Орган дознания в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

В стране с каждым годом регистрируются все больше происшествий, в
результате которых гибнут, травмируются люди, причиняется ущерб
гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям. Государство
возложило на себя обязанность бороться с произошедшими и предупреждать
готовящиеся преступления, обеспечивать общественный порядок. Именно
поэтому реагирование на каждое сообщение о подобного рода деянии согласно
закону – одна из важнейших задач государства

Содержание

Введение 3
Глава 1. Органы Дознания, лица производящие дознание 6
Глава 2.Правовой статус дознователя, начальника органа
дознания как субъектов процессуальной деятельности 12
Глава 3. Виды дознания 20
3.1.Деятельность органов дознания по делам, по которым
предварительное следствие не обязательно 20
3.2.Деятельность органов дозания по делам, по которым
предварительное следствие обязательно 30
Заключение 36
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

уголовный процесс.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

6. Утверждает вынесенные дознавателем  постановления и протоколы в  соответствии с действующими  законодательными актами.

7. Изучает состояние и результаты работы по производству дознания, принимает меры к ее улучшению.

8. На основе анализа работы  дознания вносит предложения  начальнику органа внутренних  дел по ее совершенствованию.

Таким образом, начальник органа дознания несет персональную ответственность за качество и сроки работы, осуществляет руководство дознанием, как и всеми остальными участниками работы. Он не только назначает лиц, которые от имени данного органа внутренних дел ведут дознание, но и дает поручения по конкретным поступившим материалам и делам, осуществляет контроль за качеством и сроками дознания, как при производстве неотложных следственных действий, так и при производстве предварительного расследования в форме дознания в полном объеме.

При поручении расследования подчиненному должностному лицу с начальника органа дознания не снимается ответственность за достижение процессуальных задач по уголовному делу, за качество и сроки расследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          3 Виды дознания

      

          3.1  Деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно

 

Из анализа норм УПК РФ (п.8 ст.5) следует, что основное назначение дознавателя - осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Эта форма предварительного расследования применяется по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (в том числе по уголовным делам  об иных преступлениях  (прямо не перечисленных в п. п. 1 п.3  ст. 150 УПК РФ)  небольшой и средней тяжести – по письменному указанию прокурора)8.

В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу. При этом действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия. Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные на предварительном следствии. Органы следствия и дознания по делам, отнесенным к их компетенции, производят все необходимые следственные действия и через прокурора передают дело в суд. Вместе с тем имеются определенные различия между дознанием и следствием по кругу и характеру дел, отнесенных к дознанию и следствию, по категориям тяжести расследуемых преступлений, по органам и должностным лицам, осуществляющим такую деятельность, по процессуальным правилам и срокам производства по уголовным делам.

  Рассмотрим кратко  основные понятия, касающиеся дознания.

В случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, поддерживать обвинение в суде по уголовному делу может от имени государства не только должностное лицо органа прокуратуры, но и по поручению прокурора дознаватель либо следователь, производящий дознание по данному уголовному делу, в соответствии с п.6 ст.5 и ч.4 ст.37 УПК РФ (в редакции ФЗ от 29.05.02 г. № 58- ФЗ).

Органы внутренних дел – наиболее приближенный к населению орган дознания, процессуальная юрисдикция которого распространяется на значительную территорию обслуживания. В связи с этим им рассматривается наибольшее количество сообщений о преступлениях, чем любыми другими органами дознания9.

Сущность проверки по сообщениям о преступлениях на стадии возбуждения уголовного с дела состоит в выявлении наличия или отсутствия уголовно-правовых и процессуальных предпосылок, необходимых для начала процессуальной деятельности. Следовательно, обнаружение признаков преступления или констатация их отсутствия – основная задача, стоящая перед органами дознания на стадии возбуждения уголовного дела.

Прием, рассмотрение  и разрешение сообщений о преступлении, является составной частью стадии возбуждения уголовного дела. От  того, насколько рационально и в соответствии с законом организована работа на этой стадии, в значительной степени зависит эффективность раскрытия и расследования преступлений.

