Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:44, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Борьба с преступностью крайне важна в правом государстве. Деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет главной задачей обеспечение защиты личности, ее прав и свобод от преступлений. С другой стороны, лица, вовлекаемые в уголовное судопроизводство, должны быть гарантированы от необоснованного подозрения, обвинения, осуждения, ограничения своих прав и законных интересов. В этом проявляется провозглашенный в статье 2 Конституции Российской Федерации приоритет в правовой защите прав и свобод граждан.
Цель настоящего исследования состоит в разработке теоретических основ уголовно-процессуальной деятельности прокурора по обеспечению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.
Введение.
Глава 1. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
1.1 Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении
1.2 Состояние законности и результаты деятельности прокурора в стадии возбуждения уголовного дела
Глава 2. Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования
2.1 Прокурорский надзор – важная гарантия законности при расследовании преступлений
2.2 Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя
Заключение
Список используемой литературы
Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией, имеющей прямое действие, уголовным -процессуальным законодательством.
И хотя уголовно-процессуальное законодательство в основном детально регламентирует досудебное производство, в практике не всегда исполняются требования этого законодательства.
Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам.
Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания и органов предварительного
следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений - немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.
Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследование. Согласно уголовно-процессуальному законодательству следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения и санкции прокурора. Следователь наделен правом при несогласии с отдельными решениями и указаниями прокурора предоставлять свои письменно изложенные возражения вместе с уголовным делом вышестоящему прокурору.
Предмет надзора в соответствии со ст. 29 Закона «О Прокуратуре РФ» -соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
В УПК РФ учтены требования,
вытекающие из положений Конституции
РФ, общепризнанных норм и принципов
международных договоров по обеспечению
основных прав и свобод человека и
гражданина. Так в ходе уголовного
судопроизводства запрещается осуществление
действий и принятие решений, унижающих
честь и достоинство участников
уголовного судопроизводства, а также
обращение, унижающее его человеческое
достоинство либо создающее опасность
для его жизни и здоровья. Никто
из участников уголовного судопроизводства
не может подвергаться насилию, пыткам,
другому жестокому или
При осуществлении
досудебного производства по уголовным
делам необходимо соблюдать основания
и процедуры ограничения прав
и свобод человека и гражданина,
предусмотренные уголовно-
Как отмечает В.М. Савицкий,
процессуальное руководство расследованием
служит единственным способом обеспечить
законность действий соответствующих
органов, без руководства невозможен
полноценный надзор за исполнением
законов. В связи с этим необходимо
предусмотреть в законе о прокуратуре
и уголовно-процессуальном законодательстве
полномочия прокурора по осуществлению
процессуального руководства
По моему мнению, приведенная точка зрения представляется наиболее убедительной. В числе аргументов в пользу осуществления руководства прокурора процессуальной деятельностью можно назвать то, что в конечном итоге именно прокурор, как гарант законности и соблюдения прав и свобод граждан обязан по завершении расследования принять окончательное решение о направлении уголовного дела в суд, а затем уже в ходе судебного разбирательства - поддерживать государственное обвинение.
Из выше сказанного
следует, что прокурорский надзор за
соблюдением порядка
2.2 Полномочия
прокурора по надзору за
В прошлом году в
УПК и Закон «О прокуратуре» внесены
поправки, в соответствии с которыми
следователи в прокуратуре
До принятия Федерального
закона о внесении изменений в
уголовно-процессуальное законодательство
установленные в УПК РФ полномочия
прокурора позволяли
Увы, но этим же законом фактически был упразднен прокурорский надзор за законностью предварительного следствия, что, однако, осталось почти незамеченным широкой публикой. Может быть и впрямь не надо городить огород? Не надо вовсе реформировать сложившуюся на сегодня систему следственных органов? Может быть, следователи наши столь хороши, что не нуждаются более ни в каком надзоре?
Увы! Нынешняя конструкция выглядит неплохой только в глазах руководителей следственных органов. К сожалению, уровень следственной работы в России сегодня очень далек от необходимого. Это чувствуют на себе десятки тысяч российских граждан. И особо отметим, что все рассуждения о нежелательности реформирования следственных органов никак не увязываются с проблемой защиты прав человека на предварительном следствии. Хотя предварительное следствие имеет своим назначением:
-защиту прав и
законных интересов лиц и
-защиту личности
от незаконного и
Между тем с защитой
прав и свобод, как потерпевших, так
и обвиняемых дело обстоит тревожно.
При расследовании преступлений
допускаются грубейшие
Основное назначение
прокурора в уголовном
Значительно сузилась роль прокурора в возбуждении уголовного дела, а вместе с тем и уголовного преследования. Теперь следователь возбуждает уголовные дела без согласия прокурора. Прокурору отведено лишь 24 часа с момента поступления постановления о возбуждении уголовного дела и прилагаемых к нему материалов, чтобы отменить это постановление, если оно будет признано незаконным или необоснованным.
Сам прокурор лишен права возбуждать уголовное дело. Он, согласно п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ, вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства, то есть для проверки сообщения о преступлении и принятия должного решения согласно УПК, которое в такой ситуации принимается по вопросу о возбуждении уголовного дела, но не уголовного преследования. Так у нас прокурор теперь не вправе отменить постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела. Он может только ставить об этом вопрос перед руководителем следственного органа. Но в УПК РФ не обозначены даже сроки рассмотрения этого вопроса прокурора.
Разве можно в полном объеме реализовать, содержащиеся в ч.1 ст. 37 УПК РФ требования об осуществлении прокурором от имени государства уголовного преследования, если внесенные изменения лишили его, помимо других, следующих полномочий: права самостоятельно возбуждать уголовные дела (в настоящее время он может лишь вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании); права лично производить предварительное следствие по делу в полном объеме; права участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях давать обязательные для исполнения письменные указания следователю о направлении расследования, производстве следственных действий; права лично производить по делу отдельные следственные и иные процессуальные действия; права прекращать уголовное дело или уголовное преследование? Конечно же, нет. Трудно понять логику законодателя, лишившего прокурора по делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, прав прекратить уголовное либо уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично, если он придет к выводу об отсутствии доказательств, устанавливающих виновность обвиняемого в совершении преступления. А трудно вот почему, потому что им же в ч. 7 ст. 246 УПК РФ установлено: «Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного преследования полностью или в соответствующей части. Таким образом, соответствующее решение прокурора в судебном разбирательстве влечет обязательное прекращение судом уголовного дела или уголовного преследования, а убеждение прокурора в том, что в поступившем к нему с обвинительным заключением деле отсутствуют доказательства, подтверждающие виновность обвиняемого в предъявленном ему обвинении, почему-то не дает ему права прекратить уголовное дело или уголовное преследование.
Аналогичное замечание
можно сделать и в отношении
права прокурора изменить в судебном
разбирательстве обвинение
В последние годы много, причем зачастую справедливо, прокуратуру критиковали за низкое качество следствия и не менее низкий уровень надзора за следствием. Не без оснований утверждается что, расследуя уголовные дела и одновременно осуществляя надзор за законностью расследования, прокурор фактически надзирает сам за собой. То обстоятельство, что следователи прокуратуры работали под непосредственным руководством прокурора, негативно сказывалось не на следствии, а тоже на качестве прокурорского за ним. Надзирая фактически за самим собой, прокурор, естественно, некритически относился к работе следователя, далеко не всегда вовремя и, главное, правильно реагировал на ошибки следователей и допускаемые ими нарушения закона. Более того, будучи связан с вынесенными решениями и указаниями следователям, он не всегда был в состоянии объективно оценить материалы дела при утверждении обвинительного заключения и зачастую требовал от государственных обвинителей поддерживать в суде обвинение несмотря ни на что -позиция обвинения должна была соответствовать обвинительному заключению. Внутреннее убеждение гособвинителя фактически было замечено убеждением утвердившего обвинительное заключение прокурора. Создание Следственного комитета при прокуратуре было призвано разорвать эту цепочку.
Фактически изъяв у прокурора значительную часть полномочий и передав их руководителю следственного органа, законодатели опять смешали следствие и надзор. Перераспределение полномочий прокуроров и РСО по осуществлению процессуального руководства деятельностью следователей означено расширением возможностей ведомственного контроля при соответствующем сокращении полномочий прокуроров по осуществлению надзора в указанной сфере общественных отношений. В настоящее время преждевременно оценивать эффективность проводимых разграничений полномочий РСО и прокуроров. Но уже сейчас можно отметить: там, где ранее присутствовал двойственный процессуальный контроль за осуществлением предварительного следствия, остался в основном ведомственный.
Так, если дача следствию
указаний по уголовным делам, согласия
на возбуждение перед судом
Другими словами, в ныне действующем законе опять сохранены полномочия, за которые прокуратура критиковалась на протяжении длительного времени, то есть возможность обжалования незаконных решений следователя его же руководителю, каковым ранее был прокурор, а ныне стал руководитель следственного органа.
Информация о работе Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства