Орган дознания в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

В стране с каждым годом регистрируются все больше происшествий, в
результате которых гибнут, травмируются люди, причиняется ущерб
гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям. Государство
возложило на себя обязанность бороться с произошедшими и предупреждать
готовящиеся преступления, обеспечивать общественный порядок. Именно
поэтому реагирование на каждое сообщение о подобного рода деянии согласно
закону – одна из важнейших задач государства

Содержание

Введение 3
Глава 1. Органы Дознания, лица производящие дознание 6
Глава 2.Правовой статус дознователя, начальника органа
дознания как субъектов процессуальной деятельности 12
Глава 3. Виды дознания 20
3.1.Деятельность органов дознания по делам, по которым
предварительное следствие не обязательно 20
3.2.Деятельность органов дозания по делам, по которым
предварительное следствие обязательно 30
Заключение 36
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

уголовный процесс.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

- осмотр места происшествия  в случаях, не терпящих отлагательства (ч.2 ст. 176 УПК РФ);  производство  освидетельствования, назначение судебной экспертизы (ч. 4 ст. 146 УПК РФ); истребование документов и материалов, а также других данных в случаях предусмотренных частью 2 статьи 144 УПК РФ.

2. Предусмотренные иными нормативными  и ведомственными актами - К ним  относятся: получение объяснений; истребование материалов; судебно-медицинское освидетельствование для определения тяжести телесных повреждений; исследование веществ и объектов (например на предмет принадлежности к огнестрельному и холодному оружию и т.п); требование о производстве ревизий и документальных проверок; административное изъятие и досмотр; акты или протоколы добровольной сдачи огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии с законом проверка информации о преступлениях имеет своих субъектов, пределы и сроки, а также определенные уголовно-процессуальным законодательством средства и методы решения задач этой деятельности. В круг участников предварительной проверки сообщений о преступлениях, по которым производство предварительного следствия необязательно, входят дознаватель, орган дознания и граждане.

Рассматривая и разрешая сообщения о преступлении, дознаватель и орган дознания несут ответственность за законность и обоснованность своих действий: они имеют право осуществлять проверку поступающей информации и принимать в пределах своей компетенции окончательное решение в соответствии с частью 1 статьи 145 УПК РФ.

По поручению начальника органа дознания доследственную проверку по отдельным категориям преступлений вправе проводить и другие сотрудники органов внутренних дел (участковые уполномоченные полиции, сотрудники ГАИ.

Необходимость производства проверки определяется в каждом конкретном случае начальником органа дознания или дознавателем, которому заявление или сообщение передано для рассмотрения. Однако это не значит, что такое решение может быть принято произвольно.

Проверка входит в общий срок рассмотрения сообщений о совершенном или готовящемся преступлении до 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При необходимости продления срока проверки свыше трех суток, если все требуемые материалы за этот срок получить невозможно, дознаватель, ее осуществляющий, ходатайствует об этом перед начальником органа дознания и тот, если сочтет причины убедительными, продлевает срок. При этом он может продлить, в зависимости от обстоятельств, подлежащих выяснению, срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения  документальной проверки или ревизии прокурор вправе  по ходатайству дознавателя  пролить срок до 30 суток.12

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Если в поводе к возбуждению уголовного дела имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, то вопрос о возбуждении уголовного дела решается без производства каких-либо проверочных действий. В противном случае дознаватель посредством производства процессуальных и иных действий получает данные о наличии либо отсутствии  признаков преступления. При этом достаточность данных означает такую их совокупность и качество, которые позволяют сделать обоснованное предложение о совершении или приготовлении преступления.

Признаки преступления в деянии выявляются путем сопоставления его обстоятельств, ставших известными к моменту решения вопроса о возбуждении уголовного дел, с признаками, указанными в диспозиции одной или нескольких статей уголовного закона (особенной части УК РФ), предусматривающих ответственность за действия, сходные с теми, информация о которых содержится в первичном материале.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель принимают одно из следующих решений:  о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;  об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

Получив сообщение о преступлении, подследственном органам дознания, указанным в пунктах 2 – 5  части 3 статьи 151 УПК РФ либо по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания, дознаватель обязаны сразу же направить его по подследственности в соответствующий орган дознания или следствия, приняв меры по сохранению следов преступления, предусмотренные частью 3 статьи 145 УПК РФ. Запрещается передавать в подразделения дознания материалы осмотра места происшествия, проведенного следователями органа внутренних дел, если они содержат информацию, указывающую на явные признаки преступления и достаточную для принятия решения о возбуждении уголовного дела, за исключением преступлений, подследственных органам дознания.

При рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела следует иметь в виду, что в уголовно-процессуальном законе  содержится ряд предписаний, по которым уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению (ст. 24 УПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 148 УПК РФ при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления допускается лишь в отношении конкретного лица. Из содержания указанной нормы можно сделать вывод, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела не могут выносить другие работники органов внутренних дел, за исключением дознавателя (например, участковые, сотрудники уголовного розыска, ОБЭП и т.д.). При вынесении постановления об отказе  в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, орган дознания обязан рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении (ч. 2 ст. 148 УПК РФ).

