Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:32, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении положений уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение террористического акта.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть историю терроризма, проследить формирование законодательных основ террористической деятельности.
2. Проанализировать теоретические аспекты террористического акта (уголовно-правовую характеристику состава).
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 История терроризма и правовые основы террористической деятельности…………………………………………………………………….6
1.1 Историко-правовое развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России……………………………………....6
1.2 Отдельные вопросы законодательного регулирования борьбы с терроризмом в зарубежных странах……………………………………….15
1.3 Правовые основы борьбы с международным терроризмом………….21
ГЛАВА 2 Уголовно-правовая характеристика террористического акта…..26
1.1 Характеристика объективных признаков террористического акта….26
1.2 Характеристика субъективных признаков террористического акта…32
ГЛАВА 3 Квалифицирующиеи особо квалифицирующие признаки террористического акта (ст.205), отграничение террористического акта от смежных составов………………………………………………………………38
1.1 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки
террористического акта (ст.205)………………………………………………38
1.2 Отграничение террористического акта от смежных составов…………44
Заключение……………………………………………………………………..50
Список литературы……………………………………………………………
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Нижегородская академия
Кафедра уголовного и уголовно исполнительного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Террористический акт: правовой анализ. Отграничение от смежных составов.
Выполнил:
Курсант 311 уч.гр.
Рядовой полиции
Фирсова З.В.
Научный руководитель:
Преподаватель кафедры
ст. лейтенант полиции
Петрянина О.А.
Нижний Новгород
2012
План
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1 История терроризма
и правовые основы террористической деятельности………………………………………………
ГЛАВА 2 Уголовно-правовая характеристика террористического акта…..26
ГЛАВА 3 Квалифицирующиеи особо
квалифицирующие признаки террористического
акта (ст.205), отграничение террористического
акта от смежных составов…………………………………………………………
1.1 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки
террористического акта (ст.205)………………………………………………38
1.2 Отграничение террористического акта от смежных составов…………44
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы. Терроризм - сложное и динамично развивающееся негативное явление общественной жизни, имеющее многовековую историю, национальные и религиозные особенности. На рубеже XX-XXI в. терроризм претерпел существенные изменения: он превратился в фактор угрозы национальной безопасности государства, стал одной из основных проблем, требующих не только государственного и общественного контроля, но и объединения усилий ученых и практиков. Именно поэтому специалисты говорят о том, что терроризм - именно та угроза, против которой еще не найдены защитные механизмы. В современном обществе проблема борьбы с терроризмом приобрела глобальные масштабы.
Реальная действительность состояния терроризма на сегодняшний день постоянно изменяется, возрастает не только количество террористических актов, но и жертв терроризма, растут масштабы причиненного вреда в результате совершения деяния. Только за период с 1995- 2007г.г. в результате террористических актов погибло более 2000 человек, причинен огромный материальный и моральный ущерб, и затраты федеральных органов государственной власти на ликвидацию последствий террористической деятельности постоянно возрастают1. К сожалению, за прошедшие полтора года ситуация резко ухудшилась, насильственные посягательства на представителей власти, особенно на работников правоохранительных органов.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, терроризм признан одним из явлений, представляющих серьезную национальную угрозу. В частности, в Стратегии отмечается, что «основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти.»2. Реализация Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества.
Принятые федеральные
законы «О противодействии терроризму»
и «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты в связи
с принятием Федерального закона
«О ратификации Конвенции Совета
Европы о предупреждении терроризма
» и «О противодействии терроризму»,
а также издание Указа
Объектом исследования является система отношений, возникающих в связи с проявлением террористического акта и реализацией уголовной ответственности за данное преступление.
Предметом исследованияявляются нормы уголовного законодательства РФ, Федеральные законы, положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года; международно-правовые акты, в частности, Международные конвенции, Конвенции Совета Европы, соответствующие положения зарубежного уголовного законодательства;
Цель данной работы состоит в изучении положений уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение террористического акта.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.
Методы исследования: всеобщий (диалектический), обязывающий рассматривать объекты познания в их взаимной связи, обусловленности и развитии; общенаучные методы - анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, измерение, описание, эксперимент и т. д.; частные методы (сравнительно-правовой метод).
Научная значимость работы состоит в разработке отдельных теоретических вопросов и проблем, касающихся террористического акта.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в правоприменительной деятельности и учебном процессе.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка нормативных источников и использованной научной литературы.
