномочий прокурорского надзора было вызвано нецелесообразностью совмещения в одном органе сразу нескольких функций.
Указанные обстоятельства обусловили выбор темы дипломной работы, определили его объект, предмет, цели и задачи.
Объектом исследования является комплекс правоотношений, складывающихся на досудебных стадиях между прокурором и другими участниками уголовного судопроизводства при осуществлении прокурором своих полномочий.
Предмет исследования составляют конституционные, уголовно-процессуальные нормы, нормы, закрепленные в иных федеральных законах, регламентирующих полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, ведомственных нормативных актах, теоретические разработки, касающиеся осуществления прокурором своих полномочий.
Цель настоящего исследования состоит в разработке теоретических основ уголовно-процессуальной деятельности прокурора по обеспечению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.
Для достижения этой цели были поставлены и разрешены следующие задачи:
-сформулировать понятие законности в досудебных стадиях уголовного процесса;
-сформулировать понятие полномочия прокурора в досудебной стадии уголовного судопроизводства;
-проанализировать
состояние законности и
-определить роль
прокурорского надзора как
-исследовать действующие
полномочия прокурора по
-разработать предложения
и рекомендации по
Методологической основой написания работы послужили положения диалектики, философский знания, определяющие основные требования к научным теориям. В ходе написания использовались все доступные современной юридической науке методы научного исследования (системный, сравнительно-правовой, статистический и логико-юридический).
Сделанные выводы базируются на положениях Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуальном законодательстве, законодательстве о прокуратуре, ведомственных нормативных актах, решениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации и др.
Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 4 параграфа, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава 1. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
1.1 Полномочия
прокурора при приеме, регистрации
и разрешении сообщений о
Принятие сообщения о преступлении состоит из двух взаимосвязанных элементов: приема и регистрации. В соответствии с ч.1 ст. 144 УПК РФ прием сообщения о преступлении представляет собой получение в официальном порядке дознавателем, органом дознания, следователем исходящей от граждан, должностных лиц или организаций информации о совершенном или готовящемся преступном деянии.
В УПК РФ термин "регистрация" как элемент рассмотрения сообщения о преступлении не указан; о регистрации сообщения о преступлении речь идет лишь как о предмете прокурорского надзора вп.1 ч.2 ст. 37 УПК РФ, широко используется понятие и в ведомственных нормативных актах.
Практический смысл разделения "приема" и "регистрации" очевиден: должностное лицо может получить заявление, но не зарегистрировать или зарегистрировать не по установленным правилам. Поэтому закрепленные в ч.1 ст. 144 УПК РФ "регистрация" в качестве этапа рассмотрения сообщения о преступлении способствовало бы укреплению законности в стадии возбуждения уголовного дела.
Прежде чем перейти
к непосредственному
Поводы для возбуждения уголовного дела перечисляются в ч.1 ст. 140 УПК РФ. Существует мнение, что источники информации о преступлении служат поводами к возбуждению уголовного производства, а поводами к возбуждению уголовного дела такие заявления и сообщения становятся лишь после соответствующего процессуального оформления, регистрации и проверки . Вряд ли возможно с этим согласиться, поскольку, исходя из ст. 141-143 УПК РФ, оформление и регистрация являются неотъемлемыми атрибутами поводов для возбуждения уголовного дела. Без этого невозможно не только возбуждение уголовного дела, но и производство предварительной проверки поступившего сообщения.
УПК РФ предусмотрены три вида сообщений о преступлении -заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о преступлении, полученное из иных источников.
Важнейшим требованием,
которое предъявляется к
По сложившейся
практике анонимные письма, содержащие
данные о готовящихся или совершенных
преступлениях, по решению прокурора
или его заместителя передаются
без регистрации в органы, осуществляющие
оперативно-розыскную
Тем не менее, существует мнение о необходимости признания в качестве повода для возбуждения уголовного дела анонимного заявления, если из него усматривается совершение преступления или приготовление к его совершению. Причины по которым заявители не подписывают сообщения, различны, и часто это происходит из-за боязни оказания воздействия со стороны лиц, совершивших преступление.
Исходя из п. 43 ст.5,
ст.ст.141-144 УПК РФ, заявление о
преступлении - это сообщение о
любом совершенном или
Явка с повинной представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ч. 1 ст. 142 УПК РФ). Явка с повинной возможна, прежде всего, при оценке заявителем содеянного именно как преступления (а не иного правонарушения), а так же при обнаружении признаков преступления уполномоченными законом органами и должностными лицами.
Лицо заявляет о преступлении, совершенном им, а не каким-либо иным лицом, что позволяет отграничить явку с повинной от другого повода для возбуждения уголовного дела-заявления о преступлении. Заявление о явке с повинной должно быть сделано органам и должностным лицам, уполномоченным осуществлять уголовное преследование. В литературе обосновано замечено, что если лицо сообщает о совершенном им преступлении по почте, телефону, телеграфу, через других людей или иным способом, и в последствии лично не является, то это сообщение нельзя рассматривать как явку с повинной, поскольку она должна сопровождаться установлением личности и оформлением протокола.
Судебная практика свидетельствует, что явка с повинной может быть сделана не только в виде заявления о преступлении, поданного в органы расследования, но и сообщения в любой форме.
Этим во многом объясняется тот факт, что явки с повинной часто оформляются в виде объяснения заявителя, заявления о преступлении, рапорт об обнаружении признаков преступления.
Рапорт об обнаружении признаков преступления как повод для возбуждения уголовного дела охватывает все прочие случаи получения сведений о преступлении, помимо тех, что поступили в виде заявления о преступлении или явки с повинной.
Исследование показало, что источниками таких сведений может быть: а) информация, содержащаяся в материалах проверки прокурором исполнения законов различными органами и должностными лицами; б) сведения, распространенные в средствах массовой информации; в) письма и жалобы граждан; г) информация, переданная по телефону, телеграфу и иным средствам связи; д) обращения государственных и иных организаций.
Составляемый об
обстоятельствах выявленного
Постановление пленума Верховного Суда РФ40 «О практике назначения судами наказания» 11.06. 1999 год.
В ч.1 ст. 144 УПК РФ прокурор не назван, наряду с дознавателем, органом дознания, следователем, в числе субъектов, обязанных принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение. В то же время в ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" указывает, что в органах прокуратуру в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Данные обращения принимаются, регистрируются и проверяются по правилам, установленным Инструкцией о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуру Российской Федерации. Значение этого полномочия прокурора трудно переоценить: находясь на вершине пирамиды правоохранительных органов, именно прокурор способен обеспечить наиболее действенную реализацию прав граждан на защиту от правонарушений, в том числе и преступлений, особенно в ситуациях, когда с этой задачей по каким-либо причинам не справляются другие правоохранительные органы. Иными словами, в п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ речь идет о выявлении в ходе выполнения прокурором предусмотренных ст.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" функций по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. При этом имеется ввиду деятельность прокурора в рамках всех отраслей надзора, осуществляемая как по заявлениям и жалобам, так и по собственной инициативе прокурора.
Осуществляя надзор
за исполнением закона о приеме и
регистрации сообщения о
Помимо дознавателя,
следователя, прием сообщения о
преступлении может быть поручен
начальником органа дознания или
его заместителем иным должностным
лицам этого органа; круглосуточный
прием сообщений о
Информация о работе Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства