Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 15:34, курсовая работа
Судебная власть - самая молодая из ветвей государственной власти современной России, в государственном развитии предыдущего периода суд функционировал как государственный орган, осуществляющий правосудие. Поэтому с изменением статуса суда в государственной системе необходимо было урегулировать его правовое положение как на конституционном уровне, так и в системе конституционного отраслевого законодательства. В связи с данным основной пакет законов, регулирующих роль, место и функции судов в системе государственно-правовых институтов, сформировался сравнительно недавно и в течение достаточно короткого периода - 1991 - 1995 гг. Это период судебной реформы, задачей которой, по сути, являлось создание новой эффективной, соответствующей современному этапу правового развития России системы законодательства о судебной власти.
1. Введение 2
2. Роль и значение судов в системе правоохранительных 6
органов
3. Организация, принципы работы районных судов. 14
4. Полномочия районного суда. 23
5. Заключение 29
6. Список литературы 34
Кроме этого, судьи районных судов выполняют функцию судебного контроля за действиями и решениями органов, осуществляющих предварительное расследование уголовных дел, - в ходе досудебного производства они рассматривают жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.
Судьи районных судов также рассматривают материалы и выносят решения об избрании заключения под стражу и домашнего ареста в качестве мер пресечения, об их продлении, о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, о производстве обыска и (или) выемки в жилище, о производстве личного обыска, о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи, о наложении ареста на имущество, о временном отстранении обвиняемого от должности, о контроле и записи телефонных и иных переговоров. Аналогичные полномочия судьи районных судов осуществляют в отношении оперативно-розыскной деятельности. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности31" проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается не иначе как на основании судебного решения. Рассмотрение таких материалов осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").
Согласно Закону РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями) принудительная госпитализация лица в психиатрический стационар возможна только по судебному решению. Соответствующие материалы рассматриваются единолично судьями районных судов по месту нахождения психиатрических учреждений32.
Районный суд, является судом первой инстанции - т.е. судом рассматривающим и разрешающим дело по существу. Это означает, что суд принимает решение по существу дела, т.е. по главному вопросу в правовом споре сторон - вопросу о виновности лица и его наказании (применении административного взыскания) при разрешении уголовных и административных дел, вопросу о судьбе гражданского иска (полном или частичном удовлетворении исковых требований истца или отказе в их удовлетворении) при разрешении гражданских дел. Судопроизводство в первой инстанции осуществляется с участием обеих сторон (обвинения и защиты, истца и ответчика) и с соблюдением довольно сложной процедуры, состоящей из нескольких этапов, последовательно сменяющих друг друга.
Районный суд, как суд первой инстанции чаще всего является судом, рассматривающим дело впервые. Большинство судов в судебной системе России (в т.ч числе и суды высшего звена) могут рассматривать дела в качестве суда первой инстанции в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законом.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано сторонами и другими участниками процесса в порядке, установленном процессуальным законом. Суд, рассматривающий дело по жалобе или представлению, выступает судом второй инстанции.
Ошибочное судебное решение
не может рассматриваться как
справедливый акт правосудия и должно
быть исправлено. Часть 3 ст. 50 Конституции
РФ гарантирует каждому
В связи с этим существует
такой институт, как пересмотр
судебных решений, вступивших в законную
силу, по вновь открывшимся
Перечень оснований
для пересмотра судебных решений
по вновь открывшимся
В тоже время районный суд является и судом второй инстанции, как вышестоящий суд по отношению к мировому судье вынесшему решение по первой инстанции. Районный суд, как суд второй инстанции рассматривает дела в апелляционном порядке и является судом апелляционной инстанции.
Введение института
мировых судей потребовало
в районном суде.
Апелляционное производство - это пересмотр дела по жалобе или представлению на основе нового исследования доказательств, бывших предметом рассмотрения суда первой инстанции, а также представленных сторонами в судебном разбирательстве или истребованных судом, т.е. с проведением вновь судебного следствия.
Ранее (с 1995 г.) апелляционная
инстанция была предусмотрена лишь
в арбитражном процессе. Сейчас апелляционное
производство введено также в
гражданский и уголовный
Практически судопроизводство
в апелляционной инстанции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституция 1993 г. провозгласила Российскую Федерацию правовым государством (ст. 1 ч. 1).
Однако формирование правового государства, организация и деятельность всех органов и должностных лиц которого основаны на праве, - чрезвычайно сложный процесс, связанный с необходимостью преодоления прочных стереотипов правового нигилизма, повышения культуры государственного управления на всех уровнях, совершенствования судебной системы и целым рядом других факторов политического и правового характера.
Создание правового
государства предполагает и формирование
правовых институтов, посредством которых
обеспечивается правопорядок в обществе,
единообразное понимание и
Как правильно отмечает проф. Г.Т. Ермошин, "принятие в России законодательных актов о статусе судей и об органах судейского сообщества было весьма важным шагом в деле создания реального правового механизма обеспечения независимости гражданина, принявшего на себя судейские полномочия"37. Но член-корреспондент Российской академии наук М.И. Клеандров дополняет, что законодательное обеспечение строительства судебной системы российского государства отнюдь не завершено. На подходе такие важные федеральные законодательные акты, как закон о судах общей юрисдикции, закон о Верховном Суде Российской Федерации, законы об административных судах в Российской Федерации и ювенальных судах в Российской Федерации и другие. Явно необходимо создание патентного суда Российской Федерации, как и конфессиональных судов, судов по рассмотрению коллективных трудовых споров. В юридической литературе предлагается и обосновывается создание и иных специализированных судов и целых судебных систем. Так, предлагается поэтапное создание системы трудовых судов38, приобретает все более важное значение становление административной юстиции39.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" предусматривает, что полномочия, порядок образования и деятельности районных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Однако, несмотря на объективную необходимость, до настоящего времени такой закон не был принят. Попытка принятия закона "О федеральных судах общей юрисдикции" закончилась неудачей и поэтому на данный момент деятельность районных судов регулируется общими для всей судебной системы законами, включая процессуальное законодательство.
Как мы уже отметили, действующие нормы Основного Закона Российского государства о судоустройстве не отражают потребностей судебной власти и в целом правовой системы в конституционном учреждении полной ее структуры и полномочий. Принцип самостоятельности судебной власти требует конституционного уровня закрепления основ судоустройства в Российской Федерации, к которым должны быть отнесены: компетенция, вопросы ведения высших судов, структура судебной системы и виды судов, осуществляющих судебную власть, поскольку иначе бланкетной нормой учредительная роль в отношении этой ветви власти передается другой - законодательной, без каких-либо обязательных ориентиров и стандартов.
В настоящее время сложилась ситуация, когда вопрос об учреждении ряда структур самостоятельной судебной власти полностью зависит от субъективного мнения законодателя. Речь идет об учреждении системы административных судов, конституционных (уставных) судов субъектов и других. Учреждение органа власти, осуществляющего государственную власть, должно производиться Конституцией государства, поскольку наука конституционного права наделяет именно этот акт таким свойством, как учредительный характер в отношении устройства государства и организации и деятельности органов, осуществляющих власть от его имени.
О необходимости принятия
единого судебного кодекса
В настоящее время
нормы судебного права