Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 09:34, шпаргалка
Краткое описание
1. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами.
39. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ
И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
Предмет прокурорского
надзора в соответствии с Законом о
прокуратуре, применительно к данному
направлению деятельности прокурора,
включает: 103) законность
нахождения лиц в местах содержания задержанных,
предварительного заключения под стражу,
исправительных и иных органах и учреждениях,
исполняющих наказание и меры принудительного
характера, назначенные судом; 104) соблюдение
установленных законодательством РФ прав
и обязанностей задержанных, заключенных
под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых
мерам принудительного характера, порядка
и условий их содержания; 105) законность
исполнения наказания, не связанного с
лишением свободы.
Объекты прокурорского надзора:
• места содержания задержанных (изоляторы
временного содержания подозреваемых
и обвиняемых органов внутренних дел,
пограничной службы ФСБ РФ); • места предварительного
заключения (следственные изоляторы ФСИН
РФ Министерства юстиции РФ); • органы
и учреждения, исполняющие наказания,
связанные с лишением свободы (исправительные
и воспитательные колонии, лечебные исправительные
учреждения, колонии-поселения, тюрьмы,
исправительные центры, арестные дома,
дисциплинарные воинские части и гауптвахты
воинских гарнизонов); -органы и учреждения,
исполняющие наказания, не связанные с
лишением свободы (уголовно-исполнительные
инспекции системы Министерства юстиции
РФ, исправительные центры, исправительные
учреждения, дисциплинарные воинские
части). Требования приговора о лишении
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
исполняются также администрацией организации,
в которой работает осужденный, а также
органами, правомочными в соответствии
с законом аннулировать разрешение на
занятие соответствующей деятельностью;
• органы и учреждения, исполняющие меры
принудительного характера, назначаемые
судом (воспитательные и лечебно-воспитательные
учреждения для несовершеннолетних, психиатрические
стационары Министерства здравоохранения
и социального развития РФ).
Органы и учреждения, исполняющие
наказания, определены в УИК РФ. Пределы прокурорского
надзора. В предмет прокурорского
надзора не входит оценка судебных решений
с точки зрения их законности и обоснованности.
При установлении незаконности, необоснованности
и несправедливости судебного решения
прокурор в рамках другого направления
деятельности прокуратуры (участие в рассмотрение
дел судами) должен в установленном законом
порядке решить вопрос о внесении представления.
Законность проводимых мероприятий
по выявлению и предотвращению преступлений,
их раскрытию, а также пресечению недозволенных
связей сотрудников уголовно-исполнительной
системы с осужденными, подозреваемыми
и обвиняемыми входит в предмет прокурорского
надзора за исполнением законов об ОРД
в исправительных учреждениях и следственных
изоляторах.
Надзор за исполнением наказания
в виде штрафа реализуется прокурором
в рамках прокурорского надзора за исполнением
законов судебными приставами, поскольку
в соответствии с УИК РФ наказание в виде
штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями
по месту жительства (работы) осужденного.
40. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
Специфика данной сферы правовых отношений
– существенная ограниченность возможностей
по защите своих прав самими лицами, содержащимися
в органах и учреждениях, исполняющих
наказание, применяющих назначаемые судом
меры принудительного характера, лиц,
задержанных и заключенных под стражу.
Полномочия прокурора в данной отрасли
надзора в отличие от иных направлений
деятельности характеризуются императивно-распорядительными
элементами.
При осуществлении прокурорского
надзора данной отрасли прокурор вправе: 106) в любое
время посещать поднадзорные органы и
учреждения; 107) опрашивать
задержанных, заключенных под стражу,
осужденных и лиц, подвергнутых мерам
принудительного характера; 108) знакомиться
с документами, на основании которых эти
лица задержаны, заключены под стражу,
осуждены либо подвергнуты мерам принудительного
характера, с оперативными материалами; 109) требовать
от администраций создания условий, обеспечивающих
права задержанных, заключенных под стражу,
осужденных и лиц, подвергнутых мерам
принудительного характера; 110) проверять
соответствие законодательству РФ издаваемых
администрацией поднадзорных органов
и учреждений актов (приказов, распоряжений,
постановлений); 11 ^требовать объяснения
от должностных лиц; 112)вносить протесты
и представления; 113) возбуждать
производства об административных правонарушениях; 114) выносить мотивированное
постановление о направлении соответствующихматериалов
в следственный орган или орган дознания
для решения вопроса об уголовном преследовании
по фактам выявленных прокурором нарушений
уголовного законодательства; 115) отменять дисциплинарные
взыскания, наложенные в нарушение закона
на лиц, заключенных под стражу, осужденных,
немедленно освобождать их своим постановлением
из штрафного изолятора, помещения камерного
типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного
изолятора.
