Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 15:34, курсовая работа
Судебная власть - самая молодая из ветвей государственной власти современной России, в государственном развитии предыдущего периода суд функционировал как государственный орган, осуществляющий правосудие. Поэтому с изменением статуса суда в государственной системе необходимо было урегулировать его правовое положение как на конституционном уровне, так и в системе конституционного отраслевого законодательства. В связи с данным основной пакет законов, регулирующих роль, место и функции судов в системе государственно-правовых институтов, сформировался сравнительно недавно и в течение достаточно короткого периода - 1991 - 1995 гг. Это период судебной реформы, задачей которой, по сути, являлось создание новой эффективной, соответствующей современному этапу правового развития России системы законодательства о судебной власти.
1. Введение 2
2. Роль и значение судов в системе правоохранительных 6
органов
3. Организация, принципы работы районных судов. 14
4. Полномочия районного суда. 23
5. Заключение 29
6. Список литературы 34
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра организация судебной власти и правоохранительной деятельности
Районный суд: организация и полномочия
Курсовая работа студента 9 группы
1 курса дневного отделения
Иванилова Сергея Александровича
Научный руководитель: доктор
юридических наук профессор
Панюшкин В. А.
ВОРОНЕЖ
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ:
органов
ВВЕДЕНИЕ.
Судебная власть - самая молодая из ветвей государственной власти современной России, в государственном развитии предыдущего периода суд функционировал как государственный орган, осуществляющий правосудие. Поэтому с изменением статуса суда в государственной системе необходимо было урегулировать его правовое положение как на конституционном уровне, так и в системе конституционного отраслевого законодательства. В связи с данным основной пакет законов, регулирующих роль, место и функции судов в системе государственно-правовых институтов, сформировался сравнительно недавно и в течение достаточно короткого периода - 1991 - 1995 гг. Это период судебной реформы, задачей которой, по сути, являлось создание новой эффективной, соответствующей современному этапу правового развития России системы законодательства о судебной власти.
В Российской Федерации основы организации и деятельности судебной власти закреплены в Основном Законе - Конституции Российской Федерации.
Такие основополагающие начала российской государственности, как демократизм, суверенность, правовое государство с системой разделения власти, верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации, законность и федерализм, равенство всех перед законом и судом, относятся в равной мере и к основам организации и функционирования судебной власти. Названные нормы устанавливают положение суда в государственной системе: ст. 10 провозглашает самостоятельность судебной власти, отмечая, что суды осуществляют государственную власть (ст. 11) в демократическом правовом государстве (ст. 1) на основе Конституции, законов, общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 15). Эти нормы представляют особое значение для формирования статуса судебной власти, поскольку придают ему основные идеологические направления, определяют смысл и сущность ее деятельности.
Положения непосредственно касающиеся специфики организации и функционирования судебной составляющей государственной власти закреплены в гл. 7 Конституции РФ "Судебная власть", которой закрепляются конституционные основы судоустройства, нашедшие свое продолжение в соответствующем законодательстве, развивающем эти положения.
По сути дела, это конституционные основы системы органов судебной власти, которые отражают в статусе судебной власти ее структурную организацию, гарантирующую автономное и отделенное от других систем органов государственной власти самостоятельное функционирование судебных учреждений.
В развитие этих норм принято законодательство, закрепляющее структуру и общие принципы организации и деятельности судебной системы, в котором определена структура учреждений, наделяемых полномочиями по осуществлению правосудия в России. В числе этих законов: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации".1
Данный федеральный конституционный закон является базовым законом в системе правового регулирования деятельности судебных органов России. По своей юридической силе он уступает только Конституции РФ и международным договорам Российской Федерации. Все иные федеральные конституционные законы, федеральные законы, определяющие устройство судов, их полномочия, порядок образования и деятельности, не могут ему противоречить.
Закон о судебной системе оформил систему федеральных судов, закрепил на уровне конституционного закона основные гарантии независимости судей. Он допускает образование специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел.
Принятие Закона о судебной системе позволило начать и в 2002 г. закончить работу над кодексами, регулирующими уголовный и гражданский процессы, поскольку структура этих актов во многом обусловлена судоустройством государства, а по ряду позиций и усовершенствовать арбитражный процесс. В последние годы начата реализация заложенной в Закон о судебной системе возможности образовывать в качестве судов общей юрисдикции специализированные суды.
Дополняют ряд нормативных актов,
обеспечивающих независимость судебных
органов в сфере
Конституционные основы судопроизводства, закрепленные в ст. ст. 46, 47, 49, 50, 51, 52, 123 и ряде других статей Конституции РФ, являются конституционно-правовым фундаментом деятельности судов по рассмотрению конкретных дел. Конституционные положения гарантируют каждому судебную защиту его прав и свобод, право на своего судью (ч. 1 ст. 47 - "Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом"), конституционно закреплена презумпция невиновности и недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление, родственный иммунитет, государственная защита прав потерпевших и др. В качестве конституционных основ судопроизводства выступают принципы гласности и открытости разбирательства дел, состязательность процесса и равноправие сторон и др.
