Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:39, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение вопроса применения актов амнистии и помилования в Республике Казахстан как института освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также практическое значение актов амнистии и помилования для реализации принципа гуманизма, выявление различий между амнистией и помилованием, анализ конкретных примеров осуществления амнистии и помилования.
Введение
1. Теоретические основы освобождения от уголовной ответственности и наказания в Республике Казахстан
1.1 Понятие освобождения от уголовной ответственности
1.2 Понятие освобождения от наказания
2. Понятие амнистии и помилования в уголовном праве Республики Казахстан
2.1 Освобождение от уголовной ответственности и наказания на основании акта амнистии
2.2 Освобождение от уголовной ответственности и наказания на основании акта помилования
2.3 Различия между амнистией и помилованием
3. Практика и ошибки амнистии и помилования в Республике Кезахстан
Заключение
Список использованных источников
Первую группу составляют
следующие виды безусловного освобождения:
военнослужащего в связи с
его заболеванием; в связи с
зачётом времени содержания под
стражей; в связи с заменой, не
отбытой части наказания более
мягким видом наказания; по истечении
срока давности обвинительного приговора
суда; по отбытии срока наказания.
При этих видах освобождения от уголовного
наказания перед лицом не ставится
никаких условий, т.е. вменение ему
в обязанность отбыть (доотбыть)
наказание, от которого он освобождён,
даже в случае его откровенно отрицательного
(но не преступного) поведения в последующий
период. Вторая группа включает виды освобождения
условного характера, куда входят: условное
осуждение; условно-досрочное
Прежде всего, правовая природа амнистии и помилования раскрывается через указание на то, что амнистия - это акт высшего органа власти, который распространяется на определённую категорию или группу лиц, помилование - акт высшего органа, касающийся конкретного лица.
Для более детального рассмотрения этого вопроса необходимо определить правовые признаки помилования и амнистии:
Амнистия и помилование (исключительная прерогатива высшего органа государственной власти, она не отменяет и не изменяет уголовного закона;
Амнистия и помилование (имеют определённые основания, в каждом случае различающиеся между собой;
Амнистия и помилование основаны на принципе законности и не могут ему противоречить.
Вместе с тем в вопросе определения правовой природы помилования и амнистии есть и другие аспекты. Так как амнистия и помилование являются юридическими институтами и регулируются правом, то их правовая природа передаётся через сущность и содержание права в том его виде, в каком оно воплотилось в нормы, регулирующие эти институты.
Исходя из этого, раскрытие правовой природы помилования и амнистии требует рассмотрения таких вопросов, как характер и содержание воли, формирующей право амнистии и помилования; условия её признания в качестве правовой; цели и юридическое значение решений о помиловании и амнистии, в частности проблема их нормативности; процедура и основания принятия решений; обеспечение их соответствия общим началам права, согласованности с иными видами правореализационных решений.
Рассматривая вопрос о
том, каким образом может
Содержание же права об амнистии и помиловании формируется на основе объективной оценки соотношения принятых обществом целей уголовного законодательства и уголовной политики с реально достигнутыми результатами, т.е. состоянием правопорядка и возможностями его поддержания, более щадящими методами.
В вопросе о правовой природе амнистии и помилования есть несколько моментов, вызывающих ожесточённые споры в научных кругах.
Одним из самых дискуссионных является вопрос нормативности актов об амнистии и помиловании, который, в свою очередь, тесно связан с проблемой различия между амнистией и помилованием. Нормативный характер имеют акты об амнистии, не признавая этого за помилованием. На Недостаточно одного количественного признака для разграничения амнистии и помилования, и утверждает, что акт амнистии отличается от акта помилования главным образом нормативным характером его положений.
В отличие от акта помилования,
относящегося к одному индивидуально-определённому
лицу или ко многим индивидуально-определённым
лицам, амнистия, являясь актом нормативного
характера, касается целых категорий
преступлений или групп преступников,
не обозначенных индивидуально. Акты об
амнистиях не указывают некое
число конкретных лиц, а распространяются
на всех лиц, подпадающих под признаки,
указанные в этом акте. Помилование
же представляет собой акт об освобождении
от наказания или смягчении
До недавнего времени лишь К. Мирзажанов отстаивал другую точку зрения, считая нормативными и амнистию, и помилование.
Принципиально иной взгляд на правовую природу амнистии и помилования высказывает И.Л. Марогулова, которая отрицает нормативный характер, как амнистии, так и помилования. “Амнистия распространяется отнюдь не на всех граждан, а лишь на определённые категории лиц, совершивших преступления, виды которых перечислены в самом акте.
Но это обстоятельство
не означает того, что в действующие
нормативные предписания
Именно эта статья определяет статус амнистии под нормативного акта, принятого во исполнение закона.”
Далее И.Л. Марогулова указывает,
что: “амнистия выступает в роли
юридического факта, на основании которого
возникает новое правоотношение
между государством с одной стороны,
и амнистированными лицами с другой.
Данное правоотношение порождает определённые
правовые последствия (освобождение виновного
от уголовной ответственности и
наказания или смягчение
Если лицо освобождается от части наказания или одно наказание заменяется другим, более мягким, то продолжает развиваться то же самое уголовно-правовое отношение, содержание которого иссякает, и оно прекращает своё существование в момент погашения или снятия судимости.
