Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:32, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении положений уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение террористического акта.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть историю терроризма, проследить формирование законодательных основ террористической деятельности.
2. Проанализировать теоретические аспекты террористического акта (уголовно-правовую характеристику состава).
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 История терроризма и правовые основы террористической деятельности…………………………………………………………………….6
1.1 Историко-правовое развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России……………………………………....6
1.2 Отдельные вопросы законодательного регулирования борьбы с терроризмом в зарубежных странах……………………………………….15
1.3 Правовые основы борьбы с международным терроризмом………….21
ГЛАВА 2 Уголовно-правовая характеристика террористического акта…..26
1.1 Характеристика объективных признаков террористического акта….26
1.2 Характеристика субъективных признаков террористического акта…32
ГЛАВА 3 Квалифицирующиеи особо квалифицирующие признаки террористического акта (ст.205), отграничение террористического акта от смежных составов………………………………………………………………38
1.1 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки
террористического акта (ст.205)………………………………………………38
1.2 Отграничение террористического акта от смежных составов…………44
Заключение……………………………………………………………………..50
Список литературы……………………………………………………………
Законодательства по борьбе с терроризмом имеются и на национальных и на международных уровнях. После терактов 11 сентября 2001 года многие страны обнаружили, что их законодательство или вовсе не содержит специального закона о борьбе с терроризмом, или законы эти не отвечают требованиям сегодняшнего дня.
В Европейском союзе
всего лишь несколько стран
имеют законы, карающие за терроризм.
По мнению специалистов, наилучший
закон о борьбе с терроризмом
имеет Великобритания, принятый
в 2000 году. В этом законе терроризм
определяется, как «угроза действием
с целью повлиять на решение
правительства, либо запугать
людей по политическим, религиозным
или идеологическим
Несмотря на то, что терроризм
как международное явление
Еще перед второй мировой
войной под эгидой Лиги Наций была
разработана Конвенция о
В 1971 году была заключена первая региональная Конвенция 13-ти государств Америки о предупреждении и наказании террористических актов. В настоящее время имеется развитая, многосторонняя система сотрудничества государств по борьбе с терроризмом под эгидой ООН. Действует 11 Конвенций и протоколов о защите от терроризма на земле, в воздухе и на море. В их числе Токийская 1963г., Гаагская 1970г. и Монреальская 1971г.23 Конвенции направлены на борьбу с террористическими актами, посягающими на безопасность гражданской авиации. К ним примыкает Протокол «о борьбе с незаконными актами насилия в международных аэропортах» 1988 г. Конвенция «о защите ядерных материалов» и Конвенция «о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения» 1991 г. приняты в целях предупреждения террористических актов, совершаемых с использованием этих общественных средств. Римская конвенция 1982 г. направлена на защиту от незаконных акций, в том числе террористических, против морского судоходства.
На европейском уровне
была подписана в 1977 г. и
вступила в силу в 1978 г. региональная
конвенция по борьбе с
В качестве первоочередных мероприятий, согласно Программе, значатся: « присоединение государств – участников СНГ 2000 года к соответствующим международным договорам, направленным на борьбу с терроризмом. Создать Антитеррористический центр СНГ »25. Не остался в стороне от процессов законотворчества в области борьбы с терроризмом и Казахстан.
Казахстан подписал ряд международных договоров в сфере борьбы с терроризмом, например, «Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон» (Ташкент, 21 апреля 2000 г. ).
Центральноазиатские государства в этом договоре наметили ряд мер, направленных на взаимодействие в борьбе с терроризмом: « Стороны будут принимать взаимосогласованные усилия по противодействию терроризму, экстремизму, действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя, либо нарушение территориальной целостности, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В документе направленном на борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом - « Шанхайской конвенции » от 15 июня 2001 года в статье определена сфера совместной деятельности сторон: « Центральные компетентные органы Сторон в соответствии с настоящей Конвенцией осуществляют сотрудничество и оказывают друг другу содействие ».
Таким образом, можно
видеть, что мировое сообщество
уделяет огромное внимание
ГЛАВА 2 Уголовно-правовая характеристика террористического акта (ст. 205 УК РФ).
Диспозиция данной нормы
формулируется следующим
Объект преступления. В научной и учебной литературе стало обязательным выделение общего, родового, видового и непосредственного объекта. Традиционным в уголовно-правовой теории является определение общего объекта преступления как охраняемых уголовным законом общественных отношений, которым причиняется вред или создается угроза его причинения при совершении преступления.
Родовым объектом применительно к рассматриваемой теме, исходя из законодательной структуризации объектов преступлений (родовой, видовой объект), расположенных в соответствующих разделах, главах Особенной части УК РФ, родовым объектом террористического акта необходимо признавать совокупность общественных отношений, регламентирующих (регулирующих) общественную безопасность и общественный порядок.
Видовой объект - это общественные отношения, регулирующие общественную безопасность.
По мнению многих ученых, террористический акт относится к числу многообъектовых преступлений. В частности, объектом террористического акта ими признается: общественная безопасность в определенном регионе, спокойствие граждан и стабильное функционирование органов власти и управления в регионе, а также жизнь и здоровье людей26; общественная безопасность, нормальное функционирование органов власти, а также жизнь и здоровье людей27; состояние защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц, организаций и материальных объектов от внутренних и внешних угроз28; общественная безопасность29. Как видно, в определении непосредственно объекта нет единого мнения.
Под основным непосредственным объектом преступления понимается то общественное отношение, на которое посягает преступление, взятое под охрану. Таким образом, непосредственным объектом террористического акта будет являться общественная безопасность в конкретном регионе, районе, местности.
Дополнительным объектом преступления являются общественные отношения, регламентирующие деятельность органов государственной власти, международных организаций, жизнь, здоровье, политические, имущественные интересы и т. п. В данном случае наличие дополнительного объекта повышает степень общественной опасности террористического акта.
В уголовном праве под
предметом преступления понимают физический
предмет материального мира или
интеллектуальную ценность, на которые
оказывается непосредственное воздействие
при совершении преступления, с которым
связывает закон наличие
Объективная сторона преступления представляет собой внешнее проявление преступного поведения. Обязательными признаками объективной стороны преступления являются: общественно опасное деяние, которое может быть выражено в форме действия и бездействия; общественно опасные последствия - это изменения во внешнем мире, которые указаны в уголовном законе в качестве криминообразующего признака преступления; причинная связь между общественно опасным деянием и наступившими общественно опасными последствиями.
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в совершении активных действиях, признаки которых закреплены в двух альтернативных формах:
а) в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями;
б) в угрозе совершения указанных действий в тех же целях.
В уголовном законе не дается
исчерпывающего перечня способов совершения
данного преступления. Законодатель
альтернативно называет наиболее типичные
способы, такие как взрыв и
поджог, а затем дает обобщенную
характеристику - совершение иных действий,
устрашающих население и
Под взрывом понимается освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени, сопровождающееся сильным звуком, воспламеняющее что-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретого газа (плазмы) с очень высоким давлением, который при расширении оказывает механическое воздействие (разрушение) на окружающие тела31.
Информация о работе Террористический акт: правовой анализ. Отграничение от смежных составов