Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 15:34, курсовая работа
Судебная власть - самая молодая из ветвей государственной власти современной России, в государственном развитии предыдущего периода суд функционировал как государственный орган, осуществляющий правосудие. Поэтому с изменением статуса суда в государственной системе необходимо было урегулировать его правовое положение как на конституционном уровне, так и в системе конституционного отраслевого законодательства. В связи с данным основной пакет законов, регулирующих роль, место и функции судов в системе государственно-правовых институтов, сформировался сравнительно недавно и в течение достаточно короткого периода - 1991 - 1995 гг. Это период судебной реформы, задачей которой, по сути, являлось создание новой эффективной, соответствующей современному этапу правового развития России системы законодательства о судебной власти.
1. Введение 2
2. Роль и значение судов в системе правоохранительных 6
органов
3. Организация, принципы работы районных судов. 14
4. Полномочия районного суда. 23
5. Заключение 29
6. Список литературы 34
3) руководит изучением
и обобщением судебной
4) осуществляет общее руководство работой аппарата суда;
5) утверждает должностные
инструкции работников
6) устанавливает правила внутреннего распорядка суда и контролирует их выполнение;
6) организует работу
по повышению квалификации
7) организует работу
по пропаганде правовых знаний
и разъяснению
8) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Если в районном суде только один судья, то он осуществляет полномочия председателя районного суда.
Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями о следующим принципам:
1) территориальный (зональный), при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории;
2) предметный (функциональный),
когда один судья
3) предметно-зональный,
складывающийся там, где
4) беззональный,19 когда судьи рассматривают уголовные и гражданские дела по поручению председателя суда.
Новые полномочия председателей районных судов закреплены ст. 6.2 Закона о статусе судей "Полномочия председателей и заместителей председателей судов", где подробно перечисляет основные правомочия этих лиц.
Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателей суда федеральным законодательством, осуществляет следующие функции:
1) организует работу суда;
2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
3) распределяет обязанности
между заместителями
4) организует работу
по повышению квалификации
5) осуществляет общее
руководство деятельностью
6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
7) осуществляет иные
полномочия по организации
Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, организует работу суда, распределяет обязанности, руководствуясь распоряжениями председателя.
Постановлением Совета судей РФ от 18 апреля 2003 г. N 101 утверждены Типовые правила внутреннего распорядка судов20, в п. 2.1 которых детализированы функции председателя суда по организации работы суда.
Организация работы в районном суде основана на обеспечении функций районного суда по осуществлению правосудия и выполнению некоторых других полномочий судебной власти.
На практике в целях реализации возложенных на них обязанностей председатели районных судов издают соответствующие распоряжения и приказы, в целях оптимальной организации работы судов.
Так приказом председателя Правобережного районного суда г. Липецка от 15.03.2004г. №16/04-01 “О создании отделов» сформированы три отдела - отдел по общим вопросам, систематизации законодательства и судебной практики; отдел по гражданским делам; отдел по уголовным делам и материалам.
В соответствии с Федеральным
законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О
государственной гражданской
Также приказами председателей районных судов устанавливается порядок рассмотрения судьями подсудных судам дел. Так допустим приказом председателя Правобережного районного суда г. Липецка от 18.12.2008г. №83/04-01 установлена специализация рассмотрения дел судьями суда и их взаимозаменяемость.
Важной частью организации работы суда является прием посетителей суда. Большинство гражданских дел заводится в районном суде по заявлениям, которые подаются на приеме гражданами и представителями юридических лиц.
В целях обеспечения реализации прав граждан на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, упорядочения процедуры реализации права на судебную защиту, оптимизации документооборота, во исполнение постановления Совета судей РФ от 15.05.2008г. №216, Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 26.11.2008г. утверждено Примерное положение о приемной в судах общей юрисдикции. В соответствии с данным Положением в районных судах Липецкой области председателями утверждены Положения о приемных в районных судах. В настоящее время прием граждан и выдача им необходимых документов, производится работниками аппарата судов, что также исключает контакт посетителей с судьями, до начала судебного разбирательства.
Таким образом, залогом
успешного функционирования районных
судов является надлежащее закрепление
правового положения судов
Как отмечает А.А. Власов,
"большинство судей и
Ст. 15 Конституции РФ определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы страны. Одним из основополагающих актов международного права является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Объем гарантий основных прав, предоставляемый Конвенцией, оценивается в свете практики заседающего в Страсбурге Европейского Суда по правам человека.
В.М. Лебедевым в книге "Развитие судебной власти в Российской Федерации" рассматривается целый ряд принципов судебной деятельности в качестве процессуальных гарантий справедливого правосудия, в их числе подробно анализируются беспристрастность суда, гласность, открытость судебного разбирательства, оперативность правосудия, состязательность и равноправие сторон, особые дополнительные требования к процедуре по уголовным делам, участие народа в отправлении правосудия25.
В книге "Судебная власть" под редакцией д.ю.н., проф. Л.И. Петрухина рассматриваются принципы независимости, свободного доступа к правосудию, состязательности, публичности и диспозитивности, презумпции и преюдиции в судопроизводстве26.
Правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года; статья 8 Всеобщей декларации прав человека 1948 года). Справедливость как основополагающая идея находит свое закрепление и во вводных положениях к Конституции Российской Федерации.
Как отмечает Л.Б. Алексеева, "ни одно закрепленное в международных нормах право не регулируется так подробно, как право на справедливое судебное разбирательство по уголовным делам"27, Л.Б. Алексеева справедливо отмечает как принципиальное единство содержания ст. 14 Пакта и ст. 6 Конвенции, так и то обстоятельство, что последняя получила "развернутую конкретизацию и развитие в решениях Европейского суда по правам человека, что позволяет более обоснованно судить о тех требованиях, которые международное право предъявляет к правосудию по уголовным делам"28.
Анализ указанных
1. Рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом.
2. Разбирательство дела в разумный срок.
3. Публичность судебного
разбирательства, допускающая
4. Признание обвиняемого
невиновным до тех пор, пока
его виновность не будет
5. Наделение обвиняемого
как минимум следующими
- быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;
- иметь достаточное
время и возможности для
- защищать себя лично
или через посредство
- допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;
- пользоваться бесплатной
помощью переводчика, если он
не понимает языка,
ПОЛНОМОЧИЯ РАЙОННОГО СУДА
Районный суд в пределах
своей компетенции рассматривае
Районному суду подсудны по первой инстанции все уголовные и гражданские дела, кроме дел, подсудных мировым судьям, военным судам, судам областного звена и Верховному Суду РФ. Судьи районных судов также рассматривают единолично дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч. 1 и ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации. Указание на дела, по которым производство осуществляется в форме административного расследования, содержится в ст. 28.7 КоАП РФ. Это наиболее сложные дела об административных правонарушениях: правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного законодательства и др.
Несомненно, что по мере развития и совершенствования российской судебной системы судейская компетенция по делам об административных правонарушениях будет расширяться: судебное производство - безусловно, наиболее квалифицированное и является самым надежным способом обеспечения прав человека - высшей государственной ценности30.
Что касается