Прокурор обязан немедленно
освободить своим постановлением каждого
содержащегося без законных оснований
в учреждениях, исполняющих наказания
и меры принудительного характера, либо
в нарушение закона подвергнутого задержанию,
предварительному заключению или помещенного
в судебно-психиатрическое учреждение.
В прокуратуру поступают жалобы и заявления
лиц, содержащихся под стражей, на действия
и решения администрации мест лишения
свободы, следственных изоляторов, нижестоящих
прокуратур. Работа с поступающими жалобами
рассматривается как важнейшая составная
часть деятельности по укреплению законности
при исполнении уголовных наказаний, защите
прав заключенных.
Прокуроры проводят проверки. Постановления и
требования прокурора относительно
исполнения установленных законом порядка
и условий содержания задержанных, заключенных
под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых
мерам принудительного характера либо
помещенных в судебно-психиатрические
учреждения, подлежат обязательному
исполнению администрацией, а также
органами, исполняющими приговоры судов
в отношении лиц, осужденных к наказанию,
не связанному с лишением свободы.
41. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ
И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ.
ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ НАДЗОРА
Сущность прокурорского
надзора. Федеральная служба судебных
приставов (ФССП России) является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по обеспечению установленного
порядка деятельности судов, исполнению
судебных актов и актов других органов.
ФССП России подведомственна Министерству
юстиции РФ.
Согласно Закону о судебных
приставах надзор за исполнением законов
при осуществлении судебными приставами
своих функций осуществляют Генеральный
прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры
в соответствии с Законом о прокуратуре.
Надзор за судебными приставами осуществляется
с тем, чтобы служба судебных приставов,
на которую возложено принудительное
исполнение судебных актов и актов других
органов, осуществляла свою деятельность
в соответствии с требованиями закона,
соблюдала права и свободы физических
и юридических лиц и принимала решения,
соответствующие закону.
Задачи прокуроров при осуществлении прокурорского
надзора за исполнением законов судебными
приставам,связаны с обеспечением: 116)законности
исполнения судебных актов и актов других
органов в РФ; 117) соблюдения
требований законодательства в деятельности
судебных приставов; 118) соблюдения
установленных законодательством РФ прав
и свобод физических и юридических лиц
при исполнении судебных решений и обеспечении
установленного порядка деятельности
судов; 119) соответствия
законам решений судебных приставов.
Правовую основу осуществления прокурорского
надзора за исполнением законов судебными
приставами составляют: Закон о прокуратуре
РФ; ФЗ «О судебных приставах»; ФЗ «Об исполнительном
производстве»; указание Генерального
прокурора РФ «Об организации прокурорского
надзора за исполнением законов при осуществлении
полномочий судебными приставами» и др. Предмет прокурорского
надзора. Содержание предмета прокурорского
надзора за исполнением законов судебными
приставами правомерно составляет: •
надзор за исполнением законов судебными
приставами; • надзор за соблюдением прав
и свобод физических и юридических лиц
судебными приставами; • надзор за законностью
решений, принимаемых судебными приставами. Объекты прокурорского
надзора за исполнением законов судебными
приставами включают Федеральную службу
судебных приставов России и ее территориальные
органы (система службы судебных приставов).
Функционально судебные приставы
делятся на: 1) судебных приставов, обеспечивающих
установленный порядок деятельности судов;
2) судебных приставов-исполнителей, исполняющих
судебные акты и акты других органов.
Перечень объектов надзора
является исчерпывающим. Дополняться,
изменяться он может только путем принятия
соответствующих законов. Пределы прокурорского
надзора. Прокурор полномочен осуществлять
надзор только за исполнением законов,
т.е. надзор за исполнением иных нормативных
правовых актов судебными приставами
не входит в его компетенцию, находится
за пределами его полномочий.
42. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ
Компетенция и полномочия соответствующих
прокуроров обусловлены функциональным
разделением судебных приставов на судебных
приставов, обеспечивающих установленный
порядок деятельности судов, и судебных
приставов-исполнителей и определяются
правами и обязанностями судебных приставов.
Прокурор вправе:
120) лично, либо поручив вышестоящим
подразделениям службы судебных приставов,
проводить проверки исполнения законов
судебными приставами соответствующих
подразделений;
121) проверять законность применения
физической силы, специальных средств
и огнестрельного оружия судебными приставами,
обеспечивающими установленный порядок
деятельности судов;
123) проверять соблюдение установленных
законом сроков вынесения постановления
о возбуждении исполнительного производства
(трое суток); направления копии постановления
заинтересованным лицам (взыскателю, должнику)
и в суд; совершения исполнительных действий
(2 месяца); рассмотрения и разрешения обращения
физических и юридических лиц;
124) проверять наличие фактов бездействия
судебных приставов, когда закон предъявляет
требования осуществления активных действий,
в частности не уклоняется ли судебный
пристав от возбуждения исполнительного
производства; принятия мер в целях обеспечения
исполнения исполнительного документа
(исполнительный лист, судебный приказ
и т.д.) и розыска скрывшихся должников
и их имущества; регистрации обращений
(жалоб, заявлений) физических и юридических
лиц;
125) рассматривать жалобы
на действия (или бездействие) и
решения судебного пристава и
вызвать должностное лицо для
дачи объяснений по существу
жалобы;
126) истребовать для ознакомления
материалы исполнительного производства,
если заявлена претензия к
его содержанию, а также иные
материалы, подтверждающие законность
и обоснованность деятельности
судебного пристава;
127) проверять законность
и обоснованность составления
протокола об административных
правонарушениях.
43. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНЫХ
ДЕЛ СУДАМИ
Сущность участия
прокурора в рассмотрении уголовных дел
судами. Участие в рассмотрении дела
судом, внесение представлений на незаконные,
необоснованные и несправедливые приговоры,
определения и постановления судов является
одной из функций прокуратуры, установленных
законом (п. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре)
и не рассматривается законодателем как
осуществление прокурорского надзора.
Активное, профессионально
грамотное участие в судебном процессе
– важные условия и гарантия законности
и эффективности осуществления правосудия.
Осуществляя уголовное преследование
в суде, прокурор выступает в качестве
государственного обвинителя. Поддержание
от имени государства обвинения в суде
– одно из приоритетных направлений деятельности
прокуратуры.
Участвуя в судебном рассмотрении
уголовных дел, прокурор реализует следующие задачи: 128) обеспечение
верховенства закона при осуществлении
уголовного судопроизводства; 129) вынесение
законного, обоснованного и справедливого
приговора, постановления, определения
по каждому уголовному делу; 130) гарантирование
прав и законных интересов участников
судебного разбирательства; 131) своевременное
исполнение приговоров,определений,постановлений,
выносимых судом, в соответствии с требованиями
закона.
Правовую основу участия прокурора в рассмотрении
судами уголовных дел составляют: Конституция
РФ, Закон о прокуратуре РФ, УПК РФ, приказ
Генерального прокурора РФ «Об организации
работы прокуроров в судебных стадиях
уголовного судопроизводства»; приказ
Генерального прокурора РФ «О поддержании
государственного обвинения»; приказ
Генерального прокурора РФ «Об участии
прокуроров в надзорной стадии уголовного
судопроизводства» и др.
Согласно положениям Закона
о прокуратуре прокурор полномочен:
• участвовать в рассмотрении уголовных
дел судами; • выступать в качестве государственного
обвинителя в суде; • предъявлять и поддерживать
гражданский иск в защиту материальных
интересов физических или юридических
лиц в уголовном судопроизводстве; • внести
представление в вышестоящий суд на не
вступившее или вступившее в законную
силу определение, постановление, приговор
суда; • Генеральный прокурор РФ участвует
в заседаниях Верховного суда РФ; • Генеральный
прокурор РФ имеет право обратиться с
представлением в Пленум Верховного суда
РФ о даче судам разъяснений по вопросам
судебной практики по уголовным делам.