Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 09:34, шпаргалка
Краткое описание
1. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами.
Результаты проверки оформляются справкой, которая
должна отвечать требованиям: последовательности
в изложении состояния работы прокуратуры;
апробации (проверки) каждого приведенного
факта или вывода; объективности в оценке
работы каждого прокурора в отдельности
и всего коллектива прокуратуры; краткости,
информация приводится в концентрированной
форме; не перегруженности фактическими
примерами; отражения результатов проверки
(выводы).
25. ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА ОБ УСТРАНЕНИИ
НАРУШЕНИИ ЗАКОНА
Протест прокурора применяется в тех
случаях, когда в процессе осуществления
прокурорского надзора за соответствием
законам правовых актов, издаваемых объектами
надзора, выявляются приказы, распоряжения,
постановления и иные акты, полностью
или частично не соответствующие Конституции
РФ и иным законам РФ.
Содержание рассматриваемого
средства прокурорского реагирования
заключается в требовании прокурора полностью
или частично отменить противоречащие
(несоответствующие) закону акты, приведения
акта в соответствие с действующим законодательством,
обращенное к должностному лицу или органу,
издавшему (принявшему) незаконный акт
либо к вышестоящему органу или должностному
лицу, компетентному отменить такой акт,
либо суду в порядке, предусмотренном
процессуальным законодательством.
Правом принесения протеста
наделены прокурор и его заместитель.
Протест приносится в письменном
виде.
Принесение протеста не приостанавливает
действия опротестованного акта.
Протест подлежит рассмотрению
не позднее чем в 10-дневный срок с момента
его поступления, а в случае принесения
протеста на решение представительного
(законодательного) органа субъекта РФ
или органа местного самоуправления на
ближайшем заседании. При исключительных
обстоятельствах, требующих немедленного
устранения нарушения закона, прокурор
вправе установить сокращенный срок рассмотрения
протеста.
При рассмотрении протеста
коллегиальным органом о дне заседания
этого органа необходимо сообщить прокурору.
До рассмотрения протеста он
может быть отозван прокурором, его принесшим.
О результатах рассмотрения
протеста в письменной форме незамедлительно
сообщается прокурору.
Если протест не рассмотрен
в установленный законом срок либо, по
мнению прокурора, необоснованно отклонен,
прокурор обращается в суд общей юрисдикции
или арбитражный суд с заявлением о признании
правового акта недействительным.
Представление прокурора об устранении нарушений
закона предполагает право и обязанность
прокурора или его заместителя требовать
устранения выявленных в процессе осуществления
прокурорского надзора фактов неисполнения
или ненадлежащего исполнения требований
закона объектами надзора, которые причинили
или создали реальную угрозу интересам
личности, общества или государства, обращенное
к органам, организациям, учреждениям
или должностным лицам, обладающим правомочием
устранить выявленные нарушения закона.
Представление имеет письменную
форму. Представление должно быть юридически
обоснованным, достоверным, грамотным,
конкретным, исчерпывающим. Представление
подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления
должны быть приняты конкретные меры по
устранению допущенных нарушений закона,
их причин и условий, им способствующих.
О принятых мерах в письменной форме сообщается
прокурору.
26. ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРОКУРОРА
При наличии оснований полагать,
что нарушение прав и свобод человека
и гражданина имеет характер преступления,
прокурор выносит постановление о
направлении соответствующих материалов
в следственный орган или орган дознания
для решения вопроса об уголовном преследовании
по фактам выявленных прокурором нарушений
уголовного законодательства. В соответствии
с УПК РФ в компетенцию прокурора не входит
вынесение постановления о возбуждении
уголовного дела. Наряду с этим прокурор
дает согласие дознавателю на возбуждение
уголовного дела частного и частнопубличного
обвинения при отсутствии заявления потерпевшего
или его законного представителя, если
данное преступление совершено в отношении
лица, которое в силу зависимого или беспомощного
состояния либо по иным причинам не может
защищать свои права и законные интересы.
При наличии оснований полагать,
что нарушение прав и свобод человека
и гражданина имеет характер административного
правонарушения, прокурор выносит постановление о
возбуждении производства об административном
правонарушении, которое является
эффективным средством устранения нарушений
закона.
Решение о возбуждении дела
об административном правонарушении принимается
прокурором при наличии данных, указывающих
на признаки административного проступка,
и оформляется мотивированным постановлением,
которое направляется для исполнения
органу, компетентному применять меры
административной ответственности.
КоАП РФ определяет перечень
дел об административных правонарушениях,
возбуждаемых исключительно прокурором,
например, нарушение права гражданина
на ознакомление со списком избирателей,
участников референдума; отказ в предоставлении
отпуска для участия в выборах, референдуме
и др.
Постановление прокурора о
возбуждении производства об административном
правонарушении составляется немедленно
после выявления совершения административного
правонарушения. В случае, если требуется
дополнительное выяснение обстоятельств
дела либо данных о физическом лице или
сведений о юридическом лице, в отношении
которых возбуждается дело об административном
правонарушении, постановление составляется
в течение двух суток с момента выявления
административного правонарушения.
Постановление выносится в
письменной форме.
Лицу, в отношении которого
возбуждено дело об административном
правонарушении, должна быть предоставлена
возможность ознакомления с постановлением
о возбуждении производства об административном
правонарушении.
Постановление прокурора о
возбуждении производства об административном
правонарушении рассматривается в порядке
и сроки,установленные КоАП РФ. Прокурор
извещается о месте и времени рассмотрения
дела об административном правонарушении,
совершенном несовершеннолетним, а также
дела об административном правонарушении,
возбужденного по инициативе прокурора.
27. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ПРОКУРОРА О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ
ЗАКОНА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕГО
НАДЗОРА
Предостережение о недопустимости нарушения
закона имеет целенаправленный профилактический
характер и применяется, когда прокурор
в процессе осуществления общего надзора
получает сведения о том, что должностные
лица объектов надзора готовятся совершить
противоправные деяния.
При наличии сведений о готовящихся
противоправных деяниях, содержащих признаки
экстремистской деятельности, предостережение
о недопустимости нарушения закона направляется
также руководителям общественных (религиозных)
объединений и иным лицам. Применение
предостережений – исключительная компетенция
прокурора и его заместителя. Предостережение
объявляется во всех случаях, когда у прокурора
имеются сведения о готовящихся противоправных
деяниях. Основанием для предостережения
могут быть только достоверные сведения
о готовящихся противоправных деяниях,
могущих привести к совершению правонарушения
и причинению вреда государственным или
общественным интересам либо правам и
свободам граждан. Предостережение оформляется
в письменной форме и объявляется лицу
под расписку непосредственно в прокуратуре.
Прокурорский надзор за исполнением
законов осуществляется на всех уровнях,
в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах
субъектов РФ, прокуратурах городов и
районов, а также приравненных к ним специализированных
прокуратурах.
На Генеральную прокуратуру
РФ возложен надзор за законностью
правовых актов федеральных министерств
и ведомств, всероссийских общественных
объединений, который обеспечивается
Главным управлением по надзору за исполнением
федерального законодательства. В состав
Главного управления по надзору за исполнением
федерального законодательства входят:
управление по надзору за исполнением
законодательства в сфере экономики; управление
по надзору за соблюдением прав и свобод
граждан; управление по надзору за исполнением
законов на транспорте, в таможенной и
экологической сферах; организационно-методический
отдел.
Соответствующие подразделения
по осуществлению общего надзора образованы
в прокуратурах субъектов
РФ и приравненных к ним специализированных
прокуратурах. На прокуратуры субъектов
РФ возложен надзор за законностью правовых
актов республиканских министерств, ведомств
и общественных объединений, органов исполнительной
власти и управлений субъекта РФ, региональных
общественных объединений. Районные (городские)
прокуратуры и приравненные к ним
специализированные прокуратуры осуществляют
надзор за иными местными представительными
органами, органами исполнительной власти
и управления, юридическими лицами, общественными
объединениями. Осуществление прокурорского
надзора за исполнением законов в районных
(городских) прокуратурах закрепляется
за конкретным работником прокуратуры
(помощником).
Надзор за исполнением законов органами военного
управления, воинскими частями и учреждениями
осуществляется военными и соответствующими
специализированными прокуратурами.
Прокурорский надзор осуществляется
гласно.
28. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Сущность прокурорского
надзора. Выделение данного направления
деятельности в качестве самостоятельного
вида прокурорского надзора обусловлено
положением ст. Конституции РФ: человек,
его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина – обязанность
государства.
Прокуратура РФ относится к
числу государственных органов, которые
непосредственно выполняют обязанность
государства по соблюдению и защите прав
и свобод человека. Защита прав и свобод
человека и гражданина средствами прокурорского
надзора охватывает всю разностороннюю
деятельность прокуратуры. Это обстоятельство
обусловливает определение прокурорского
надзора как гарантии соблюдения прав
и свобод человека и гражданина и важнейшего
направления деятельности прокуратуры.
Цель прокурорского надзора за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина заключается
в том, чтобы добиться такого состояния
в сфере прав и свобод человека и гражданина,
при котором, с одной стороны, права и свободы
действительно соблюдались бы всеми органами
и должностными лицами, а с другой стороны,
гражданин был убежден в том, что его права
и свободы находятся под надежной охраной
и в случае их нарушения он вправе обратиться
за защитой к компетентным государственным
органам (их должностным лицам), у которых
в свою очередь есть обязанность по охране
и защите прав и свобод человека и гражданина.
Задачами прокурорского надзора за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина являются:
61) защита закрепленных
в Конституции РФ прав и
свобод человека и гражданина,
защита личных и общественных
интересов;
62) реагирование на факты
ущемления прав и свобод граждан;
63) обязательное вмешательство
прокурора в связи с поступившей
информацией о нарушении прав
и свобод личности;
64) использование в полном
объеме возможностей прокурорского
надзора за соблюдением прав
и свобод человека и гражданина
в предупреждении правонарушений;
65) оценка правомерности
решений по жалобам;
66) активизация и совершенствование
деятельности по надзору за
соблюдением прав и свобод
человека и гражданина;
67) обеспечение профилактической
направленности прокурорского надзора.
Правовую основу прокурорского надзора за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина составляют
Конституция РФ; Закон о прокуратуре; приказ
Генерального прокурора РФ «Об организации
прокурорского надзора за исполнением
законов, соблюдением прав и свобод человека
и гражданина»; соглашения Генеральной
прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам
человека в РФ «О формах взаимодействия
Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного
по правам человека в целях обеспечения
гарантий государственной защиты прав
и свобод граждан» и др.
29. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ
И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Согласно Закону о прокуратуре предмет прокурорского
надзора составляет соблюдение прав
и свобод человека и гражданина федеральными
министерствами, государственными комитетами,
службами и иными федеральными органами
исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными
органами субъектов РФ, органами местного
самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
а также органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций.