Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 22:33, курсовая работа
В стране с каждым годом регистрируются все больше происшествий, в
результате которых гибнут, травмируются люди, причиняется ущерб
гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям. Государство
возложило на себя обязанность бороться с произошедшими и предупреждать
готовящиеся преступления, обеспечивать общественный порядок. Именно
поэтому реагирование на каждое сообщение о подобного рода деянии согласно
закону – одна из важнейших задач государства
Введение 3
Глава 1. Органы Дознания, лица производящие дознание 6
Глава 2.Правовой статус дознователя, начальника органа
дознания как субъектов процессуальной деятельности 12
Глава 3. Виды дознания 20
3.1.Деятельность органов дознания по делам, по которым
предварительное следствие не обязательно 20
3.2.Деятельность органов дозания по делам, по которым
предварительное следствие обязательно 30
Заключение 36
Список литературы
В соответствии с п. 6 ст. 5 УПК государственным обвинителем является должностное лицо органа прокуратуры, а равно должностное лицо органа дознания по поручению прокурора, поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу.
Вместе с тем, согласно п. 1.4. приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 28 от 3 июня 2002 г. «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» до особого распоряжения исключается поручение поддержания государственного обвинения в суде должностным лицам органа дознания и следователям.
По нашему мнению, содержание отдельных статей УПК, касающихся понятия, компетенции и порядка производства дознания стало бы более понятным для рядового правоприменителя при учете следующих предложений:
- вернуться к двойственной
- считать органами дознания органы, перечисленные как в ч. 1, так и в ч. 3 ст. 40 УПК;
- разделить органы дознания
на две группы –
- предусмотреть увеличение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрена система органов дознания МВД России, особенности процессуального положения и полномочия должностных лиц органов дознания, соотношение их полномочий и компетенция, роль сотрудников других подразделений полиции в производстве дознания. Основные этапы производства предварительного расследования в форме дознания, а также принятие процессуальных решений органов дознания на стадиях предварительного расследования.
С принятием Уголовно-процессуального кодекса РФ понятие и сущность дознания, правовой статус, круг органов дознания в уголовном процессе претерпели значительные изменения, которые настоятельно требуют уточнения не только научных взглядов по тем или иным вопросам этого правового института, но и разъяснений отдельных положений законодательных и ведомственных нормативных правовых актов.
В работе рассмотрены основные направления процессуальной деятельности органов дознания, сформулированы положения, раскрывающие организацию деятельности органов дознания в системе МВД России. Определяется сущность и порядок производства по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, принятие процессуальных решений органами дознания на стадиях предварительного расследования, а также особенности процессуального положения и полномочия должностных лиц органов дознания, их компетенция, соотношение полномочий указанных должностных лиц.
Таким образом, новый процессуальный закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия:
Действующий уголовно - процессуальный закон более детально определил полномочия дознавателя по принятию решений и по производству процессуальных действий. Так, согласно ч. 3 ст. 41 УПК дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.
Анализ гл. 32 и ст. 41 УПК РФ, регламентирующих порядок производства дознания и полномочия дознавателя, позволяет сделать вывод о том, что процессуальные полномочия дознавателя и следователя практически не отличаются друг от друга. Исключение составляет только обвинительный акт, завершающий дознание, который подлежит утверждению начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК), а также обязательное выполнение указаний прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК). В соответствии с законом указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору.
Дознаватель в подобной ситуации обязан выполнять любое указание прокурора, независимо от их обжалования.
Анализ действующего уголовно - процессуального законодательства приводит к выводу о том, что дознаватель наделен следующими основными правами:
рассматривать и проверять сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях в порядке ст. 144 УПК РФ;
ходатайствовать о продлении 3-суточного срока проверки сообщения о преступлении до 10-ти суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
принимать решения по результатам рассмотрения сообщений о преступлении (ст. 145 УПК РФ);
производить дознание в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ;
применять меры процессуального принуждения, а также принимать иные процессуальные решения в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством;
осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 157 УПК РФ);
обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК);
осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно - процессуальным законодательством.
Настоящая работа позволила сделать главный вывод- расследование преступления во многом зависит от успешной работы на первоначальном этапе, этапе возбуждения уголовного дела, а в этот момент роль дознания является главенствующей.
Список литературы
I Нормативные правовые акты:
II Специальная литература:
1 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М., 2014г.. ‑ С.331
2 См.: Уголовный процесс / Под редакцией Демидова В. Н. ,М., 2007 . – С.45
3 . См.: Рыжаков А.П., Уголовный процесс: Учебник для вузов. – М., 2007. – С. 135 -136
4 См.: Уголовный процесс. / Под редакцией А. С. Кобликова. – М.: 2007 г. – С.102.
5 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под. редакцией Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. - М., 2014. ‑ С.55.
6 См.: Бобров В.К., Смирнов П.В. Сборник нормативных актов по деятельности органов дознания и предварительного следствия. - М., 2004. – С.76.
7См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под. редакцией Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. - М., 2014. ‑ С.71
8 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под. редакцией Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. - М.. 2014. ‑ С.84
9 См.: Уголовный процесс / Под редакцией К. Ф. Гуценко. – М., 2007. – С.180
10 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М., 2014. ‑ С 361.
11 См.: Уголовный процесс / Под редакцией К. Ф. Гуценко. – М., 2007. – С. 98.
12 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под. редакцией Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. - М., 2014. ‑ С. 372
13См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под. редакцией Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. - М., 2014. ‑ С. 411