ГЛАВА 1 История терроризма и правовые основы террористической деятельности
1.1Историко-правовое развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России
Борьба с терроризмом
как с социально-политическим явлением
в России имеет давнюю историю, и
на всем ее протяжении в качестве главного
правового инструмента
Законодательство царской
России не содержало правовой квалификации
терроризма как преступления. В то
же время уже в Судебнике царя
и великого князя Иоанна Васильевича
1550 г. была предпринята попытка установить
самостоятельную
После восстания декабристов
в 1826 г. была создана тайная полиция,
в функции которой входил сбор
сведений о сектантах и раскольниках,
наблюдение за лицами, состоящими под
надзором полиции, а также за иностранцами.
Она взяла под жесткий контроль
творческую интеллигенцию, включая
театральную, средства массовой информации
и издание литературных произведений.
Так, в России изначально был отдан
приоритет организационно-
На активизацию терроризма в России в конце XIX в. власти отреагировали созданием военно-полевых судов, в ведение которых были переданы все дела о политических убийствах и иных насильственных действиях в отношении должностных лиц (раньше эти дела рассматривались в судах присяжных), которым вменялось рассматривать дела незамедлительно на закрытых процессах, а апелляции не принимать.11В этом случае власти задействовали уже более широкие организационно-правовые механизмы.
После экономического и политического кризиса 1903 - 1906 гг. в России, несмотря на то, что социально-политические причины терроризма не были ликвидированы, а выработка правовой квалификации самого преступления никого не интересовала, царское правительство смогло переломить ситуацию и на время покончить с оппозиционным терроризмом. Как представляется, этому способствовал широкий комплекс чрезвычайных средств, который включал, прежде всего, принятие мер административного и правового характера. За короткий срок были изданы законы об усилении уголовной ответственности военнослужащих за государственные преступления, об усилении ответственности за распространение среди войск противоправительственных учений и суждений и о передаче дел по данным преступлениям в ведомство военных и военно-морских судов, а также о предоставлении генерал-губернаторам права создавать особые военно-полевые суды, рассматривавшие дела без производства предварительного дознания, без допроса свидетелей, без права кассации и без конфирмации (утверждение высшей властью судебного приговора) приговора.
Аналогичным образом поступило
советское правительство после
революции 1917 г. На первом этапе этого
периода уголовное
Второй этап этого периода, когда, собственно, впервые и появляется правовая регламентация террористических посягательств как преступных деяний, следует датировать вступлением в силу Уголовного кодекса Р.С.Ф.С.Р. 1922 г., ст. 64 которого устанавливала ответственность за "организацию в контрреволюционных целях террористических актов, направленных против представителей советской власти или деятелей революционных рабоче-крестьянских организаций, а равно участие в выполнении таких актов, хотябы отдельный участник такого акта и не принадлежал к контрреволюционной организации", а также за укрывательство и пособничество (ст. 68) и недонесение (ст. 89) в связи с подготовкой террористического акта12. Законодатель четко определил цели террористического деяния и социальную принадлежность объекта террористических посягательств, подчеркнув политическую сущность терроризма, однако состав террористического акта или терроризма как преступлений не раскрывался. Таким образом, в этот период появились первые специальные акты - предвестники тех моделей правового регулирования, которые будут приняты позднее.
Статья 58.8 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. фактически воспроизводила диспозицию указанной ст. 64, за исключением положения о контрреволюционных целях. Одновременно ст. 58.11 в качестве преступной определялась всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению террористического акта, а равно участие в организации, образованной для совершения террористического акта13. При этом Уголовно-процессуальный кодекс14, исходя из названия гл. 33 и положений ст. 466, всю организационную деятельность в смысле ст. 58.11 Уголовного кодекса именовал террористической организацией. Несмотря на все свои недостатки, это была первая законодательная фиксация определения террористической организации как она тогда виделась. Однако сама диспозиция состава террористического акта как уголовно наказуемого деяния отсутствовала, что не могло не сказываться на качестве судопроизводства.
Третий этап советского периода начинается с принятия Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., который впервые описал диспозиции террористических преступлений. В качестве таковых рассматривались террористический акт и террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 66, 67), под которыми понималось убийство (причинение тяжких телесных повреждений) представителей властей по политическим мотивам или представителей иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений. Одновременно при совершении преступлений, связанных с террористической деятельностью, могла осуществляться квалификация по совокупности преступлений за бандитизм, захват заложников и т.д. Такой подход не позволял в полной мере учитывать специфику преступлений, связанных с террористической деятельностью, однако в отсутствие питательной среды для серьезных террористических угроз существовавшие правовые инструменты представлялись достаточными.
1994 г. можно считать
началом отсчета первого этапа
постсоветского периода
В конце XX в. терроризм претерпел
серьезные изменения, что, однако, не
повлекло адекватного реагирования
со стороны российского
Информация о работе Террористический акт: правовой анализ. Отграничение от смежных составов