Информация о преступлениях и происшествиях подразделяется в зависимости от формы поступления и порядка рассмотрения на две группы:  заявления и сообщения о преступлениях, поступающие в органы внутренних дел и являющиеся в соответствии с уголовно-процессуальным законом поводами к возбуждению уголовного дела; другая информация о преступлениях и происшествиях.

Содержание процессуальной деятельности дознавателя и органа дознания по рассмотрению сообщений о преступлениях, по которым производство предварительного следствия необязательно, заключается в следующем: в получении информации о преступлении, ее фиксации в учетно-регистрационной документации в установленном порядке; в определении подведомственности данной информации (то есть органа, который должен ее рассматривать согласно своей компетенции); в проведении в случае необходимости предварительной проверки полученной информации в целях установления в ней признаков преступления и принятия одного из решений, предусмотренных частью 1 статьи 145 УПК РФ.

Процессуальные и организационные полномочия дознавателя, органа дознания по приему сообщений  о совершенных преступлениях регламентированы в статьях 141 - 144 УПК РФ и в Инструкции «О порядке приема, регистрации и разрешения в органах  внутренних дел РФ   сообщений  о преступлениях и иной информации о правонарушениях», утвержденной приказом МВД РФ № 158 от 13.03.2003 г. 

Информацию о совершенном или готовящемся преступлении дознаватель и орган дознания может получить только из источников, указанных в части 1 статьи 140 УПК РФ, которые служат поводами для возбуждения уголовного дела. К ним относятся: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений информация о преступлениях и происшествиях принимается в любом органе внутренних дел круглосуточно штатными дежурными, их помощниками или работниками, назначенными на дежурство в уставленном порядке, и подлежит незамедлительной регистрации в дежурных частях органов внутренних дел.  К вышеуказанным работникам относятся и дознаватели полиции общественной безопасности. Начальник органа внутренних дел вправе установить порядок  дежурства дознавателей для выезда на место происшествия, как правило, по преступлениям своей подследственности или территориальности. В данном случае прием, оформление заявлений и сообщений по преступлениям, по которым производство предварительного следствия необязательно, будет осуществляться дознавателями в составе дежурной смены при органах внутренних дел. В отсутствие дознавателя его функции, по распоряжению начальника органа дознания, обязан осуществлять иной аттестованный сотрудник, которому делегированы полномочия по осуществлению дознания.

Получив заявление или сообщение о совершенном преступлении, дознаватель, орган дознания должны ознакомиться с его содержанием и в соответствии со статьей 151 УПК РФ, определить подследственность его рассмотрения. Если разрешение поступившей информации о преступлениях и происшествиях не входит в компетенцию дознавателя милиции общественной безопасности или она свидетельствует о деянии, совершенном в зоне обслуживания другого органа внутренних дел, то такая информация после регистрации пересылается по принадлежности. В случае принятия данного решения дознаватель, орган дознания принимают меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ).

При обращении граждан с устным заявлением о совершенном или готовящемся преступлении, по которому производство предварительного следствия необязательно, дознаватель обязан составить протокол заявления, который подписывается заявителем и дознавателем. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то дознаватель должен занести его в протокол следственного действия (ч. 4 ст. 141 УПК РФ).

Согласно части 3 статьи 141 УПК РФ протокол в обязательном порядке должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. До начала сообщения заявителем о преступлении дознаватель обязан предупредить его об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ, о чем в протоколе принятия устного заявления о преступлении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя (ч. 6 ст. 141 УПК РФ). Если заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 УПК РФ.

В случае принятия дознавателем сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников информации, чем указанные в статьях 141 и 142 УПК РФ, составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ).

Порядок принятия дознавателем заявлений о явке с повинной регламентирован в статье 142 УПК РФ. Так, в соответствии с частью 2 статьи 142 УПК РФ устное заявление о явке с повинной принимается дознавателем и заносится в протокол в порядке, установленном частью 3 статьи 141 УПК РФ.