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования (ч. 4 ст. 148 УПК РФ).

 

3.2 Деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно

 

Если мы обратимся к ст. 40 УПК РФ, то увидим, что на органы дознания возлагается  выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия  обязательно.

При этом законодатель отправляет нас к положениям  ст, ст. 146, 151, 157,  УПК РФ. Этот институт является приемником такой разновидности  дознания, которая по УПК РСФСР называлось «дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно» (ст.119).

В практике применения указанных норм УПК РСФСР возникла тенденция  сворачивания этого вида дознания. Ведомственные инструкции  предусматривали  дежурство следователей, и их немедленный выезд по вызову. Эта тенденция в новом УПК РФ  привела к упразднению дознания данного вида. В начале работы мы приводили данное законодателем определения термину «дознания» и оно действительно  подразумевает под дознанием – форму предварительного расследования, осуществляемого по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Итак, законодатель  не называет данную деятельность дознанием, хотя именно она  с точки зрения правовой истории и мировой практики является классическим «дознанием».

По буквальному толкованию ч.1 ст. 157 УПК РФ  содержания данного вида деятельности органа дознания состоит в возбуждении уголовного дела и производстве  неотложных следственных действий. Согласно п.19 ст. 5  УПК к неотложным следственным действиям  относятся только те, которые предназначены для незамедлительного  обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств (следов преступления). Иногда закрепление доказательств является самой важной стадией отграничения преступления от несчастного случая.

В неотложной ситуации орган дознания вправе выполнить:     1.неотложные процессуальные действия: возбудить  уголовной дело; выполнить неотложные следственные действия по обнаружению  закреплению и фиксации следов преступления; применить неотложные меры процессуального принуждения, в том числе задержание подозреваемого.

2. процессуальные действия по  собиранию и проверке  доказательств, не относящиеся к категории  следственных: истребование и принятие представленных предметов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и т.п.

3. действие непроцессуального характера  (административные и оперативно-розыскные), например, доставление, охрана места происшествия и опрос граждан.

В отличии от ст. 119 УПК РСФСР , действующий Кодекс  не содержит перечня неотложных следственных действий.  На мой взгляд,  неотложные следственные действия необходимо определить в уголовно-  процессуальном законе. «Перечень первоначальных неотложных следственных действий является оправданным. Он (перечень) делает работу органов дознания  целенаправленной». Сегодня конкретные действия дознавателей  определяются по ситуации и исходя из указаний вышестоящих должностных лиц и прокурора. Однако к неотложным  не могут быть отнесены любые  следственные действия. «Содержание этого института как начального этапа расследования позволяет утверждать, что не являются неотложными  процессуальными действиями те из них, которые  связаны с принятием основных решений по делу и могут быть  произведены лишь после привлечения лица в качестве обвиняемого».13

По смыслу комментируемой статьи  орган дознания не вправе  производить: вынесение постановления о привлечении лица в качестве  обвиняемого, предъявление  обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение ходатайства  о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с окончательными  материалами дела; « исключительно » проверочные следственные действия – следственный эксперимент  и проверку показаний на месте, прекращение уголовного дела ( кроме как по п.1, 3 и 4 ст. 24 УПК РФ), приостановление уголовного дела и другое.

При этом следует иметь в виду, что в неотложной ситуации на начальном этапе расследования подследственность  будущего уголовного дела  устанавливается лишь предварительно, с известной долей вероятности. Окончательно  подследственность дела  определит прокурор после завершения начального этапа расследования.

Срок производства  неотложных следственных действий не может превышать 10 суток. Если они будут выполнены  за меньшее время или прокурор раньше  сможет  передать дело следователю, то данная деятельность органа дознания  заканчивается и до истечения 10 суточного срока. Этот срок не подлежит продлению.

В силу п.4 ст.157 УПК РФ после направления уголовного дела прокурору  орган дознания  может производить по нему следственные действия  и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления  прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено  лицо, совершившее преступление, орган дознания  обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

В целом, заканчивая речь о дознании, необходимо отметить, что дознаватель  обязан:

- обеспечить подозреваемому право на защиту в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством;

-  по окончании дознания направить уголовное дело с обвинительным актом прокурору;

- выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимать меры для их устранения;

- заявлять самоотвод при наличии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих его участие в расследовании уголовного дела.

Иные (помимо дознавателя) сотрудники органов дознания, прежде всего оперативные уполномоченные уголовного розыска, участковые уполномоченные милиции обладают правом проведения некоторых процессуальных (доследственная проверка, получение объяснений, истребование документов, справок и др.) и неотложных следственных действий.

Помимо осмотра места происшествия с целью проверки сообщения о преступлении могут проводиться иные процессуальные действия, к числу которых относятся требования, поручения, запросы (ст. 21 УПК). В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 144 УПК по требованию органа дознания редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Предметы и документы могут быть представлены также потерпевшим, его адвокатом и другими лицами (ст. 86 УПК).

Информация о работе Орган дознания в уголовном процессе