Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:44, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Борьба с преступностью крайне важна в правом государстве. Деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет главной задачей обеспечение защиты личности, ее прав и свобод от преступлений. С другой стороны, лица, вовлекаемые в уголовное судопроизводство, должны быть гарантированы от необоснованного подозрения, обвинения, осуждения, ограничения своих прав и законных интересов. В этом проявляется провозглашенный в статье 2 Конституции Российской Федерации приоритет в правовой защите прав и свобод граждан.
Цель настоящего исследования состоит в разработке теоретических основ уголовно-процессуальной деятельности прокурора по обеспечению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

Содержание

Введение.
Глава 1. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
1.1 Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении
1.2 Состояние законности и результаты деятельности прокурора в стадии возбуждения уголовного дела
Глава 2. Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования
2.1 Прокурорский надзор – важная гарантия законности при расследовании преступлений
2.2 Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 67.85 Кб (Скачать файл)

Исходя из изложенного  система полномочий прокурора на досудебном производстве, и в том  числе в стадии возбуждения уголовного дела, претерпела существенные изменения, что по моему мнению, отражает тенденции на разделение функций по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия и по предварительному расследованию уголовных дел, а также укрепление процессуальной самостоятельности следователя.

В 2007 году впервые  за последние пять лет, количество преступлений сократилось на 7 %. Отмечая это  в интервью корреспонденту «Российской  газеты», Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка обратил внимание на то, что примерно половина выявленных преступлений остались нераскрытыми…. оперативным путем раскрывается только треть преступлений. Эти официальные  данные, по моему мнению, свидетельствуют  не только о недостатках в организации  оперативно-розыскной деятельности органов дознания, но и о несовершенстве законодательства, регламентирующего  деятельность органов дознания в  стадии возбуждения уголовного дела.

В свете изложенного  возникает вопрос о роли прокурора  на начальном этапе уголовного преследования  не только по делам о преступлениях, требующих дознания, но и по делам  о преступлениях, подлежащих предварительному следствию.

Вышеизложенное  позволяет сделать вывод о  том, что в отечественном уголовном  процессе права прокурора в досудебном производстве целесообразно расширить.

Глава 2. Организация  прокурорского надзора в стадии предварительного расследования

прокурор надзор следователь процессуальный

2.1 Прокурорский  надзор - важная гарантия законности  при расследовании преступлений

В юридической науке  уделяется большое внимание проблемам  законности. Законность - общеправовой принцип, распространяющийся на все, в  том числе, уголовно-процессуальную отрасль права. Традиционно под  законностью имелось в виду соответствие нормам права действий и решений  участников правоотношений.

В.В. Клочков, внесший  большой вклад в разработку этой проблемы, обоснованно обратил внимание на ограниченность понятия законности как исполнения юридических норм. По его справедливому утверждению такой подход соответствует интересам и практике авторитарного государства, выводит из – под критики законы, неадекватные потребностям общества, игнорирует гуманитарное содержание законности, ограничивает представление о ее сущности и структуре. Представляется плодотворным его определение законности как совокупности «взаимосвязанных требований общества к государству и иным участникам общественных отношений; отражение и выражение этих требований в общественном, в том числе, политическом и юридическом сознании и в законодательствеІ.

Созвучна с этим современная трактовка понятия  законности, данная академиком В.Н. Кудрявцевым: «Законность-это определенный режим  общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации  общественных отношений посредством  издания и неуклонного осуществления  законов и иных правовых актов».

В уголовном процессе принцип законности распространяется на все стадии и этапы производства по уголовному делу, начиная с возбуждения; все действия и решения органов  и должностных лиц, осуществляющих процесс: органа дознания, следователя, прокурора, суда детально регламентированы законом и должны полностью соответствовать  ему. Придание законности основополагающего  принципа строго ограничивает уголовно-процессуальную деятельность рамками закона, обеспечивает направленность этой деятельности на достижение задач уголовного судопроизводства: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и их справедливое наказание. Но есть еще не менее важная сторона принципа законности: обеспечение  прав, свобод, законных интересов каждого  человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства: потерпевшего, обвиняемого и других. Особую актуальность в законотворческой и правоприменительной деятельности это приобрело с провозглашением  Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их защиту -обязанностью государства.

