Орган дознания в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

В стране с каждым годом регистрируются все больше происшествий, в
результате которых гибнут, травмируются люди, причиняется ущерб
гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям. Государство
возложило на себя обязанность бороться с произошедшими и предупреждать
готовящиеся преступления, обеспечивать общественный порядок. Именно
поэтому реагирование на каждое сообщение о подобного рода деянии согласно
закону – одна из важнейших задач государства

Содержание

Введение 3
Глава 1. Органы Дознания, лица производящие дознание 6
Глава 2.Правовой статус дознователя, начальника органа
дознания как субъектов процессуальной деятельности 12
Глава 3. Виды дознания 20
3.1.Деятельность органов дознания по делам, по которым
предварительное следствие не обязательно 20
3.2.Деятельность органов дозания по делам, по которым
предварительное следствие обязательно 30
Заключение 36
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

уголовный процесс.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Состав криминальной полиции определяется Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 года № 925 «О подразделениях криминальной милиции». В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О милиции» криминальная милиция является органом дознания. Основной задачей криминальной милиции является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Структура полиции общественной безопасности определяются Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 года № 926 «О подразделениях полиции общественной безопасности». Полиция общественной безопасности, равно как и криминальная полиция является органом дознания. Задачи полиции общественной безопасности сформулированы в ст. 9 Закона РФ «О полиции».

Органы дознания осуществляют следующие уголовно - процессуальные функции: 1) рассмотрение и разрешение заявлений (сообщений) о преступлениях (ст. 140 – 145 УПК); 2) производство неотложных следственных действий (ст. 157 УПК); 3) производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по поручению следователя (ст. 157 УПК); 4) оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий (ст. 38 и ст. 157 УПК); 5) производство дознания (ст. 223-226 УПК)4.

 

 

 

 

 

2  Правовой статус дознавателя,  начальника органа дознания как субъектов процессуальной деятельности

 

 

  В качестве субъектов, осуществляющих производство по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, в законе называются дознаватель, следователь и начальник органа дознания (ст. 5 УПК РФ).

Правовой статус дознавателя определен в ст.41, части 3 статьи 151 УПК РФ, в соответствии с которой производство дознания по всем уголовным делам, указанным в части 3 статьи 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в п.п. 2-6 части 3 статьи 151 УПК РФ, возложено на дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации.

В уголовном судопроизводстве понятием «дознаватель» охватывается должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 7 ст. 5 УПК РФ).5

Процессуальными полномочиями должностного лица органа дознания в системе МВД России обладают дознаватели (старшие дознаватели) подразделений дознания полиции общественной безопасности, а также сотрудники, на которых эти обязанности возложены решением начальника милиции общественной безопасности (его заместителем).

Выделяется несколько признаков, определяющих правовой статус дознавателя как субъекта уголовно-процессуальной деятельности:

во-первых, дознаватель - это должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное начальником органа дознания для производства предварительного расследования в форме дознания по конкретному уголовному делу (ст. 41 УПК РФ);

во-вторых, дознаватель выступает на стороне обвинения и наделен в соответствии с законом процессуальными правами и обязанностями (п. 47 ст. 5 УПК РФ);

в-третьих, дознаватель обладает определенной процессуальной самостоятельностью при расследовании уголовных дел (ч.3 ст. 41 УПК РФ).

В уголовно-процессуальном законе  дознаватель наделяется достаточно широким кругом полномочий для выполнения задач по осуществлению предварительного расследование в форме дознания, а именно:

- самостоятельно производить следственные  и иные процессуальные действия  и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда  в соответствии с УПК РФ  на это требуется согласие  начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ); - осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).

Принципиальное значение имеют положения части 1 статьи 41 УПК РФ, в соответствии с которой только по решению начальника органа дознания на конкретного дознавателя могут быть возложены полномочия органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Дознаватель может быть назначен (или уполномочен) начальником органа дознания для производства расследования только по конкретному уголовному делу. Как правило, это осуществляется письменным указанием начальника полиции общественной безопасности или его заместителя – начальника подразделения дознания. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

Принимая дело к своему производству и работая под контролем начальника органа дознания, дознаватель несет персональную ответственность за законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений, своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий. На него возлагается обязанность принять все предусмотренные законом меры для установления истины по делу и обеспечения прав участников расследования.

Вместе с тем процессуальная самостоятельность дознавателя ограничена положениями части 4 статьи 41 УПК РФ, касающейся взаимоотношений с начальником органа дознания и прокурором. Во-первых, указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с законом обязательны для дознавателя. Во-вторых, дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Анализ статьи 41 и главы 32 УПК РФ, регламентирующих порядок производства дознания и полномочия следователя (ст. 38 УПК РФ), практически не отличаются друг от друга. Исключение составляет только обвинительный акт, завершающий дознание, который подлежит утверждению начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК РФ).

Вместе с тем на дознавателя не распространяются положения части 3 статьи 38 УПК РФ, поскольку указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя и обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнение.

