Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:44, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Борьба с преступностью крайне важна в правом государстве. Деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет главной задачей обеспечение защиты личности, ее прав и свобод от преступлений. С другой стороны, лица, вовлекаемые в уголовное судопроизводство, должны быть гарантированы от необоснованного подозрения, обвинения, осуждения, ограничения своих прав и законных интересов. В этом проявляется провозглашенный в статье 2 Конституции Российской Федерации приоритет в правовой защите прав и свобод граждан.
Цель настоящего исследования состоит в разработке теоретических основ уголовно-процессуальной деятельности прокурора по обеспечению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.
Введение.
Глава 1. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
1.1 Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении
1.2 Состояние законности и результаты деятельности прокурора в стадии возбуждения уголовного дела
Глава 2. Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования
2.1 Прокурорский надзор – важная гарантия законности при расследовании преступлений
2.2 Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя
Заключение
Список используемой литературы
Задачами стадии возбуждения уголовного дела являются:
1. реагирование компетентных
органов государства и
2. закрепление следов преступления;
3. установление наличия
или отсутствия основания для
принятия решения о
4. первоначальная квалификация деяния, содержащего признаки преступления;
5. предотвращение расследования фактов, не содержащих в себе признаки преступления;
6. определение органа
государства или должностного
лица, полномочного осуществлять
производство по уголовному
Значение стадии возбуждения уголовного дела заключается в следующем.
Во-первых, на данной стадии происходит надлежащее реагирование со стороны государства на каждый случай совершенного или готовящегося преступления. Тем самым создаются предпосылки для производства процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств выявленного преступления и привлечение судом виновных к уголовной ответственности.
Во – вторых, стадия возбуждения уголовного дела создает своеобразный барьер против необоснованных, огульных расследований и применения в отношении лиц, не причастных к совершению преступлений, мер процессуального принуждения.
При характеристике полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела нельзя не обозначить базовые теоретические понятия и выявить их соотношение: «функции прокурора в стадии возбуждения уголовного дела», «компетенция прокурора в стадии возбуждения уголовного дела», «полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела».
Надо отметить, что
в связи с отсутствием каких-
Исходя из приведенного
выше общего понятия уголовно-
Термины «компетенция» и «полномочия» в процессуальной литературе часто необоснованно смешивают. К примеру, существует мнение о том, компетенция органа дознания. Следователя, прокурора и суда -это совокупность полномочий каждого из этих органов, призванных вести борьбу с преступностью. В данном случае понятие компетенции участников уголовного судопроизводства определяется через их полномочия. При этом нельзя не учитывать того обстоятельства, что в ряде норм УПК РФ говорится о компетенции в контексте разграничения сфер применения одинаковых полномочий участников.
В связи с этим
следует согласиться с П.М. Элькинд,
которая считает что
В ч.1 ст. 37 УПК РФ содержится указание о том, что уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия прокурор уполномочен осуществлять и в пределах компетенции, установленной УПК РФ. В ч.2 этой же статьи используется следующая конструкция «…прокурор уполномочен….».
Исходя из этого,
представляется, что компетенция
прокурора в стадии возбуждения
уголовного дела может быть определена
как установленные уголовно-
Соответственно, полномочия
прокурора в стадии возбуждения
уголовного дела-права, предоставленные
прокурору уголовно-
Переходя к рассмотрению системы полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела, необходимо отметить, что в УПК РФ полномочия прокурора обозначены не в одной норме, а сосредоточены, во-первых, в ст. 37. и. во – вторых, упоминаются в других статьях УПК РФ, регламентирующих полномочия прокурора и других участников уголовного судопроизводства. Представляется, что подобная «разноообразность2 полномочий прокурора по различным нормам, главам, разделам отнюдь не способствует эффективности их реализации.
К числу полномочий, предоставленных прокурору в стадии возбуждения уголовного дела, относятся следующие:
-проверять исполнение
требований федерального
-выносить мотивированное
постановление о направлении
соответствующих материалов в
следственный орган или орган
дознания для решения вопроса
об уголовном преследовании по
фактам выявленных прокурором
нарушений уголовного
Фрагментарность и казуальность регламентации полномочий прокурора отмечают также другие авторы, Артемов Л.А. Стадия возбуждения уголовного дела, процессуальные особенности и правовая регламентация действий правоохранительных органов. Автореферат 2004 г.