Для раскрытия содержания понятия законности предварительного расследования большое значение имеет правильное представление  о ее соотношении с целесообразностью. По результатам изучения причин «следственных  ошибок», проведенного в 2006-2007 годах, у  значительной части следователей, допускающих  нарушения закона по уголовным делам, отмечается к выполнению его предписания и противопоставление законности целесообразности в пользу последней.

Определение понятия  законности правоприменительной деятельности, в юридической литературе практически  не меняется. Однако в одних случаях  законность трактуется как исполнение участниками правоотношений только законов, а в других – всех правовых актов. С учетом этого обстоятельства, а также изменений представляется целесообразным уточнить и конкретизировать содержание этого понятия применительно  к таким вопросам: законности деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование  преступлений и прокурорский надзор в досудебных стадиях уголовного процесса.

По своему назначению предварительное расследование  является подготовительным этапом к  рассмотрению уголовного дела в суде. Поэтому органы, его осуществляющие, обязаны руководствоваться в  своей деятельности теми требованиями, которые предъявляются к делу в процессе судебного разбирательства. Статья 20 Конституции РФ, провозглашая независимость судей и их подчинение только Конституции и федеральному закону, обязывает суд при наличии  несоответствия любого акта государственного или иного органа закону принимать  решение в соответствии с законом. Статья 50 Конституции связывает  недопустимость использования по уголовному делу доказательств, полученных с нарушением только федерального закона. Эта норма  закона имеет своим адресатом  не только суд, но и прокурора, и органы, осуществляющие предварительное расследование  преступлений.

Тот факт, что уголовно-процессуальная деятельность подлежит регулированию  именно федеральным законом, подтверждает и п. «о» ст. 71 Конституции, относящий  уголовно-процессуальное законодательство к ведению Российской Федерации. Статья 1 действующего УПК, в которой  определяются правовые основы уголовно-процессуальной деятельности относит к ним только уголовно-процессуальный закон.

В своей деятельности наряду с законами, органы расследования  руководствуются предписаниями  ведомственных нормативных актов. Эти акты должны полностью соответствовать  законам, Для оценки прокурором и  судом законности действий и решений  органов предварительного расследования  имеет значение их соответствие только закону, а не ведомственным правовым актам. Основанием для отмены постановления  органа дознания, следователя, прокурора, признания доказательств не имеющими юридической силы может служить  нарушение только таких правовых актов как Конституция РФ и  федеральный закон.

Часть 4 ст. 15 Конституции  РФ включает в правовую систему Российской Федерации общепризнанные нормы  и принципы международного права и международные договоры РФ. Их предписания действуют в нашем уголовном процессе, как правило, опосредовано, будучи отражены в тексте Конституции РФ, УПК и других федеральных законов.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что под  законностью в досудебных стадиях  уголовного процесса следует понимать установленный Конституцией РФ, действующим  Уголовно-процессуальным кодексом и  другими феде6ральными законами порядок  возбуждения уголовных дел и  производства расследования по ним, а также соблюдение этого порядка  участниками соответствующих правоотношений.

При анализе законности в досудебных стадиях уголовного процесса с точки зрения совершенства системы правовых норм, которые регулируют права и обязанности, деятельность участников правоотношений, нельзя обойти вниманием факт незавершенности  реформы уголовно-процессуального  законодательства. Действующий УПК, несмотря на внесение в него в последние  годы целого ряда изменений и дополнений, страдает неполнотой, противоречивостью  отдельных норм. В связи с жалобами по конкретным уголовным делам конституционным  Судом РФ периодически принимаются  решения о несоответствии отдельных  норм УПК Конституции РФ, что влечет за собой утрату ими юридической  силы.

Состояние законности правоприменительной деятельности в уголовном процессе вообще и  его досудебных стадиях, в частности, оценивается по тому, насколько действия и решения ее участников соответствуют  требованиям действующего закона. При  этом в первую очередь речь идет о соответствии закону наиболее значимых по своим последствиям действий и  решений органов и должностных  лиц, осуществляющих процесс. Применительно  к предварительному следствию -это органа дознания, дознаватель, следователь и прокурор, осуществляющий надзор. К ним примыкает руководитель следственного органа – в пределах реализации полномочий, предоставленных ему уголовного-процессуальным законом.

