Террористический акт: правовой анализ. Отграничение от смежных составов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении положений уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение террористического акта.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть историю терроризма, проследить формирование законодательных основ террористической деятельности.
2. Проанализировать теоретические аспекты террористического акта (уголовно-правовую характеристику состава).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 История терроризма и правовые основы террористической деятельности…………………………………………………………………….6
1.1 Историко-правовое развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России……………………………………....6
1.2 Отдельные вопросы законодательного регулирования борьбы с терроризмом в зарубежных странах……………………………………….15
1.3 Правовые основы борьбы с международным терроризмом………….21
ГЛАВА 2 Уголовно-правовая характеристика террористического акта…..26
1.1 Характеристика объективных признаков террористического акта….26
1.2 Характеристика субъективных признаков террористического акта…32
ГЛАВА 3 Квалифицирующиеи особо квалифицирующие признаки террористического акта (ст.205), отграничение террористического акта от смежных составов………………………………………………………………38
1.1 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки
террористического акта (ст.205)………………………………………………38
1.2 Отграничение террористического акта от смежных составов…………44
Заключение……………………………………………………………………..50
Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

фирсова З.В. - копия.docx

— 118.07 Кб (Скачать файл)

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Нижегородская академия

Кафедра уголовного и уголовно исполнительного права

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Террористический акт: правовой анализ. Отграничение от смежных  составов.

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Курсант 311 уч.гр.

Рядовой полиции

Фирсова З.В.

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры

ст. лейтенант полиции

Петрянина О.А.

 

 

 

Нижний Новгород

2012

План

 

Введение…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 История терроризма и правовые основы террористической деятельности…………………………………………………………………….6

    1. Историко-правовое развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России……………………………………....6
    2. Отдельные вопросы законодательного регулирования борьбы с  терроризмом в зарубежных странах……………………………………….15
    3. Правовые основы борьбы с международным терроризмом………….21

ГЛАВА 2 Уголовно-правовая характеристика террористического акта…..26

    1. Характеристика объективных признаков террористического акта….26
    2. Характеристика субъективных признаков террористического акта…32

ГЛАВА 3 Квалифицирующиеи особо квалифицирующие признаки террористического акта (ст.205), отграничение террористического акта от смежных составов………………………………………………………………38

1.1 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки

 террористического акта (ст.205)………………………………………………38

1.2 Отграничение террористического акта от смежных составов…………44

Заключение……………………………………………………………………..50

Список литературы……………………………………………………………52

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. Терроризм - сложное и динамично развивающееся негативное явление общественной жизни, имеющее многовековую историю, национальные и религиозные особенности. На рубеже XX-XXI в. терроризм претерпел существенные изменения: он превратился в фактор угрозы национальной безопасности государства, стал одной из основных проблем, требующих не только государственного и общественного контроля, но и объединения усилий ученых и практиков. Именно поэтому специалисты говорят о том, что терроризм - именно та угроза, против которой еще не найдены защитные механизмы. В современном обществе проблема борьбы с терроризмом приобрела глобальные масштабы.

Реальная действительность состояния терроризма на сегодняшний  день постоянно изменяется, возрастает не только количество террористических актов, но и жертв терроризма, растут масштабы причиненного вреда в результате совершения деяния. Только за период с 1995- 2007г.г. в результате террористических актов погибло более 2000 человек, причинен огромный материальный и моральный ущерб, и затраты федеральных органов государственной власти на ликвидацию последствий террористической деятельности постоянно возрастают1. К сожалению, за прошедшие полтора года ситуация резко ухудшилась, насильственные посягательства на представителей власти, особенно на работников правоохранительных органов.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации  до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, терроризм признан  одним из явлений, представляющих серьезную  национальную угрозу. В частности, в  Стратегии отмечается, что «основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти.»2. Реализация Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества.

Принятые федеральные  законы «О противодействии терроризму»  и «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты в связи  с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма » и «О противодействии терроризму», а также издание Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию  терроризму», Концепция противодействия  терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ от 5 октября 2009 г. заложили организационно-правовые основы для построения системы правового регулирования противодействия терроризму в Российской Федерации.

Объектом исследования является система отношений, возникающих в связи с проявлением террористического акта и реализацией уголовной ответственности за данное преступление.

Предметом  исследованияявляются нормы уголовного законодательства РФ, Федеральные законы, положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года; международно-правовые акты, в частности, Международные конвенции, Конвенции Совета Европы, соответствующие положения зарубежного уголовного законодательства;

Цель данной работы состоит в изучении положений уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение террористического акта.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.