В том случае если дознаватель находится при исполнении служебных обязанностей вне служебных помещений, он также не вправе отказываться от принятия заявления или сообщения о преступлении.  Вышеуказанное требование вытекает из содержания п. 2.4. Примерной инструкции, согласно которой «вне служебных помещений органов внутренних дел прием информации о преступлениях и происшествиях наряду с участковыми уполномоченными полиции обязаны осуществлять все лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. Они не вправе отказываться от ее приема под предлогом, что обслуживают другую территорию или сообщаемые сведения недостаточны для решения вопроса о наличии признаков преступления или по каким-либо другим причинам.

При получении такой информации дознаватель обязан передать ее в дежурные части по принадлежности и действовать в дальнейшем в соответствии с требованиями вышеуказанной инструкции.

При выявлении в процессе дознания ранее неизвестного органам внутренних дел преступления дознаватель составляет рапорт о непосредственно обнаружении признаков преступления или получает заявление от потерпевшего.

Отказ в приеме сообщения о преступлении по каким бы то ни было мотивам (неполнота сведений, малозначительность содеянного, совершение преступного деяния на территории другого органа  пр.), недопустим и может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ (ч. 5 ст. 144 УПК РФ).

Необходимо иметь в виду, что в силу ст. 37 УПК РФ надзор за процессуальной деятельностью  органов дознания, начиная со стадии приема, регистрации, разрешения сообщений о преступлениях осуществляют органы прокуратуры. 

Прием сообщения должен производиться немедленно при обращении заявителя, так как в противном случае могут быть утрачены возможности для оперативного реагирования на совершенное преступление. Передача поступившего заявления или сообщения о преступлении для проведения проверки до его регистрации запрещается. Однако это не исключает возможности осуществлять до регистрации необходимые мероприятия по предотвращению и пресечению преступления, задержанию преступников и т.д.

Правовым основание проведения дознавателем и органом дознания проверки по сообщениям о совершенных или готовящихся преступлениях, выступает часть 1 статьи 144 УПК РФ, в соответствии с которой дознаватель, орган дознания обязаны проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении10.

Поступающие в органы внутренних дел сообщения о преступлениях по своему содержанию и правовой природе достаточно разнообразны (заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников). В зависимости от объема они могут иметь достаточно данных, указывающих на признаки преступления, либо содержать сведения, позволяющие судить о том, что преступление могло иметь место, то есть сведения могут нуждаться в проверке или быть положены в основу принимаемого решения о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела без получения каких-либо дополнительных данных.

Основанием для начала процессуальной проверки сообщений о преступлениях является отсутствие в поводе к возбуждению уголовного дела достаточных данных, указывающих на признаки преступления, если же они содержатся, то вопрос о возбуждении уголовного дела решается без производства каких-либо проверочных действий.11

К заявлениям и сообщениям о преступлениях, являющихся поводами  к возбуждению уголовного дела, относятся: устные заявления после разъяснения ответственности за заведомо ложный донос, оформленные протоколом и подписанные заявителем; письменные заявления или письма граждан, имеющие необходимые реквизиты и оформленные в соответствии с уголовно-процессуальным законом;  заявления и сообщения о безвестном исчезновении граждан;  письменные сообщения добровольных народных дружин по охране общественного порядка, общественных организаций; письменные сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц; явки с повинной, оформленные в соответствии с требованиям уголовно-процессуального закона.

Обязанность проведения дознавателем и органом дознания проверки по сообщениям о преступлениях вытекает из содержания части 1 статьи 146 УПК РФ, согласно которой на дознавателя возложена обязанность в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело только при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ. Основной задачей проверки информации о преступлении является установление достаточных данных, указывающих на признаки преступления. В связи с этим можно выделить две основных группы средств, используемых дознавателем и органом дознания в стадии возбуждения уголовного дела:

1. Прямо закрепленные уголовно-процессуальным  законодательством:

Информация о работе Орган дознания в уголовном процессе