Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 22:33, курсовая работа
В стране с каждым годом регистрируются все больше происшествий, в
результате которых гибнут, травмируются люди, причиняется ущерб
гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям. Государство
возложило на себя обязанность бороться с произошедшими и предупреждать
готовящиеся преступления, обеспечивать общественный порядок. Именно
поэтому реагирование на каждое сообщение о подобного рода деянии согласно
закону – одна из важнейших задач государства
Введение 3
Глава 1. Органы Дознания, лица производящие дознание 6
Глава 2.Правовой статус дознователя, начальника органа
дознания как субъектов процессуальной деятельности 12
Глава 3. Виды дознания 20
3.1.Деятельность органов дознания по делам, по которым
предварительное следствие не обязательно 20
3.2.Деятельность органов дозания по делам, по которым
предварительное следствие обязательно 30
Заключение 36
Список литературы
Минобрнауки России
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет» в г. Ижевске
курсовая работа
по дисциплине
Уголовный процесс
на тему
Орган Дознания в Уголовном Процессе
Выполнил студент
Проверил преподаватель:
Дата______________________
Оценка ___________________
Подпись___________________
Содержание
Введение 3
Глава 1. Органы Дознания, лица производящие дознание 6
Глава 2.Правовой статус дознователя, начальника органа
дознания как субъектов процессуальной
деятельности
Глава 3. Виды дознания
3.1.Деятельность органов дознания по делам, по которым
предварительное следствие не обязательно
3.2.Деятельность органов дозания по делам, по которым
предварительное следствие обязательно
Заключение 36
Список литературы 39
ВВЕДЕНИЕ
В стране с каждым годом регистрируются все больше происшествий, в результате которых гибнут, травмируются люди, причиняется ущерб гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям. Государство возложило на себя обязанность бороться с произошедшими и предупреждать готовящиеся преступления, обеспечивать общественный порядок. Именно поэтому реагирование на каждое сообщение о подобного рода деянии согласно закону – одна из важнейших задач государства.
Существенную часть этой функции предписано осуществлять органам дознания. Чтобы у них была возможность реализовать свои задачи, им предоставлены определенные полномочия. Последние обычно включают в себя как минимум две составляющие: административно-правовую и уголовно-процессуальную. Часть органов дознания наделена также правом принимать оперативно-розыскные меры.
Посредством своей административно-правовой, уголовно-процессуальной и оперативно - розыскной компетенции органы дознания одновременно должны решать задачи, как обеспечения общественного порядка государственной, таможенной, пожарной безопасности – административно-правовые, так и уголовно-процессуальные, т.е. быстрого, полного раскрытия преступлений, изобличения винновых и обеспечения правильного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию. В зависимости от возможностей, непосредственных и опосредованных задач, стоящих перед органами государственной власти, видоизменялась уголовно-процессуальная функция органа дознания.
После введения в действия нового УПК появились новые учреждения, наделенные правовым статусом органов дознания. Такие как федеральные органы налоговой полиции (в настоящее время ликвидированы), таможенные органы РФ. Более того, учеными постоянно высказываются предложения о расширении круга должностных лиц и учреждений, которые могли бы реализовывать полномочия органа дознания. Указанные обстоятельства приводят к мысли, что закрепленный сейчас перечень органов дознания будет со временем дополняться и изменяться.
После принятия нового уголовно-процессуального закона стадии досудебного производства остались традиционными. Претерпело изменение их содержание. Предварительное следствие и дознание как формы расследования преступлений теперь находятся в поле зрения не только прокурорского надзора, но и судебного контроля, который создавался с намерениями максимального обеспечения прав человека при применении мер процессуального принуждения. Судебный контроль в ходе досудебного производства включает в себя рассмотрение жалоб на действия (бездействие) дознавателя, следователя и прокурора (ч. 3 ст. 29, ст. 125 УПК), принятие решений о применении мер процессуального принуждения (ч. 2 ст. 29), разрешения на производство следственных действий, а также проверку их законности после выполнения (ч. 2 ст. 164, ст. 165 УПК РФ)1.
Право на обжалование процессуальных действий и решений, в том числе в суд, в УПК РФ получило законодательное закрепление в качестве принципа уголовного судопроизводства. В ч. 1 ст. 19 УПК РФ, вошедшей в главу вторую, раскрывающую принципы уголовного судопроизводства, закреплено право участников уголовного процесса обжаловать действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Из этого следует вывод о допустимости обжалования в судебном порядке любого процессуального решения органа, ведущего уголовный процесс. В то же время при обращении к нормам гл. 16 УПК РФ "Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство" нетрудно заметить возможность обжалования процессуальных действий и решений в той части, в которой они затрагивают интересы участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц (ст. 123). Часть 1 ст. 125 УПК несколько конкретизирует реализацию указанного принципа уголовного судопроизводства, определяя, что в суд по месту производства предварительного расследования могут быть обжалованы постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.
Дознание производится в зависимости от категории преступления соответственно дознавателями органов внутренних дел, пограничной службы, службы судебных приставов Министерства юстиции и таможенных органов Российской Федерации. По делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно, на органы дознания возлагается решение вопросов о возбуждении уголовного дела (с согласия прокурора) и выполнение неотложных следственных действий.
Цель настоящей исследовательской работы – проанализировать организацию деятельности органов дознания по уголовным делам, рассмотреть виды дознания по действующему законодательству, определить пути повышения эффективности организации деятельности органов дознания.