Анализ данных статистической отчетности о работе органов дознания, следователя и прокурорах, свидетельствуют  о том, что несмотря на некоторые положительные сдвиги в досудебных стадиях уголовного процесса имеет место большое число нарушений закона, препятствующих достижению задач уголовного судопроизводства, обеспечению гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина.

Вопреки требованиям  статей 3, 118, 119 УПК РФ значительная часть  преступлений скрывается от учета, и  количество связанных с этим нарушений  последовательно растет. В 2006 году прокуроры  выявили и поставили на учет 670 скрытых от учета преступлений, в 2007 году 560 преступлений.

Отрицательно влияют на реализацию назначения уголовного-судопроизводства незаконные и необоснованные отказы в возбуждении, приостановлении  и прекращении уголовных дел. Число отмененных прокурорами незаконных и необоснованных постановлений  органов дознания о приостановлении  производства по уголовному делу за период с 2006 года по сравнению с 2007 возросло на 21,3%.

Таким образом, наряду с этим данные об отмене прокурором незаконных процессуальных решений  органов дознания и следователей позволяют наглядно убедиться в  том, какой существенный вклад в  выявление и устранение нарушений  закона в досудебных стадиях уголовного процесса вносит прокурорский надзор.

Представляется, что  в современных условиях освобождения суда от несвойственных ему функций  уголовного преследования, сокращения его возможностей по принятию мер  к устранению нарушений закона и  упущений в собирании доказательств  со стороны органов дознания и  следователей путем возвращения  им уголовных дел для производства дополнительного расследования  возрастает роль прокурорского надзора  в укреплении законности предварительного следствия, а вместе с тем -в выполнение задач уголовного судопроизводства по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении, в обеспечении принципа неотвратимости ответственности за совершенные преступления.

Как было отмечено выше, прокурорский надзор -специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

Прокурорский надзор -самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять, кроме прокуратуры, никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства  -Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов Федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а совокупность всех их, объединяемых общей системой государства, приводя, таким образом, интересы отдельных органов, организаций, учреждений или должностных лиц в соответствии с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его  отличие от других видов деятельности, как прокуратуры, так и иных государственных  органов определяется содержанием  этой деятельности, которая состоит  в проверке точности соблюдения Конституции  РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении выявленных правонарушений.

Специфичность прокурорского  надзора как вида государственной  деятельности состоит в том, что  он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти, но, в то же время, имеет признаки каждой из них. Дело в том, что органы прокуратуры  занимают особое место в государственной  системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех ветвей власти, они, тем не менее, не относятся полностью ни к одной  из них. Это специфическое положение  прокуратуры в государственном  устройстве позволяет уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное  функционирование, порождает и специфичность  прокурорского надзора как основного  вида деятельности прокуратуры.

В теории прокурорского  надзора и в процессуальной литературе достаточно обстоятельно освещено понятие  и сущность прокурорского надзора, его задачи и основные направления. Наиболее полную, по моему мнению, характеристику признаков прокурорского надзора  как самостоятельного вида государственной  деятельности предлагает В.Б. Ястребов. Это: а) осуществление надзора от имени государства; б) целью служит обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод гражданина, охраняемых законом  интересов общества и государства;

в) осуществляется единой централизованной системой органов  прокуратуры;

г) состоит в наблюдении за соблюдением Конституции РФ и  исполнением законов, действующих  на территории РФ, государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицам, органами управления и руководителями учреждений и организаций.

Специфику прокурорского  надзора, отличающую его от иных видов  государственной деятельности, отмечают и другие авторы. «Специфика содержания прокурорского надзора: заключается  в проверке точности соблюдения Конституции  РФ, исполнения требований законов, соответствия издаваемых подзаконных правовых актов  закону, устранения выявленных правонарушений с помощью правовых средств, имеющихся  только у прокуратуры».

Органы дознания и органы предварительно следствия, осуществляя досудебное производство, защищают права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших  от преступлений. В каждом случае обнаружения  признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель  принимают предусмотренные УПК  РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Предварительное  расследование существенно затрагивает  права и интересы участников уголовного судопроизводства, поскольку оно  связано с ограничением конституционных  прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться  меры процессуального принуждения.

Информация о работе Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства