Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 09:34, шпаргалка
Краткое описание
1. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами.
Прокурорский надзор охватывает
весь комплекс прав и свобод, установленных
Конституцией РФ (личные права и свободы,
политические права и свободы, социально-экономические
права и свободы).
Ограничение прав и свобод человека
и гражданина возможно федеральным законом
в той мере, в какой это необходимо в целях
защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства (ч.
3 ст. 55 Конституции РФ).
В сферу надзора входит соблюдение
прав и свобод граждан РФ, граждан РФ, имеющих
гражданство иностранного государства
(двойное гражданство), иностранных граждан
и лиц без гражданства, находящихся на
территории РФ.
Предмет прокурорского надзора
обусловливает необходимость прокурорам
в своей работе руководствоваться конституционными
принципами, определяющими значение, порядок
и условия соблюдения прав и свобод человека
и гражданина (принцип равенства всех
перед законом).
Объекты прокурорского
надзора за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина определены в Законе
о прокуратуре: 1) федеральные министерства;
2) государственные комитеты; 3) федеральные
службы; 4) иные федеральные органы исполнительной
власти; 5) представительные (законодательные)
органы власти субъектов РФ; 6) исполнительные
органы государственной власти субъектов
РФ; 7) органы местного самоуправления;
8) органы военного управления; 9) органы
контроля; 10) должностные лица; 11) органы
управления и руководители коммерческих
и некоммерческих организаций.
Пределы прокурорского
надзора за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина определяются по
тем же правилам, что и пределы прокурорского
надзора за исполнением законов.
Предмет прокурорского надзора,
определяемый Законом о прокуратуре, охватывает
соблюдение прав и свобод человека и гражданина,
которые не относятся к предмету других
отраслей прокурорского надзора.
Осуществляя прокурорский надзор
за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина, прокурор должен действовать
строго в рамках предоставленных ему полномочий,
не подменяя иные государственные органы
и должностных лиц, которые осуществляют
контроль за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина, не вмешиваясь
в оперативно-хозяйственную деятельность
поднадзорных объектов.
30. ПОЛНОМОЧИЯ И СРЕДСТВА
РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Прокурор при осуществлении
возложенных на него функций: 68) рассматривает
и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения
о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
69) разъясняет пострадавшим порядок защиты
их прав и свобод; 70) принимает меры по
предупреждению и пресечению нарушений
прав и свобод человека и гражданина; по
привлечению к ответственности лиц, нарушивших
закон; по возмещению причиненного ущерба;
71) по предъявлении служебного удостоверения
беспрепятственно имеет доступ к их документам
и материалам; 72) требует от руководителей
и других должностных лиц поднадзорных
объектов представления необходимых документов,
материалов, статистических и иных сведений,
проведения проверок по поступившим в
органы прокуратуры материалам и обращениям,
ревизий деятельности подконтрольных
и подведомственных организаций; 73) вызывает
должностных лиц и граждан для дачи объяснений
по поводу нарушений законов.
Для устранения нарушений прав
и свобод граждан, их причин и условий,
восстановления нарушенных прав прокурор
вправе использовать все предусмотренные
законом средства прокурорского реагирования
(протест, представление, постановление,
предостережение). Действия, осуществляемые
прокурором в целях предупреждения
и пресечения нарушений прав и свобод
человека и гражданина: • при наличии
оснований полагать, что нарушение прав
и свобод человека и гражданина имеет
характер преступления, прокурор выносит
постановление о направлении соответствующих
материалов в следственный орган или орган
дознания для решения вопроса об уголовном
преследовании по фактам выявленных прокурором
нарушений уголовного законодательства;
• в случаях, когда нарушение прав и свобод
человека и гражданина имеет характер
административного правонарушения, прокурор
возбуждает производство об административном
правонарушении или незамедлительно передает
сообщение о правонарушении и материалы
проверки в орган или должностному лицу,
которые полномочны рассматривать дела
об административных правонарушениях;
• в случае нарушения прав и свобод человека
и гражданина, защищаемых в порядке гражданского
судопроизводства, когда пострадавший
по состоянию здоровья, возрасту или иным
причинам не может лично отстаивать в
суде или арбитражном суде свои права
и свободы или когда нарушены права и свободы
значительного числа граждан либо в силу
иных обстоятельств нарушение приобрело
особое общественное значение, прокурор
предъявляет и поддерживает в суде или
арбитражном суде иск в интересах пострадавших;
• освобождает своим постановлением лиц,
необоснованно подвергнутых административному
задержанию на основании решений несудебных
органов; • прокурор или его заместитель
приносит протест на акт, нарушающий права
человека и гражданина, в орган или должностному
лицу, которые издали этот акт, либо обращается
в суд в порядке, предусмотренном процессуальным
законодательством РФ. Совпадая по форме
с правами прокурора при осуществлении
прокурорского надзора за исполнением
законов, указанные полномочия различаются по содержанию
решаемых задач.
31. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сущность прокурорского
надзора. Прокурорский надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, является составной частью
прокурорского надзора за исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие. Выделение данной функции прокуратуры
в качестве самостоятельного направления
деятельности обусловлено тем, что при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности
затрагиваются (ограничиваются) основные
права и свободы личности, закрепленные
в Конституции РФ. Ограничение прав и свобод
возможно только по основаниям, установленным
законом.
Прокурорский надзор
за оперативно-розыскной деятельностью – это вид деятельности, осуществляемой
уполномоченными работниками прокуратуры
в пределах их компетенции посредством
использования определенных законом методов
проверки и средств реагирования в целях
обеспечения исполнения на территории
РФ законов всеми оперативно-розыскными
органами.
Прокурорский надзор
нацелен:
74) способствовать выполнению
органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, обязанностей по предупреждению,
своевременному выявлению, пресечению
и раскрытию преступлений; изобличению
виновных; розыску лиц, без вести пропавших,
а также скрывающихся от органов дознания,
предварительного следствия или суда
либо уклоняющихся от уголовного наказания;
75) содействовать комплексному
и активному осуществлению оперативными
подразделениями всего объема
оперативно-розыскных мероприятий,
разрешенных Законом об оперативно-розыскной
деятельности;
76) содействовать надлежащему
документированию результатов оперативно-розыскной
деятельности и использованию
их в процессе доказывания
по уголовным делам.
Задачи прокурорского
надзора за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность:
• охрана и защита прав и свобод
личности;
• обеспечение верховенства
закона при проведении оперативно-розыскных
мероприятий;
• обеспечение мер по раскрытию
преступлений и привлечению виновных
к ответственности;
• предупреждение и пресечение
нарушений со стороны органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
Правовую основу
прокурорского надзора за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, составляют: Закон о прокуратуре;
ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
постановление Правительства РФ «Об утверждении
Инструкции о порядке допуска должностных
лиц и граждан РФ к государственной тайне»;
приказ Генерального прокурора РФ «Об
организации надзора за исполнением ФЗ
„Об оперативно-розыскной деятельности“»
и др.
32. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ
И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД
Предмет прокурорского
надзора за исполнением законов органами,
осуществляющими ОРД, сформулирован в
Законе о прокуратуре:
77) соблюдение прав и
свобод человека и гражданина
при проведении оперативно-розыскных
мероприятий;
78) соблюдение установленного
порядка выполнения оперативно-розыскных
мероприятий;
79) законность решений, принимаемых
органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность.
Указанные направления детализируются
в нормах оперативно-розыскного законодательства.
Объекты прокурорского
надзора – оперативные подразделения
государственных органов исполнительной
власти, наделенных федеральным законом
полномочиями по осуществлению ОРД: -органы
внутренних дел РФ; -органы ФСБ; -Федеральные
органы государственной охраны; • органы
Федеральной таможенной службы РФ; -СВР
РФ; -органы Федеральной службы исполнения
наказаний; • органы Федеральной службы
по контролю за оборотом наркотиков.
Оперативное подразделение
органа внешней разведки Министерства
обороны РФ проводит оперативно-розыскные
мероприятия только в целях обеспечения
собственной безопасности и в случае,
если проведение этих мероприятий не затрагивает
полномочий иных объектов надзора.
Перечень объектов прокурорского
надзора является исчерпывающим
и может быть изменен или дополнен только
законом.
Пределы прокурорского
надзора определяются содержанием закона
об оперативно-розыскной деятельности,
приказами и указаниями Генерального
прокурора РФ.
В предмет прокурорского надзора
не входят:
• сведения об организации,
тактике, методах и средствах осуществления
оперативно-розыскной деятельности;
• проверка законности решения
судьи по результатам рассмотрения материалов
об ограничении конституционных прав
граждан при проведении оперативно-розыскных
мероприятий (напр., прослушивание телефонных
переговоров);
• сведения о лицах, внедренных
в организованные преступные группы, о
штатных негласных сотрудниках органов,
осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, а также о лицах, оказывающих
содействие этим органам на конфиденциальной
основе, представляются соответствующим
прокурорам только с письменного согласия
перечисленных лиц, за исключением случаев,
требующих их привлечения к уголовной
ответственности;
• сведения о лицах, оказывающих
или оказывавших органам федеральной
службы безопасности содействие на конфиденциальной
основе, а также об организации, о тактике,
методах и средствах осуществления деятельности
органов федеральной службы безопасности;
• исполнение предписаний подзаконных
актов (приказов, распоряжений, инструкций,указаний).
33. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА
В ХОДЕ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД
Пределы полномочий органов прокуратуры. Прокуратура
не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную
деятельность поднадзорных органов.
Исполнению подлежат только
законные требования прокурора, вытекающие
из его полномочий по надзору за ОРД. Это
означает, что неисполнение всех иных,
хотя и законных, требований прокурора,
но не связанных с предметом прокурорского
надзора, не влечет для исполнителей ответственности.
Прокурор не вправе лично проводить
оперативно-розыскные мероприятия или
участвовать в их подготовке. Прокурор
не вправе вмешиваться в принятие решений,
имеющих оперативно-технический характер
(последовательность проведения оперативно-розыскных
мероприятий, применение тех или иных
оперативно-технических средств, определение
круга участников и т.п.). Осуществляя прокурорский
надзор, уполномоченный прокурор не подменяет
руководителя органа, оперативные подразделения
которого вправе осуществлять ОРД. Прокурор
не наделен правом самостоятельной отмены
незаконных и необоснованных решений
органов, осуществляющих ОРД.
Полномочия прокурора
в ходе надзора за исполнением законов
органами, осуществляющими ОРД: 80)проводит проверки исполнения
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность на основании информации
о неисполнении органами, осуществляющими
ОРД, требований закона, либо на основании
жалоб граждан, а также в плановом порядке
с учетом состояния законности в этой
сфере деятельности; 81) знакомится с документами,
содержащими сведения об основаниях, порядке
и решениях оперативно-розыскных мероприятий.
Отказ в предоставлении документов рассматривается
как невыполнение требований прокурора
или воспрепятствование его законной
деятельности; виновные привлекаются
к ответственности; 82) требует письменные
объяснения от должностных лиц, осуществляющих
ОРД, если они допустили нарушение закона;
83) дает письменные указания дознавателю
о направлении расследования, в том числе
об осуществлении по уголовным делам комплекса
оперативно-розыскных мероприятий либо
требует их прекращения; 84) отменяет незаконные
или необоснованные постановления органа
дознания (дознавателя) о возбуждении
уголовного дела, вынесенного в соответствии
с УПК РФ на основании оперативно-розыскных
материалов; 85) направляет в суд жалобы,
проверка которых относится исключительно
к компетенции судей; 86) опротестовывает
незаконные и необоснованные постановления
руководителей органов, осуществляющих
ОРД, в том числе о передаче результатов
ОРД следователю (органу дознания, дознавателю,
в суд); 87) опротестовывает противоречащие
закону ведомственные правовые акты руководителей
органов, осуществляющих ОРД; 88) при обнаружении
признаков преступления прокурор выносит
мотивированное постановление о направлении
соответствующих материалов в следственный
орган или орган дознания для решения
вопроса об уголовном преследовании по
фактам выявленных прокурором нарушений
уголовного законодательства сотрудниками
оперативных подразделений и др.