Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:02, дипломная работа
Актуальность исследования. Принимая УПК РФ, и определяясь в социальном назначении уголовного судопроизводства, законодатель, в соответствии с нормами Конституции РФ (ст. 2), указал, что главным направлением деятельности государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, является приоритетная защита прав и свобод личности, ее законных интересов (ст. 6 УПК). Между тем, именно в сфере уголовного судопроизводства ограничение прав и свобод личности носит наиболее существенный характер, включая в себя ограничение таких конституционных прав граждан, как право на неприкосновенность личности, свободу передвижения и т. п.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Нормативное регулирование института контроля за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения………………………………………………………………………………… 8
§1. Теоретические основы исследования судебного контроля в уголовном судопроизводстве России: сущность, предмет и пределы…………………….. 8
§2. Судебный контроль за законностью и обоснованностью применения в качестве меры пресечения заключение под стражу: теоретический аспект… ……………………………………………………………………………………... 17
§3. Судебный контроль за законностью и обоснованностью применения иных мер процессуального принуждения: теоретический аспект…………… .27
Глава II. Практика реализации института судебного контроля за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения ……………………………………………………………………………. 41
§1. Проблемы оптимизации практики судебного контроля, реализуемого в порядке ст. 108 УПК РФ: досудебный этап………………………………….. 41
§2. Проблемы оптимизации судебного контроля, реализуемого в порядке ст. 108 УПК РФ: судебный этап………………………………………………… 56
§3. Практика реализации судебного контроля, реализуемого в порядке ст. 108 УПК РФ в судах вышестоящей инстанции………………………………... 65
Список литературы.……………………………………………………... 77
Законодательные памятники и проекты законов:
Монографии, учебники, учебные пособия и другие книги:
Статьи, тезисы, научные сообщения:
Комментарии законов и постатейные материалы:
1 См.: Петрухин И.Л. Системный подход к изучению эффективности правосудия // Советское государство и право. – 1976. – № 1. – С. 79; Ковтун Н.Н. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России: Монография. – Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2002. – 332 с.; и др.
2 См.: Морщакова Т.Г., Петрухин И.Л. Оценка качества судебного разбирательства (по уголовным делам). / Отв. ред. О.П. Темушкин. – М., 1987. – С. 15, 22; Петрухин И.Л., Батуров Г.П., Морщакова Т.Г. Теоретические основы эффективности правосудия. – М., 1979. – С. 155.
3 См.: Закон РФ от 23.05.92 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Вед. СНД РФ и ВС РФ. – 1992. – № 25. – Ст. 1865.
4 См.: Ковтун Н.Н. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России: Монография. – С. 24–43. Подобной позиции придерживается и Конституционный Суд РФ // См.: Вестник Конституционного Суда РФ. – 1998. – № 4. – С. 8.
5 См.: Колоколов Н.А. Судебный контроль на стадии предварительного расследования. – Курск, 2000. – С. 148–149.
6 См.: Бабенко А., Яблоков В. Судебный контроль за предварительным расследованием необходимо расширить // Российская юстиция. – 2000. – № 6. – С. 2–3; и др.
7 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.93 г. “О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей”; Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 29.09.94 г. “О выполнении судами Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 года № 3 “О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей”.
8 См.: Бозров В. Судебный контроль за арестом: проблемы и перспективы // Законность. – 1996. – № 3. – С. 34; Драченов А., Тенчов Э. Судебная проверка законности и обоснованности арестов // Российская юстиция. – 1993. – № 19 – 21–24; и др.
9 См.: Лебедев В.М. Судебная власть на защите конституционного права в уголовном процессе – 190 с.
10 См.: Козырев Г.Н. Судебная проверка законности и обоснованности ареста. – Н. Новгород, 1994. – 66 с.; Михайлов В.А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. – М., 1996. – С. 234–255; и др.
11 Подробнее см.: Шалумов М. Согласие прокурора на арест – бюрократическая проволочка или осознанная необходимость // Российская юстиция. – 1999. – № 2. – С. 43; Рогаткин А., Петрухин И. О реформе уголовно-процессуального права // Законность. – 1996. – № 2.– С. 39; Кожевников Н. Упорядочить полномочия следователя // Российская юстиция. – 1997. – № 12. – С. 22–24.
12 В юридической литературе было высказано мнение о том, что подобное ходатайство должно быть рассмотрено судом: «безотлагательно». Мы не можем согласиться с подобным подходом, во-первых, в силу временной неопределенности самого термина «безотлагательно». Во-вторых, суд и стороны должны все же иметь определенное время для реализации своих конституционных прав по подготовке к данному судебному заседанию. См.: Корнуков В.М., Куликов В.А., Манова Н.С. Принцип личной неприкосновенности и его реализация в российском досудебном производстве. – С. 105.