Важная роль дознавателя в производстве предварительного расследования подчеркивается и тем обстоятельством, что закон (ст. 61 УПК РФ) предусматривает основания для отвода не начальника органа дознания, а дознавателя.

Дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он: - является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;

- участвовал в качестве присяжного  заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя  подозреваемого, обвиняемого, представителя  потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;

- является близким родственником  или родственником любого из  участников производства по уголовному  делу.

Кроме того, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу также в случаях, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела. При наличии вышеуказанных оснований для отвода, дознаватель обязан устраниться от участия в производстве по уголовному делу (ч. 1 ст. 62 УПК РФ).

В случае если дознаватель не устранился от участия в производстве по уголовному делу, отвод ему может быть заявлен подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, защитником, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, или их представителями (ч. 2 ст. 62 УПК РФ). 6

В отличие от начальника органа дознания дознавателю может быть заявлен отвод, а его действия обжалованы прокурору. Так, в соответствии с частью 1 статьи 67 УПК РФ решение об отводе дознавателя принимает прокурор. При этом предыдущее участие дознавателя в производстве предварительного расследования по данному уголовному делу не является основанием для его отвода.

В соответствии со статьей 123 УПК РФ действия (бездействия) и решения органа дознания, дознавателя могут быть обжалованы в установленном порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного расследования.

Понятие «начальник органа дознания» также впервые сформулировано в действующем уголовно-процессуальном законе и определено как – должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное уголовно-процессуальным законом отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5 УПК РФ).7

Вместе с тем в соответствии со статьями 3-9 Закона РФ «О милиции» милицией всех уровней руководят соответствующие начальники органов внутренних дел. Начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел (ст. 8, 9 Закона РФ «О милиции»). Отдельные ведомственные нормативные акты закрепляют за начальником органа внутренних дел процессуальные полномочия (Наставление по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте, утвержденное приказом МВД РФ № 260 от 20 сентября 1994 г.).

Таким образом, с учетом положений статьи 40 УПК РФ, статей 3-9 Закона РФ «О полиции» процессуальными полномочиями такого органа дознания как органы внутренних дел обладают начальники органов внутренних дел, а также начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Кроме того, полномочиями начальника органа дознания обладают должностные лица, возглавляющие органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Начальник органа дознания лично решает только те вопросы, входящие в компетенцию органа дознания, которые закреплены за ним нормами закона либо оставлены им в своем ведении.

В соответствии с нормами уголовно-процессуального закона, определяющими права и обязанности органа дознания, в компетенцию начальника органа дознания входят следующие полномочия: возлагать на дознавателя полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 частью 2 статьи 40 УПК РФ (ч. 1 ст. 41 УПК РФ);  давать указания, которые обязательны для дознавателя (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);  по ходатайству дознавателя продлевать до 10 суток срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК РФ); утверждать обвинительный акт, завершающий дознание и вместе с материалами уголовного дела направлять его прокурору (ч. 4 ст. 225 УПК РФ); поручать производство неотложных следственных действий подчиненным работникам (ст. 157 УПК РФ);

Однако, в целом полномочия начальника орган дознания по осуществлению функций процессуального контроля за деятельностью дознавателей, а также отношения между этими должностными лицами не получили должной регламентации в уголовно-процессуальном законе.

В некоторой мере данный пробел восполняется действующим приказом МВД России от 12 августа 1998 года № 493, который определяет, что расследование преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно, осуществляется подразделениями дознания полиции общественной безопасности. Этим же приказом в структуру полиции общественной безопасности введена должность заместителя начальника МОБ - начальника подразделения дознания, в компетенцию которого входит осуществление процессуального контроля за деятельностью сотрудников подразделений дознания. Совмещение в данном случае вполне оправданно.

Начальник подразделения дознания обеспечивает своевременное и качественное исполнение подчиненными дознавателями поручений начальника полиции общественной безопасности, распределение нагрузки на дознавателей, анализ результатов деятельности подразделений и т.п.

В соответствии с положениями приказа МВД РФ от 20.09.1994 года № 260 «О введении в действие наставления по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте» начальник полиции  общественной безопасности (его заместитель):                    

1. Обеспечивает своевременное и  качественное исполнение подчиненными  сотрудниками поручений по расследованию  уголовных дел в форме дознания и досудебной подготовке материалов в протокольной форме.

2. С учетом нагрузки на дознавателей  распределяет поступающие заявления  и другие материалы, а также  подлежащие расследованию уголовные  дела.

3. При получении информации о  преступлении, по делу о котором производство предварительного следствия необязательно, направляет на место происшествия сотрудника, организует проведение неотложных следственных действий.

4. Организует взаимодействие дознавателей  с сотрудниками криминальной полиции, следователями, работниками других служб органа внутренних дел.

5. Изучает находящиеся в производстве  у дознавателей уголовные дела, дает указания о направлении  дознания, производстве необходимых  процессуальных действий и сроках  их выполнения. Осуществляет контроль за работой по нераскрытым преступлениям и по приостановленным делам компетенции дознания.

Информация о работе Орган дознания в уголовном процессе