  1. Рассмотреть историю терроризма, проследить формирование законодательных основ террористической деятельности.
  2. Проанализировать теоретические аспекты террористического акта (уголовно-правовую характеристику состава).

Методы исследования: всеобщий (диалектический), обязывающий рассматривать объекты познания в их взаимной связи, обусловленности и развитии; общенаучные методы - анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, измерение, описание, эксперимент и т. д.; частные методы (сравнительно-правовой метод).

Научная значимость работы состоит в разработке отдельных теоретических вопросов и проблем, касающихся террористического акта.

Практическая  значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в правоприменительной деятельности и учебном процессе.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка нормативных источников и использованной научной литературы.

 

 

 

 

ГЛАВА 1 История терроризма и правовые основы террористической деятельности

 

1.1Историко-правовое развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России

Борьба с терроризмом  как с социально-политическим явлением в России имеет давнюю историю, и  на всем ее протяжении в качестве главного правового инструмента использовалась правовая квалификация террористической деятельности как уголовно наказуемых деяний. В развитии упомянутой квалификации можно выделить три периода: царский, советский и постсоветский.

Законодательство царской  России не содержало правовой квалификации терроризма как преступления. В то же время уже в Судебнике царя и великого князя Иоанна Васильевича 1550 г. была предпринята попытка установить самостоятельную ответственность  за совершение государственных преступлений. Так, в п. 61 Судебника предусматривалось, что "государственному убойце живота не дати, казнити смертною казнею".3 В дальнейшем Российское государство совершенствовало свое законодательство с учетом преобразований, происходивших в Европе. Так, в XIX в. Устав уголовного судопроизводства допускал изъятия из общего порядка судопроизводства в отношении определенных категорий дел. К ним относились и дела о государственных преступлениях.4 В соответствии с п. 204 Устава дела о таких преступлениях были подсудны Судебным палатам или Верховному уголовному суду.5 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных предусматривало разделы о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц6, а также нанесении увечий, ран и других повреждений здоровью7, в соответствии с которыми, как правило, и наказывались лица, совершившие деяния, внешне схожие с терроризмом. Наряду с этим был предусмотрен раздел "О преступлениях против Священной Особы Государя Императора и Членов Императорского Дома". Так, ст. 241 Уложения предусматривала, что "всякое злоумышление и преступное действие против жизни, здоровья или чести Государя Императора и всякий умысел свергнуть его с Престола, лишить свободы и Власти Верховной, или же ограничить права оной, или учинить священной особе его какое-либо насилие, подвергают виновных в том: лишению всех прав, состояния и смертной казни"8. Таким образом, появляется термин "политический преступник", под которым понимался человек, "вступающий в борьбу с правительством, стремящийся к унижению господства Капитала и созданию царства Труда"9, однако законодательно закреплено это не было, что имело негативные последствия10.

После восстания декабристов  в 1826 г. была создана тайная полиция, в функции которой входил сбор сведений о сектантах и раскольниках, наблюдение за лицами, состоящими под  надзором полиции, а также за иностранцами. Она взяла под жесткий контроль творческую интеллигенцию, включая  театральную, средства массовой информации и издание литературных произведений. Так, в России изначально был отдан  приоритет организационно-профилактической работе по делам о государственных преступлениях с использованием специальных сил и средств.

На активизацию терроризма в России в конце XIX в. власти отреагировали созданием военно-полевых судов, в ведение которых были переданы все дела о политических убийствах и иных насильственных действиях в отношении должностных лиц (раньше эти дела рассматривались в судах присяжных), которым вменялось рассматривать дела незамедлительно на закрытых процессах, а апелляции не принимать.11В этом случае власти задействовали уже более широкие организационно-правовые механизмы.

После экономического и политического  кризиса 1903 - 1906 гг. в России, несмотря на то, что социально-политические причины  терроризма не были ликвидированы, а  выработка правовой квалификации самого преступления никого не интересовала, царское правительство смогло переломить ситуацию и на время покончить  с оппозиционным терроризмом. Как  представляется, этому способствовал  широкий комплекс чрезвычайных средств, который включал, прежде всего, принятие мер административного и правового характера. За короткий срок были изданы законы об усилении уголовной ответственности военнослужащих за государственные преступления, об усилении ответственности за распространение среди войск противоправительственных учений и суждений и о передаче дел по данным преступлениям в ведомство военных и военно-морских судов, а также о предоставлении генерал-губернаторам права создавать особые военно-полевые суды, рассматривавшие дела без производства предварительного дознания, без допроса свидетелей, без права кассации и без конфирмации (утверждение высшей властью судебного приговора) приговора.

Аналогичным образом поступило  советское правительство после  революции 1917 г. На первом этапе этого  периода уголовное законодательство также не определяло ни состав терроризма, ни его формы, ни само понятие.

Второй этап этого периода, когда, собственно, впервые и появляется правовая регламентация террористических посягательств как преступных деяний, следует датировать вступлением  в силу Уголовного кодекса Р.С.Ф.С.Р. 1922 г., ст. 64 которого устанавливала  ответственность за "организацию  в контрреволюционных целях террористических актов, направленных против представителей советской власти или деятелей революционных  рабоче-крестьянских организаций, а  равно участие в выполнении таких  актов, хотябы отдельный участник такого акта и не принадлежал к контрреволюционной организации", а также за укрывательство и пособничество (ст. 68) и недонесение (ст. 89) в связи с подготовкой террористического акта12. Законодатель четко определил цели террористического деяния и социальную принадлежность объекта террористических посягательств, подчеркнув политическую сущность терроризма, однако состав террористического акта или терроризма как преступлений не раскрывался. Таким образом, в этот период появились первые специальные акты - предвестники тех моделей правового регулирования, которые будут приняты позднее.

Статья 58.8 Уголовного кодекса  РСФСР 1926 г. фактически воспроизводила диспозицию указанной ст. 64, за исключением  положения о контрреволюционных целях. Одновременно ст. 58.11 в качестве преступной определялась всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению террористического акта, а равно участие в организации, образованной для совершения террористического акта13. При этом Уголовно-процессуальный кодекс14, исходя из названия гл. 33 и положений ст. 466, всю организационную деятельность в смысле ст. 58.11 Уголовного кодекса именовал террористической организацией. Несмотря на все свои недостатки, это была первая законодательная фиксация определения террористической организации как она тогда виделась. Однако сама диспозиция состава террористического акта как уголовно наказуемого деяния отсутствовала, что не могло не сказываться на качестве судопроизводства.

Третий этап советского периода  начинается с принятия Уголовного кодекса  РСФСР 1960 г., который впервые описал диспозиции террористических преступлений. В качестве таковых рассматривались террористический акт и террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 66, 67), под которыми понималось убийство (причинение тяжких телесных повреждений) представителей властей по политическим мотивам или представителей иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений. Одновременно при совершении преступлений, связанных с террористической деятельностью, могла осуществляться квалификация по совокупности преступлений за бандитизм, захват заложников и т.д. Такой подход не позволял в полной мере учитывать специфику преступлений, связанных с террористической деятельностью, однако в отсутствие питательной среды для серьезных террористических угроз существовавшие правовые инструменты представлялись достаточными.

1994 г. можно считать  началом отсчета первого этапа  постсоветского периода уголовно-правовой  квалификации терроризма. Тогда Уголовный кодекс 1960 г. был дополнен ст. 213.3 "Терроризм", которая впервые, пусть и недостаточно квалифицированно, ввела его определение: совершение в целях нарушения общественной безопасности либо воздействия на принятие решений органами власти взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного вреда, а равно наступления иных тяжких последствий.

В конце XX в. терроризм претерпел  серьезные изменения, что, однако, не повлекло адекватного реагирования со стороны российского законодателя, хотя отдельные сдвиги все же произошли. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее - УК), также рассматривая терроризм как преступление против общественной безопасности, расширил его состав. Статья 205 УК ("Терроризм"), расположенная в гл. 24 "Преступления против общественной безопасности", определяла терроризм как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также как угрозу совершения указанных действий в тех же целях. Технико-юридическое исполнение диспозиции данной статьи, как, впрочем, и предшествовавших, имело серьезные погрешности, на что указывали многие исследователи.15В частности, серьезное сомнение вызывала обоснованность отнесения устрашения населения к категории целей терроризма, поскольку устрашение играет роль инструмента для достижения целей терроризма, а не является самой целью. Вызвали состояние ужаса, запугали. Что дальше? Спряталось население по домам, сидит, ждет, чем все закончится. Этого хотели террористы? Нет, цель террористов - заставить правительство, организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, а страх, ужас - это способ воздействия через население на органы власти, чтобы устрашенное население своим поведением заставило, вынудило эти органы совершить или не совершить те или иные действия, выгодные террористам.

Информация о работе Террористический акт: правовой анализ. Отграничение от смежных составов