13 См.: Грузд Б., Сайкин Л. При решении вопроса об аресте должно быть гарантировано равенство возможностей // Российская юстиция. – 2003. – №6. – С. 59–60.
14 См.: Грузд Б., Сайкин Л. Указ. раб. – С. 59–60.
15 См.: Европейский Суд по правам человека. Избранные постановления 1999–2001 гг. и комментарии. – М., 2002.
16 В данном контексте этот вопрос, отчасти, нашел свое разъяснение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
17 На наш взгляд, возможное продление применения такой меры пресечения как домашний арест (свыше 2 мес.) должно реализовываться по аналогии норм ст. 109 УПК.
18 Если мера пресечения (принуждения) применяется в отношении подозреваемого, суд, соответственно, обязан проверить, насколько законно и обоснованно лицо поставлено в процессуальное положение подозреваемого (ч. 1 ст. 46 УПК)
19 Необходимость вручения копии данного постановления, на наш взгляд, вызвана тем, что обвиняемый (его защитник, законный представитель) вправе знать основания и мотивы применения в качестве меры пресечения заключение под стражу и иметь реальную возможность оспорить их перед судом.
20 См.: Тальберг Д.Г. Русское уголовное судопроизводство. – Киев, 1989. Т. 1. – С. 211; Кистяковский А.О. О пресечении обвиняемому способов уклониться от следствия и суда. – СПб, 1868. – С. 159; и др.
21 См.: Петрухин И.Л. Человек и власть. – М., 1998. – С. 307.
22 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. “О практике судебной проверки...” // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1993. – № 7. – С. 6–7.
23 На то, что суд вынужденно входит в обсуждение этих вопросов в ходе подобной проверки указывает и Г.Н. Козырев. См. Козырев Г.Н. Указ. соч. – С. 17–18.
24 См., напр.: Карнеева Л.М. Доказывание в советском уголовном процессе и основание процессуальных решений // Государство и право. – 1981. – № 10. – С. 85–90.
25 Поскольку в данном случае вопрос о наличии данных о виновности обвиняемого составляет лишь внутреннее убеждение (мнение) следователя, а затем и суда, а не отношение государства и общества к данному лицу как виновному в совершении преступления, данное (внутреннее, по сути) убеждение не вступает в противоречие с конституционным принципом презумпции невиновности и не противоречит ему.
26 Мы солидарны с Г.П. Ивлиевым в вопросе о том, что вряд ли будет морально обоснованным и справедливым решение о применении меры процессуального принуждения, которое выносится на основании данных, полученных не в процессе доказывания. См.: Ивлиев Г.П. Указ. раб. – С. 75.
27 См.: Сборник постановлений Пленума Верховного суда СССР 1924-1977. – Ч. 2. – М., 1978. – С. 298.
28 См.: См.: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. II. – Санкт-Петербург: Изд-во «Альфа», 1996. – С. 327–328.
29 См.: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. – Т. 1. – С. 158–162; Розин Н.Н. Уголовное судопроизводство. – Петроград, 1916. – С. 2; Михайлов В.А. Указ. соч. – С. 31–51, 122; и др.
30 См.: История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры (1917-1954 гг.): Сборник документов / Под ред. С.А. Голунского. – М.: Юрид. лит, 1955. – С. 635.
31 Мы не оговариваемся особо в вопросе о том, что названное решение суда a priori должно быть законным, обоснованным и мотивированным, поскольку это общее (общеобязательное) свойство процессуальных решений (ч. 4 ст. 7 УПК).
32 Учитывая предмет исследования, нами в принципе не анализируется комплекс проблем и вопросов по применению ПММХ, который достаточно полно исследован в теории процессуальной науки. См., напр.: Николюк В.В., Кальницкий В.В. Уголовно-процессуальная деятельность по применению принудительных мер медицинского характера: Учебное пособие. – Омск: Высшая школа милиции МВД СССР. – 1990; Радаев В.В. Расследование преступлений, совершенных лицами с психическими недостатками: Учебное пособие. – Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1987; Протченко П.А. Принудительные меры медицинского характера. – М., 1976; и др.
33 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 46/119 от 17 декабря 1991 года
34 См.: Ведомости Верховного Совета РФ. – 1992. – № 33. – Ст. 1914.
35 См.: Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995–1997 годы). Федеральная целевая программа // Российская газета. 1995 г. 4 мая.
36 См.: Собрание законодательства РФ. – 2001 – № 23. – Ст. 2291.
37 Из подобного понимания задач государственной экспертной деятельности исходит законодатель и в ст. 2 Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности...» // См.: Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2291.