-давать дознавателю
письменные указания о
-давать согласие
дознавателю на возбуждение
-отменять незаконные
или необоснованные
-участвовать в
судебных заседаниях при
-разрешать отводы,
заявленные дознавателю, а
-рассматривать жалобы (ст. 124 УПК РФ);
-поручать органу
дознания проверку сообщения
о преступлении, распространенного
в средствах массовой
-продлевать срок
проверки сообщения о
-отменять постановление о возбуждении уголовного дела (ч.4 ст. 146 УПК РФ);
-давать согласие на возбуждение дознавателем уголовного дела частного и частно-публичного обвинения (ч.4 ст. 147 УПК РФ);
-в случае признания
незаконным или необоснованным
постановления следователя об
отказе в возбуждении
Нельзя не отметить,
что система полномочий прокурора
на досудебном производстве, и в
том числе в стадии возбуждения
уголовного дела, претерпела существенные
изменения в связи с внесением
изменений в федеральное
Во-первых, прокурор лишен права давать согласие следователю, дознавателю, органу дознания на возбуждение уголовного дела.
Во-вторых, прокурор, его заместитель и помощники обязаны проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении, однако, сами рассматривать сообщения о преступлениях они не вправе.
В-третьих, прокурор продолжает осуществлять полномочия по продлению срока проверки дознавателем сообщений о преступлениях, в то время как от продления сроков проверки, осуществляемой следователем отстранен.
В-четвертых, копия
постановления органа дознания, дознавателя,
следователя о возбуждении
В-пятых, прокурор лишен
права возбуждать уголовные дела.
Существует мнение, что это вызвано
необходимостью отделить надзор за исполнением
законов при расследовании
Представляется, однако,
данное нововведение недостаточно обосновано.
Оно противоречит требованиям УПК
РФ и Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации», возлагаемых
на прокурора осуществление
В – шестых, вместо права возбуждать уголовные дела прокурору предоставлено право выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Этим полномочием прокурор пользуется как при выявлении признаков преступления в ходе общенадзорных проверок, так и при проверке законности рассмотрения органами дознания и органами предварительного следствия сообщений о преступлениях.
В – седьмых, несколько
изменились полномочия прокурора по
надзору за законностью и обоснованностью
решений об отказе в возбуждении
уголовного дела. Копия соответствующего
постановления направляется прокурору
в течение 24 часов, и прокурор должен
незамедлительно проверить
Для обозначения
правовых средств, предоставленных
прокурору для осуществления
возложенных на него функций, в теории
используется термин «формы прокурорского
надзора». В.М. Савицкий рассматривает
под формами надзора за законностью
расследования указанные в
Использование предоставленных
прокурору форм составляет не только
его право, но одновременно и его
обязанность во всех случаях, когда
возникает необходимость
Классифицирующим
признаком для каждой формы прокурорского
надзора можно считать
Вместе с тем классификация форм прокурорского надзора в значительной степени условна, поскольку и в теории, и на практике сложно разграничить действия прокурора при реализации того или иного полномочия.
К примеру, такая форма надзора прокурора как рассмотрении жалоб на незаконные и необоснованные действия и решения следователя и дознавателя может сочетать и выявление нарушений закона, и их устранение, что обычно оформляется одним процессуальным документом-постановлением прокурора. Данное обстоятельство относится и к указаниям прокурора дознавателю: они могут касаться предупреждения нарушения законов, либо их устранения.
Материальным выражением полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела являются исходящие от прокурора требования и принятые им решения, предусмотренные УПК РФ, оформленные, как правило, в письменной форме. Особенность таких актов в том то, что они во всех случаях порождают правоотношения с адресатом и всегда влекут определенные юридические последствия: в установленный срок акт должен быть рассмотрен адресатом, для исполнения требований прокурора, пресечения и предупреждения нарушений закона в дальнейшем приняты исчерпывающие меры.
Исходя из предписаний УПК РФ и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в стадии возбуждения уголовного дела основными актами прокурорского реагирования являются: постановление об отмене постановления органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела; постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства; требование об устранении выявленных нарушений федерального законодательства; предостережение о недопустимости нарушения закона.
Другими актами прокурорского реагирования в данной стадии являются: указание дознавателю о проведении конкретных проверочных действий по сообщению о преступлении; указание дознавателю о проверке сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации; указание о регистрации сообщения о преступлении, проведении по нему проверки; требование о проведении поднадзорным органом служебного расследования с целью установления обстоятельств нарушения закона при рассмотрении сообщения о преступлении и должностных лицах, виновных в таком нарушении.
Информация о работе Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства