Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 09:34, шпаргалка
Краткое описание
1. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами.
Указ Президента РФ «О полномочном
представителе Президента РФ в федеральном
округе» обусловил создание в рамках ГП
управлений, координирующих деятельность
прокуратуры на территориях, входящих
в состав каждого федерального округа.
В ГП образуется коллегия в составе
Генерального прокурора РФ (председателя),
его первого заместителя и заместителей
(по должности), других прокурорских работников,
назначаемых Генеральным прокурором РФ. Коллегия ГП является
совещательным органом. На заседаниях
коллегии вырабатываются решения по наиболее
актуальным вопросам организации и деятельности
прокуратуры. Решения коллегии реализуются
приказами и указаниями Генерального
прокурора РФ.
Вопросы организации и осуществления
прокурорского надзора, не требующие обсуждения
коллегией , рассматриваются на оперативных совещаниях
при Генеральном прокуроре РФ, его заместителях,
а также в главных управлениях, управлениях
и отделах (на правах управлений).
При ГП действует Научно-консультативный
совет (для научного содействия органам
и учреждениям прокуратуры в выполнении
задач, возложенных на них Законом о прокуратуре).
11. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР
РФ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ
Генеральный прокурор
РФ (ГПр) – высшее должностное
лицо прокуратуры, осуществляющее общее
руководство Генеральной прокуратурой
РФ.
ГПр одновременно является
председателем коллегии Генеральной прокуратуры
РФ, председателем Координационного совещания
руководителей федеральных правоохранительных
органов, возглавляет Научно-консультативный
совет при Генеральной прокуратуре РФ.
В отсутствие ГПр его обязанности исполняет
первый заместитель, а при отсутствии
первого заместителя – один из заместителей
ГПр.
ГПр назначается на должность
и освобождается от должности Советом
Федерации Федерального Собрания РФ по
представлению Президента РФ. Председатель
Совета Федерации приводит к присяге лицо,
назначенное на должность ГПр. Срок полномочий
ГПр пять лет. ГПр
ежегодно представляет палатам Федерального
Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии
законности и правопорядка в РФ и о проделанной
работе по ее укреплению. ГПр принимает
участие в заседаниях Верховного суда
РФ, Высшего арбитражного суда РФ, а также
вправе обращаться в пленум названных
судов с представлениями о даче судам
разъяснений по вопросам судебной практики
по гражданским, арбитражным, уголовным,
административным и иным делам.
Полномочия ГПр по руководству системой прокуратуры:
8) руководит системой прокуратуры; 9) издает
обязательные для исполнения всеми работниками
прокуратуры приказы, указания, распоряжения,
положения и инструкции, регулирующие
вопросы организации и деятельности системы
прокуратуры и порядок реализации мер
материального и социального обеспечения
прокурорских работников; 10) устанавливает
штаты и структуру Генеральной прокуратуры
РФ в пределах выделенной штатной численности
и фонда оплаты труда, определяет полномочия
структурных подразделений; 11) устанавливает
штатную численность и структуру подчиненных
органов и учреждений прокуратуры, за
исключением Следственного комитета при
прокуратуре РФ; 12) назначает на должность
и освобождает от должности прокуроров
субъектов РФ, их заместителей, прокуроров
городов, районов и приравненных к ним
прокуроров; 13) назначает на должность
и освобождает от должности директоров
(ректоров) научных и образовательных
учреждений системы прокуратуры и их заместителей;
14) несет ответственность за выполнение
задач, возложенных на прокуратуру.
Указания ГПр по вопросам дознания,
не требующим законодательного регулирования,
являются обязательными для исполнения.
ГПр устанавливает порядок и сроки проведения
аттестации в отношении прокурорских
работников, за исключением следователей.
ГПр имеет право налагать дисциплинарные
взыскания в полном объеме, за исключением
работников Следственного комитета при
прокуратуре РФ. ГПр имеет заместителей,
назначаемых на должность и освобождаемых
от должности Советом Федерации по представлению
ГПр. Распределение обязанностей между
заместителями осуществляется ГПр.
Председатель Следственного
комитета при прокуратуре РФ – первый
заместитель – назначается на должность
и освобождается от должности Советом
Федерации Федерального Собрания РФ по
представлению Президента РФ.
12. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ, В СУБЪЕКТАХ РФ
Обеспечение прокурорского
надзора в федеральных округах
приказом Генпрокурора РФ «Об образовании
управлений Генеральной прокуратуры РФ
в федеральных округах» возложено на образованные
управления Генеральной прокуратуры РФ
в Центральном, Северо-Западном, Приволжском,
Уральском, Сибирском, Дальневосточном
федеральных округах и главное управление
в Южном федеральном округе.
Функции управления Генеральной прокуратуры
РФ в федеральных округах: 15) координация
деятельности всех правоохранительных
органов, находящихся в пределах федерального
округа, по борьбе с преступностью; 16) надзор
за исполнением законов федеральными
органами, находящимися в пределах федерального
округа, органами контроля, ихдолжностными
лицами; 17) надзор за соблюдением прав
и свобод человека и гражданина федеральными
округами, органами контроля, ихдолжностными
лицами; 18) надзор за исполнением законов
федеральными органами в округах, осуществляющими
предварительное следствие, дознание
и оперативно-розыскную деятельность,
а также управлениями по борьбе с организованной
преступностью, региональными отделами
следственного комитета МВД. Осуществляя
свои функции, управления Генеральной
прокуратуры РФ в федеральных округах не должны подменять
прокуратуры субъектов РФ. Вмешательство
допускается только если для установления
нарушений законности, полномочий прокурора
субъекта РФ недостаточно либо имеются
иные причины и обстоятельства.
Управления Генеральной прокуратуры
РФ в федеральных округах возглавляют
начальники управлений которые являются
старшими помощниками Генпрокурора РФ.
Отделы Генеральной прокуратуры
РФ в федеральных округах – самостоятельные
структурные подразделения, размещаются
в центрах федеральных округов. Прокуратуры субъектов
РФ возглавляют соответствующие прокуроры.
Прокуроры субъектов РФ назначаются на
должность Генпрокурором РФ по согласованию
с органами государственной власти субъектов
Федерации. Прокуроры субъектов РФ подчинены
и подотчетны Генпрокурору РФ и освобождаются
им от должности без согласования с указанными
выше органами государственной власти.
В прокуратурах субъектов образуются управления и отделы (на правах
управлений, в составе управлений).
Начальники управлений и отделов
на правах управлений являются старшими
помощниками, а их заместители и начальники
отделов в составе управлений – помощниками
прокуроров субъектов РФ.
В прокуратурах субъектов РФ
устанавливаются должности старших помощников
и помощников прокуроров, старших прокуроров
и прокуроров управлений и отделов. В прокуратурах
субъектов РФ образуются коллегии в составе
прокурора субъекта РФ (председатель),
его первого заместителя, заместителей
(по должности) и других прокурорских работников,
назначаемых прокурором субъекта РФ.
Прокуроры субъектов
РФ: • руководят деятельностью
прокуратур городов и районов, иных приравненных
к ним прокуратур на основе законов, действующих
на территории РФ, и нормативных правовых
актов Генерального прокурора РФ; • издают
приказы, указания, распоряжения, обязательные
для исполнения подчиненными работниками
и др.
13. ПРОКУРАТУРЫ РАЙОНА
(ГОРОДА)
Прокуратура района (города)
– основное звено системы прокуратуры,
низовое звено системы прокуратуры.
Прокуратуры городов и районов
возглавляют соответствующие прокуроры,
которые назначаются на должность и освобождаются
от должности Генеральным прокурором
РФ.
Прокуратуры городов и районов
подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам
и Генеральному прокурору РФ.
В указанных прокуратурах устанавливаются
должности первого заместителя и заместителей
прокуроров, начальников отделов, старших
помощников и помощников прокуроров.
Отделы в прокуратурах городов
и районов могут быть образованы по решению
Генерального прокурора РФ.
Организационные
основы деятельности прокуратур городов
с районным делением. Прокуроры городов с районным
делением руководят деятельностью районных
прокуратур и самостоятельны в решении
полномочных вопросов.
Прокуратуры административных
округов г. Москвы по своему правовому
статусу приравниваются к прокуратурам
городов с районным делением и в руководстве
межрайонными прокуратурами наделяются
теми же полномочиями.
Прокуроры городов с районным
делением осуществляют надзор:
19) за исполнением законов
городскими органами местного
самоуправления, органами контроля,
их должностными лицами; а также за
соответствием законам издаваемых ими
правовых актов;
20) за соблюдением прав
и свобод человека и гражданина
городскими органами местного
самоуправления, органами контроля,
их должностными лицами;
21) за исполнением законов
городскими органами, осуществляющими
предварительное следствие, дознание
и оперативно-розыскную деятельность;
22)за исполнением законов
администрацией мест содержания
под стражей подозреваемых и обвиняемых,
находящихся в ведении городских органов
внутренних дел.
Компетенция прокуроров городов с районным
делением: • осуществляют уголовное преследование
в соответствии с полномочиями, установленными
процессуальным законодательством; • принимают
участие в рассмотрении уголовных дел,
направленных в суд городской прокуратурой,
а также других дел, исходя из их общественной
значимости; -участвуют в рассмотрении
судами дел по направленным городской
прокуратурой заявлениям и искам; • вносят
представления на незаконные судебные
постановления по делам, в рассмотрении
которых принимали участие; • разрешают
жалобы, заявления и иные обращения, содержащие
сведения о нарушении законов городскими
органами местного самоуправления, их
должностными лицами, а также жалобы на
решения и действия районных прокуроров;
•координируют деятельность городских
правоохранительных органов, а также взаимодействуют
с военными и иными специализированными
прокуратурами, дислоцирующимися на территории
города; • поддерживают деловые контакты
со средствами массовой информации.
14. ВОЕННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ
Полномочия органов военной
прокуратуры осуществляются в Вооруженных
Силах РФ, других войсках, воинских формированиях
и органах, созданных в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами.
Систему органов военной прокуратуры
составляют: Главная военная прокуратура;
военные прокуратуры военных округов,
флотов, Ракетных войск стратегического
назначения, Московская городская военная
прокуратура и другие военные прокуратуры,
приравненные к прокуратурам субъектов
РФ; военные прокуратуры объединений,
соединений, гарнизонов и другие военные
прокуратуры, приравненные к прокуратурам
городов и районов.
Образование, реорганизация
и ликвидация органов военной прокуратуры,
определение их статуса, компетенции,
структуры и штатов осуществляются Генеральным
прокурором РФ.
Органы военной прокуратуры возглавляет
заместитель Генерального прокурора РФ
– Главный военный прокурор, который руководит
деятельностью органов военной прокуратуры,
обеспечивает подбор, расстановку и воспитание
кадров, проводит аттестацию военных прокуроров,
издает приказы и указания, обязательные
для исполнения всеми военными прокуратурами.
Главный военный прокурор назначается
на должность и освобождается от должности
Советом Федерации Федерального Собрания
РФ по представлению Генерального прокурора
РФ. Главная военная
прокуратура. Главный военный прокурор
имеет первого заместителя и заместителей,
старших помощников по особым поручениям
– начальников управлений, и помощников
по особым поручениям – заместителей
начальников управлений.
Структуру Главной военной прокуратуры
составляют управления, отделы (самостоятельные
и в составе управлений), канцелярия и
приемная.
В управлениях и отделах устанавливаются
должности старших прокуроров и прокуроров.
В Главной военной прокуратуре
образуется коллегия в составе
Главного военного прокурора (председателя),
его первого заместителя и заместителей
(по должности), других прокурорских работников,
назначаемых Главным военным прокурором.
Персональный состав коллегии утверждается
Генеральным прокурором РФ по представлению
Главного военного прокурора.
Полномочия военных
прокуроров: 23) участвовать в заседаниях коллегий,
военных советов, служебных совещаниях
органов военного управления;
24) назначать вневедомственные
ревизии и проверки;
25) по предъявлении служебного
удостоверения беспрепятственно
входить на территории и в
помещения воинских частей, предприятий,
учреждений,организаций и штабов независимо
от установленного в них режима, иметь
доступ к их документам и материалам;
26) проверять законность
содержания осужденных, арестованных
и задержанных военнослужащих
в дисциплинарных частях и
других местах их содержания,
немедленно освобождать незаконно
содержащихся там лиц; требовать
обеспечения охраны, содержания
и конвоирования лиц, находящихся
в местах содержания задержанных
и заключенных под стражу, соответственно
воинскими частями, военными комендантами,
караулами по конвоированию внутренних
войск МВД РФ, органами и учреждениями
внутренних дел РФ.
15. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
ПРОКУРАТУРЫ
Организация и деятельность
специализированных прокуратур обусловлена
объективной необходимостью обеспечения
законности и правопорядка в специфических
сферах деятельности, имеющих значение
для общества и государства, в которых
административно-территориальный принцип
построения не всегда присутствует.
Специализированные прокуратуры
не должны подменять деятельность территориальных
прокуратур как основного элемента прокурорской
системы. Организация и деятельность специализированных
прокуратур обладает особенностями в
зависимости от конкретного вида.