1 ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ. ЛИЦА, ПРОИЗВОДЯЩИЕ ДОЗНАНИЕ
Прежде чем, изложить позиции о видах дознания, необходимо определиться, какие органы и в каких формах по действующему законодательству могут производить дознание.
В учебной литературе чаще всего дознание рассматривается как:
- форма "упрощенного" предварительного расследования (собственно дознание), регулируемая уголовно-процессуальным законодательством, осуществляемая дознавателем;
- производство неотложных
следственных действий по
Термин "дознание" означал "допытываться, узнавать, разведывать, разыскивать, узнавать подробно и верно". Такой вывод можно было сделать на основе толковых словарей.
В действующем УПК впервые на законодательном уровне закреплено определение понятия «дознание», под которым понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
Понятие «орган дознания» также впервые сформулировано законодателем в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – УПК РФ). Согласно пункту 24 статьи 5 УПК РФ к ним относятся: государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.2
На наш взгляд, в УПК РФ термин "дознание" имеет следующие значения:
1) первоначальный этап расследования, на котором уполномоченные законом органы и должностные лица после возбуждения уголовного дела с согласия прокурора производят неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также сбора доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5, п. 3 ст. 149 УПК РФ). Эта форма (вид) дознания рассчитана на случаи перегрузки следователя или отсутствия на месте его или следственно-оперативной группы;
2) "ускоренное" или, точнее, "упрощенное" расследование преступлений в порядке и сроках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. ст. 223 - 225), по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (т.е. собственно дознание). Проводится такое дознание в течение 30 суток (с учетом продления) со дня возбуждения уголовного дела и заканчивается составлением обвинительного акта.
Анализ норм УПК РФ позволяет выделить следующих субъектов уголовно-процессуальной деятельности в сфере дознания:
- орган дознания (п. 24 ст. 5, ст. ст. 40, 91, 92, 144, 145, ч. 3 ст. 151, ст. 157 УПК РФ);
- начальник органа дознания (п. 17 ст. 5, ст. 225 УПК РФ и др.);
- дознаватель (п. 7 ст. 5, ст. ст. 67, 74, 86, 96, 97, 101, 111, 114, 115, 125, 144 - 146, 148, п. п. 1 - 5 ч. 3 ст. 151, ст. ст. 154, 155, 159 - 161, 224, 225 УПК РФ и др.);
Перечисленные субъекты выполняют функцию уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ) при осуществлении различных видов процессуальной деятельности:
- предварительная проверка
заявлений и сообщений о
- дознание в виде неотложных следственных действий (ст. ст. 149, 157 УПК РФ);
- "ускоренное" дознание по уголовным делам (ст. ст. 223 - 225 УПК РФ);
- исполнение поручений (указаний) следователя и прокурора (ст. ст. 38, 56, 188, 210 УПК РФ);
- "отказное" производство (ст. 148 УПК РФ).
Однако эти субъекты, имея неодинаковый объем процессуальных полномочий, не всегда правомочны самостоятельно вступать в процессуальные отношения.
В соответствии с законом дознание носит процессуальный характер, производится по правилам, закрепленным в УПК, и призвано выполнять задачи уголовного судопроизводства, такие как защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Статья 40 УПК РФ определяет исчерпывающий перечень государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.3 Понятие «орган дознания» в равной мере относится к любому из государственных органов и должностных лиц, перечисленных в данной статье.
В качестве
государственных органов
- органы внутренних
дел Российской Федерации, а также
иные органы исполнительной
- органы Государственной противопожарной службы.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности обладают оперативные подразделения, входящие в структуру МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ) России, Федеральной службы охраны (ФСО) России, Государственного таможенного комитета (ГТК) России, Службы внешней разведки (СВР) России, Федеральной службы исполнения наказаний, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, правом проведения оперативно-розыскных мероприятий наделены оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны РФ. Последние имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеперечисленных органов. Таким образом, органы, указанные в статье 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», обладают полномочиями органов дознания.
К должностным лицам, представляющим орган дознания отнесены:
- определённые законно должностные лица ФССП России;
- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.
Следует отметить, что уголовно-процессуальный закон прямо не относит к органам дознания следующих должностных лиц: капитанов морских речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест органов дознания и глав дипломатических представительств.
Вместе с тем в соответствии с частью 3 ст. 40 УПК РФ вышеназванным должностным лицам предоставлены некоторые полномочия органов дознания (возбуждение уголовных дел в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ) и выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам при определенных условиях: удаленности от органов дознания, либо когда преступления совершены на определенной территории (морских и речных
судах, местах расположения геологоразведочных партий, зимовок и на территории дипломатических представительств и консульских учреждений РФ).
Таким образом, в части 1 статьи 40 УПК РФ конкретно определены четыре вида органов дознания и указано еще на иные органы исполнительной власти, которые вправе осуществлять в соответствии с Федеральным законом оперативно-розыскную деятельность.
Все вышеперечисленные органы дознания обладают равными процессуальными правами и обязанностями, но действуют в пределах своей компетенции. Она разграничивается определенными категориями дел о преступлениях, связанных так или иначе с деятельностью этих органов, со специфическими условиями их работы, зависящими от места нахождения, расстояния, а иногда и природных условий.
В числе органов дознания ведущее место занимают органы внутренних дел Российской Федерации, так как именно эти органы наделены наиболее широкими процессуальными полномочиями как в осуществлении дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, так и в выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Именно поэтому в системе органов дознания законодатель поставил их на первое место. В системе Министерства внутренних дел РФ основная часть уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания непосредственно возложена на милицию.
Полиция в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ и подразделяется на криминальную полицию и полицию общественной безопасности.