Существенные преобразования в организации и деятельности судов в России сопровождались принятием целого ряда законов: об органах судейского сообщества в РФ, УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях.3
В то же время нерешенной проблемой остается то, что до сих пор продолжает действовать Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве", который безнадежно устарел. Тем не менее именно в нем закреплены структура и состав отдельных судов общей юрисдикции, ряд других важных вопросов.
Новый этап в развитии российского
суда как государственной власти
диктует необходимость
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СУДОВ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Формирование и развитие в современной России правового государства требуют надлежащей организации правосудия как одной из важнейших его составляющих.
В последние годы актуальными темами в правовой науке стали вопросы судебной власти, судебного строительства и судебной деятельности. Обращение к этим проблемам инициировал конкретный анализ форм судебной власти, ее места в системе разделения властей в России, процессов взаимодействия с гражданским обществом.
Как замечают судья Верховного Суда Российской Федерации доктор юридических наук Н.А. Колоколов и кандидат юридических наук, доцент С.Г. Павликов, "судебная власть проявляется в специфической форме властного вмешательства государства в конфликтную ситуацию в социуме, в особом властном воздействии государства на участников конфликта, отношения между ними"4.
Судебную систему РФ составляют только суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ", не допускается.
Все суды, входящие в судебную систему РФ, подразделяются на две основные группы: федеральные суды и суды субъектов РФ, к числу федеральных судов, наряду с Верховным Судом РФ, верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значениями, автономной области и автономных округов, военными судами, относятся и районные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.
Судебная власть реализуется в форме правосудия посредством пяти видов судопроизводства - конституционного, уголовного, гражданского, арбитражного и административного. Соответственно, и судебная система России состоит из нескольких подсистем судов, реализующих соответствующие виды судопроизводства. Таких подсистем или, иначе, ветвей судебной системы три - суды общей юрисдикции, арбитражные суды и конституционные суды (Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Каждая из этих подсистем имеет свою внутреннею структуру и состоит из определенных звеньев.
Районные суды относятся к основному звену российской судебной системы. Их можно назвать вторым звеном в системе судов общей юрисдикции, где в качестве первого (низшего) звена судебной системы необходимо рассматривать мировых судей, а третьим звеном являются областные, краевые суды, суды автономной области и автономных округов, верховные суды республик в составе РФ, суды городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга (далее - суды областного звена).
Правоведы отмечают, что при исследовании феномена судебной власти часто употребляются понятия, которые нельзя признать принадлежностью того или иного вида юридического знания, теоретической или прикладной юриспруденции. В этой связи И.В. Блацберг замечает, что "традиционно специалисты различных отраслей права рассматривают только собственные теоретические и практические вопросы суда, например проблемы судоустройства, судопроизводства, обеспечения деятельности судов и т.д., вместе с тем необходимо исследовать также и проблемы взаимоотношений суда с другими органами государственной власти"5.
В начале XX в. известный русский процессуалист И.Я. Фойницкий писал: "...суд - это беспристрастный посредник в споре между двумя заинтересованными лицами (сторонами)"6. При этом он подчеркивал, что суд служит не частным интересам отдельных лиц, отдельных общественных кружков или отдельных ведомств, а общим государственным интересам правосудия, "все судебные решения постановляются именем государства", поэтому "в современном государственном строе суд - есть функция государственной власти".
"Суд, - писал Ф. Бэкон, - есть место священное, а потому не только судейское кресло, но и подножие его и все подступы к нему должны быть охраняемы от соблазнов и худой славы"7.
Для поддержания высокого авторитета судебной власти суд должен быть не только беспристрастным, но и скорым, незамедлительным. "По всякому уголовному преследованию, - писал Г. Еллинек, - каждый должен иметь право требовать скорого суда над собою при участии беспристрастных жюри в двенадцать человек из числа соседних обывателей, без единогласного решения которых никто не может быть осужден... "8.
Судами представлена одна из трех ветвей государственной власти в Российском государстве - судебная. При этом особенностью ее реализации является то, что, с одной стороны, решение нижестоящего суда может быть отменено вышестоящей судебной инстанцией. С другой - вышестоящий суд не имеет возможности и права влиять на принятие решения нижестоящей инстанцией. При этом бесперебойно работающий механизм организации судебной деятельности может и должен способствовать обеспечению самостоятельности судебных органов при очевидной процессуальной иерархичности судебных инстанций.
Правосудие в России
осуществляется исключительно судами
(ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Суды как
органы правосудия занимают наиболее
важное место в системе правоохранител
Кроме того, наша отечественная история свидетельствует о том, что и в советский период, когда на теоретическом и законодательном уровне не признавался принцип разделения властей, а на практическом вся государственная власть была сосредоточена в структурах КПСС, независимость суда тем не менее провозглашалась в качестве конституционного принципа.