Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:11, дипломная работа
Задачами данного исследования являются:
- Изучение становления и развития института обжалования в российском судопроизводстве;
- Освещение сущности кассационного производства;
- Рассмотрение и исследование вопросов, касающихся порядка кассационного производства;
- Анализ оснований отмены или изменения судебных решений, не вступивших в законную силу;
Всякий пересмотр
судебных решений имеет свои естественные
границы, за пределами которых он
вступал бы в противоречие с интересами
обеспечения устойчивости и прочности
правопорядка. В этом смысле ключом
к пониманию юридической
Ранее, то есть до 1 января 2013 года, в кассационном порядке обжаловались, не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций, за исключением решений мировых судей.
Прежде всего, кассационному обжалованию подлежали итоговые решения по уголовному делу - приговор (обвинительный и оправдательный), постановление о прекращении уголовного дела, постановление о применении принудительных мер медицинского характера и постановления, выносимые в порядке исполнения приговора.
К итоговым судебным решениям, выносимым в отношении вменяемых лиц, относились приговор и другие судебные решения, которыми решались вопросы доказанности предъявленного обвинения, о виновности лица, совершившего преступление, и наказании, т.е. дело разрешалось по существу.
Самостоятельному обжалованию в суд второй инстанции подлежали и многие промежуточные судебные решения, если ими ограничивались конституционные права и свободы человека, в том числе право на личную свободу, на доступ к правосудию и судебную защиту.
В прежней редакции, в соответствии со ст. 373 УПК РФ суд кассационной инстанции проверял по кассационным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора и иного судебного решения.
С 1 января 2013 года в УПК введена новая глава 47.1 «Производство в суде кассационной инстанции». Теперь кассационная инстанция рассматривает вступившие в законную силу решения суда.
Новая кассация имеет своим предметом пересмотр судебных решений лишь с точки зрения правильности применения в них норм права (законности). Обоснованность же решений, под которой обычно понимаются наличие достаточной доказательственной базы и соответствие выводов об обстоятельствах дела имеющимся доказательствам, формально (на первый взгляд) не является предметом кассационной проверки. Не интересует кассацию также и справедливость наказания, если только оно назначено в рамках закона.
Однако вывод о том, что кассационная инстанция не оценивает проверяемое решение с точки зрения его фактической обоснованности, видимо, был бы излишне категоричен, не вполне отражая реальное положение вещей, поскольку на самом деле кассационная инстанция во многих случаях вынуждена вторгаться и в сферу фактической обоснованности проверяемых решений, устанавливая причинно-следственную связь допущенных нарушений и ошибочности судебного решения по существу дела.
Поэтому, на наш взгляд, несколько преждевременны опасения, что теперь «...стороны теряют возможность многократного оспаривания вынесенного приговора по существу, т.е. обоснованности осуждения».21 Тем более нельзя согласиться с утверждением, что «непосредственным предметом проверки как кассационного суда (ст. 401.1), так и суда надзорной инстанции (ч. 2 ст. 412.1) уже служат исключительно свойства законности состоявшихся судебных решений. В связи с этим любые апелляции заинтересованных лиц к фактической стороне приговора (иного судебного решения) в принципе не должны вызывать каких-либо значимых нормативных последствий».
Как подчеркнул Конституционный Суд, обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве обусловлено не формальным признанием лица тем или иным участником производства по уголовному делу, а наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права.22 Так, например, лицо, пострадавшее от преступления, но не признанное потерпевшим в установленном УПК порядке, имеет право принести кассационную жалобу на решение суда по его жалобе на отказ в возбуждении уголовного дела.23
Законные интересы
наряду с правами являются самостоятельным
объектом судебной защиты, ибо иначе
у правоприменителей может
Право обжалования
судебного решения
Претерпела свои изменения и норма о сроках обжалования судебных решений.
Если ранее, жалоба и представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могли быть поданы сторонами в кассационном порядке в течение 10 суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора (ст. 356 УПК РФ), то с 1 января 2013 года в соответствии с ч. 3 ст. 401.2 УПК РФ судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение одного года со дня его вступления в законную силу.
Вместе с тем, годичный срок для обжалования судебных решений, установленный в ч. 3 ст. 401.2 УПК РФ, не следует смешивать с таким же по продолжительности сроком пересмотра в кассационном порядке решения суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, предусмотренным ст. 401.6. Годичный срок относится к числу т.н. исковых сроков, т.е. тех, в течение которых сторона может обратиться в суд. Подобные сроки имеют целью обеспечить процессуальную экономию и обычно могут быть продлены судом при наличии уважительных причин их пропуска. Годичный же срок, предусмотренный ст. 401.6, является не исковым, а пресекательным; он предназначен для исключения бессрочного уголовного преследования лица и обеспечения, таким образом, стабильности правоотношений, а потому не может быть продлен. Смотрите об этом наш ком. к ст. 401.6.
Кассационные жалобы и представления на промежуточные решения судов второго звена федеральной судебной системы, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, подаются в президиум этих судов. Это, однако, находится в определенном противоречии с п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», согласно которому не президиумы, а судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривают в качестве судов кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции.25
Чтобы устранить это противоречие, следует, на наш взгляд, толковать положения п. 3 ч. 3 ст. 28 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в том смысле, что после того, как судебная коллегия по уголовным делам областного (краевого) и равного ему суда рассмотрит кассационную жалобу (представление) на промежуточное решение этого же суда (вынесенное, очевидно, в ином составе судебной коллегии), следующая кассационная жалоба или представление приносятся уже в президиум того же суда.
Все итоговые решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, т.е. приговоры или определения о прекращении уголовных дел, вынесенные ими в качестве судов 1 инстанции, могут быть обжалованы в кассационную инстанцию (Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ) не всегда, а только в том случае, если они не были предметом рассмотрения в Верховном Суде РФ. Эти решения судов второго звена федеральных судов общей юрисдикции, действительно, могут быть предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в форме их апелляционного пересмотра Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ (п. 4 ч. 2 ст. 389.3). Следовательно, если эти решения были обжалованы в таком апелляционном порядке, возможность кассационного пересмотра для них отсутствует. Правда, остается еще путь надзорного рассмотрения в Президиуме Верховного Суда РФ (п. 1 ч. 3 ст. 412.1). То есть итоговые решения судов областного, краевого и равного им уровня могут быть проверены и пересмотрены лишь в двух инстанциях (апелляционный и надзорный пересмотр в Верховном Суде РФ), причем последняя (надзорная) инстанция может оказаться для заявителей недоступной в случае ее отказа приступить к рассмотрению дела в судебном заседании. Этим создается существенное отличие от пересмотра решений, вынесенных мировыми судьями, районными и равными им судами, который может производиться в четырех судебных инстанциях (апелляция в районном суде или в суде 2 звена; кассация в президиуме суда 2-го звена, а затем и в Судебной коллегии Верховного Суда РФ; надзор в Верховном Суде РФ), чем, на наш взгляд, нарушается конституционный принцип равенства в реализации права на судебную защиту и несоразмерно ограничиваются процессуальные права участников процесса по делам, рассмотренным судами второго звена федеральной судебной системы. Представляется, что в составе Верховного Суда РФ необходимо было бы сохранить Кассационную коллегию, к компетенции которой относился пересмотр приговоров и иных решений, вынесенных по первой инстанции областными, краевыми и равными им судами, а также итоговых и промежуточных апелляционных решений, принятых Судебной коллегией по уголовным делам самого Верховного Суда РФ.
Согласно ст. 401.2 вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции не только прокурором, осужденным, оправданным, их защитниками и законными представителями, потерпевшим, частным обвинителем, их законными представителями и представителями, но и иными лицами в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Поэтому в кассационной жалобе лица, ранее не принимавшие участия в деле, должны указать, какие именно их права или законные интересы были нарушены вступившим в законную силу судебным решением. При этом под лицами, не принимавшими участия в деле, на наш взгляд, имеются в виду не только лица, не имевшие прямого касательства к производству по делу, но и лица, которые так или иначе участвовали в производстве по данному делу, но не являлись в нем сторонами (обвинения или защиты) и в этом смысле не были «участниками дела». Если же они участвовали в производстве по делу в ином качестве (например, как свидетели, понятые, эксперты, специалисты), а решение суда тем не менее затрагивает их права и законные интересы (например, в части возмещения судебных издержек), то они также должны обосновать это обстоятельство в своей жалобе.
Ранее, до 1 января 2013 года перечень лиц, которые имели право обжалования, был исчерпывающим. К таковым относились: осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитники и законные представители, государственный обвинитель или вышестоящий прокурор, потерпевший и его представитель.
Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе были обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.
Поворот к худшему при пересмотре приговора, определения, постановления суда в кассационной инстанции. Нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, принято именовать фундаментальными.26 В этом смысле они отличаются от существенных нарушений закона (ст. ст. 401.15, 412.9). Фундаментальные же нарушения закона могут применяться лишь для т.н. поворота к худшему, т.е. для пересмотра в кассационном или надзорном порядке приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного либо лица, в отношении которого уголовное дело судом было прекращено.
Как поступить, если жалоба или представление поданы заявителем в пределах установленного данной статьей годичного срока, однако суд кассационной инстанции по той или иной причине не успел их рассмотреть до истечения этого срока?