Ещё один довод, который И.Л. Марогулова приводит в свою правоту, (акты амнистии не обладают свойством постоянности. Контраргумент С.Н.Сабанина конкретный уголовный закон также может действовать весьма непродолжительное время, что нисколько не умаляет его юридической силы и не свидетельствует об отсутствии признака нормативности. В качестве наглядного примера можно привести многочисленные изменения и внесение поправок в различные статьи старого Уголовного кодекса в последние годы его действия. При рассмотрении всех вышеприведённых точек зрения, представляется последовательным и достаточно аргументированным взгляд на амнистию как нормативно-правовой акт, в отличие от помилования, которое является индивидуальным, персонифицированным актом применения права.
Ещё одно расхождение во взглядах вышеупомянутых исследователей заключается в том, что, если И.Л. Марогулова отрицает нормативность актов амнистии, то К. Мирзажанов отрицает индивидуальность актов помилования. По его мнению, они обладают нормативным характером, так как “замещают” нормы, регламентирующие обычный порядок исполнения и прекращения наказания. Данная точка зрения была подвергнута критике А.С. Михлиным: “освобождая от наказания одного осуждённого, акт помилования не создаёт правила, он никак не касается других лиц, приговорённых к такому же наказанию за такое же (и даже то же) преступление”
Из всего вышесказанного
можно сделать вывод, что в
основе формирования права о помиловании
и амнистии, равно как и принятия
соответствующих решений, должна лежать
основанная на анализе многих факторов
конституционная и уголовно-
В содержании этой потребности
сочетается как объективное, т.е. социальные
процессы в определённом состоянии,
включая состояние
2. Понятия амнистии и помилования в уголовном праве Республики Казахстан
Освобождение от наказания известно с древних времён. Относительно точного времени его появления в правовой науке существует множество споров. Есть мнение, что право амнистии комиций и сената, а во время империи это право перешло к императорам. Другие юристы ссылаются на исторический факт, относящийся к гораздо более древней эпохе: хотя в законах Хамураппи нет упоминаний о снисхождении к преступникам, известен случай, когда сын царя Вавилонии Хамураппи помиловал раба, подлежащего смертной казни. Однако, имеются сведения о помиловании, которое произошло в Древнем Египте на 200 лет раньше. Этот случай, имевший место в 20 веке до н.э., описан в египетских папирусах, хранящихся в Берлинском музее, под названием «Рассказ Синухе».
В эпоху Средневековья амнистия по своему юридическому значению не отличалась помилования. Эти институты нередко использовались феодалами с целью личного обогащения. Позднее амнистия и помилование широко применялись в отношении осужденных из привилегированных сословий, что давало возможность оставлять безнаказанными преступления аристократии. Поэтому многие общественные деятели относились к институту помилования отрицательно.
В законодательстве царской
России также не проводилось четкого
различия между амнистией и помилования;
дореволюционное
В ту эпоху помилование относилось к исключительной компетенции царя.
Статья Уложения гласила: «Помилование и прощение виновных лиц ни в коем случае не зависит от суда. Оно непосредственно исходит от верховной самодержавной власти и может быть лишь действием монаршего милосердия» [26].
В царской России к изданию
актов «милосердия» в отношении
своих подданных монархи
На Западе с приходом к власти буржуазии амнистия развилась в самостоятельный институт, отличаясь от помилования тем, что помилование «стало лицемерно считаться актом милосердия в отношении отдельной личности, а амнистия - актом политическим, которое даруется в интересах всего общества» [27].
Почти во всех западных государствах право амнистии принадлежит законодательным органам, а право помилования исполнительной власти. По Конституции Франции 1946 года Президент имеет право помилования, осуществляемое им в Высшем Совете Магистратуры, а амнистии могут быть дарованы только законом.
По Конституции США
Президенту принадлежит право помилования
осужденных федеральными судами за преступления,
совершённые против США. В отношении
лиц, осужденных судами штатов по законам
штатов, помилование осуществляется
губернаторами в порядке, определяемом
законодательством
Конституция Финляндии устанавливает,
что Президент может в
В 1988 г в Нидерландах вступил в силу новый закон о помиловании, который уполномочил Королеву жаловать помилование по просьбе, которая может быть направлена её как осужденным, так и прокуратурой. Помилование может быть условным.
Хотя в каждой стране право
амнистии и помилования имеет
свои особенности, что связано с
местными историческими, нравственными,
политическими и социально-
Проблема социальной природы
амнистии и помилования возникает,
в первую очередь, как отражение
существующей необходимости общества
выяснить, есть ли смысл в использовании
такого рода средств воздействия
на поведение человека, какие закономерности
бытия, социальные, нравственные качества,
его выживание, между формализмом
права и социальной, в различной
степени осознанной обществом, справедливостью,
между независимостью суда и необходимостью
некоторого контролирования его
деятельности в целях удержания
его в разумных границах, определяемых
обществом и его
Информация о работе Понятие амнистии и помилования в уголовном праве Республики Казахстан