Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 19:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Уголовный процесс "
Производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска в таких ситуациях производится на основании постановления следователя, дознавателя.[20]
Произведя осмотр, обыск или выемку, следователь обязан уведомить об этом судью и прокурора. На выполнение этого действия отводится 24 часа с момента начала производства следственного действия. Уведомление носит письменный характер.
К уведомлению прилагаются
копии постановления о
Цель данного уведомления – проверка законности решения о его производстве.
Получив указанное уведомление, судья проверяет законность произведенного следственного действия. По окончании проверки он выносит постановление либо о его законности, либо о его незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК РФ.
Прокурор также должен проверять обоснованность производства следственных действий.
Нередко возникает обстановка, исключающая ожидание решения суда. Неотложность осмотра может вызываться разными причинами - необходимостью обнаружить скрывающегося преступника, предотвратить гибель людей, утрату документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, припрятывание ценностей, оружия, наркотиков, предупредить совершение особо тяжкого и тяжкого преступления. Следователь в подобных случаях вправе провести осмотр и без согласия лиц, проживающих в жилом помещении. Материалы осмотра в течение 24 часов представляются в суд для проверки законности проведенного действия.
Признание его незаконным переводит протокол осмотра в разряд недопустимых доказательств (ст. 165 УПК РФ)[21].
3. 1. При невозможности судебного разбирательства вследствие неявки в судебное заседание кого-либо из вызванных лиц или в связи с необходимостью истребования новых доказательств суд выносит определение или постановление о его отложении на определенный срок. Одновременно принимаются меры по вызову или приводу неявившихся лиц и истребованию новых доказательств.
2. После возобновления судебного
разбирательства суд
3. Если подсудимый скрылся, за
исключением случая, указанного
в части четвертой настоящей
статьи, а также в случае его
психического расстройства или
иной тяжелой болезни,
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При наличии оснований, указанных в части пятой статьи 247 настоящего Кодекса, по ходатайству сторон судебное разбирательство проводится в отсутствие подсудимого. О проведении судебного разбирательства в отсутствие подсудимого суд выносит определение или постановление.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
Комментарий к статье 253
1. Отложение разбирательства и
приостановление уголовного
2. Основания для отложения
3. Если основания для отложения
разбирательства выяснены в
4. Если основания для отложения возникли в других частях судебного разбирательства, слушание дела, как правило, продолжается с того момента, с которого оно было отложено. Но оно может быть начато и заново, если произошли изменения в составе суда (см. коммент. к ст. 242).
5. Приостановление дела допускается по основаниям, исчерпывающе установленным законом (см. коммент. к ст. ст. 208, 238).
6. Психологическое или
7. Если подсудимый скрылся или
его местонахождение
8. Определение суда или
9. Уголовное дело возобновляется в случае выздоровления или обнаружения подсудимого. До этого момента материалы дела находятся в суде.
Билет 15
1. Принцип состязательности - демократическое и процессуальное начало,
создающее максимально благоприятные условия для отыскания истины и
вынесения справедливого судебного решения. Конституция установила, что
судопроизводство всех видов в Российской федерации осуществляется на основе
состязательности. Это означает, что:
- судебное разбирательство
заявления истца, запроса органа или должностного лица, обвинительного акта
прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на
удовлетворении их требований
- истец и ответчик, орган или должностное лицо, оспаривающие
конституционность нормативного акта, и орган или должностное лицо, издавшее
этот акт, обвинитель и обвиняемый выступают в суде в качестве сторон, т.е.
таких участников судебного разбирательства, у которых имеется определенный
процессуальный интерес и которым закон предоставил равные права для
обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утверждений и
выводов другого участника судебного разбирательства (противной стороны)
- решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только суду
(судье), который не связан доводами сторон, свободен в оценке
представленных ими доказательств, независим от любых посторонних влияний и
действует
исключительно как орган
Разъясняя судам содержание конституционного принципа состязательности
и равноправия сторон, Плену Верховного Суда Российской федерации в
Постановлении от 31 октября 1995 г.” О некоторых вопросах применения судами
Конституции РФ при осуществлении правосудия”
Принцип состязательности был провозглашен и статьей 168 предыдущей
Конституции Росси, где было записано: ”Правосудие в РФ осуществляется на
началах состязательности и равенства сторон перед законом и судом”. Эта
формулировка менее точна, чем формулировка действующей Конституции. Во-
первых, употребление в статье 168 слова “начало” во множественном числе
давало основание предполагать, что состязательность и равенство сторон -
разные принципы (начала), в то время как в действительности
состязательность включает в себя равные возможности сторон, это один и
единый принцип. Во-вторых, стороны в суде не равны (вряд ли кто станет
утверждать, что прокурор и подсудимый равны), а равноправны, т.е. обладают
одинаковыми правами в ходе доказывания. В-третьих, равенство перед законом
и судом
- элемент правового статуса
процессе, ибо сторона - понятие собирательное, оно может включать в себя и
юридических лиц.
Принцип состязательности долгое время отвергался нашей процессуальной
теорией и законодательством. Главная причина - отказ признать прокурора
стороной, “уравнять” его с подсудимым и защитником. Утверждалось, что
прокурор не сторона в процессе, а орган надзора за законностью,
государственный обвинитель, вместе с судом выполняющий общую
государственную задачу - борьбы с преступностью. На этом основании
считались
не приемлемыми для уголовно-
“сторона” и “состязательность”, несмотря на использовании их в Конституции.
Только в 1993 г. соответствующие термины появились в новом разделе 10 УПК
РСФСР “Производство в суде присяжных”(ст.429,435,441 и др.). Но если в суде
присяжных прокурор является стороной, то, как сторона-обвинитель он
выступает и в других судебных структурах. Признание состязательности в суде
присяжных означает, что на этом же принципе строится и всякое другое
судебное разбирательство. Тем не менее остается актуальной необходимость в
общей, основополагающей части каждого процессуального кодекса -
гражданского, уголовного, административного - сформулировать принцип
состязательности и равноправия сторон( в законах о конституционном и
арбитражном судопроизводстве это уже сделано). Без этого невозможно
добиться коренной реорганизации судопроизводства, освободить суд от
выполнения многих элементов чуждой ему обвинительной функции и утвердить в
России подлинно независимую судебную власть.
2. Процедура назначения и
Выяснение следователем данных об эксперте. Прежде чем поручить экспертизу лицу, не работающему в экспертном учреждении, следователь собирает сведения о специальности и компетентности эксперта, устанавливает отношение его к обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему, а также проверяет - нет ли оснований к отводу (ст. 70 УПК). Наличие таких оснований исключает возможность поручить ему проведение экспертизы. Если же экспертиза поручается государственному или негосударственному экспертному учреждению, проверка ограничивается изучением вопроса, есть ли в нем эксперты надлежащей квалификации.
Вынесение постановления о назначении экспертизы. Согласно ч. 1 ст. 195, в постановлении указываются: а) основания для назначения экспертизы, т.е. данные о том, что имеющиеся у эксперта специальные познания помогут выявить и истолковать «скрытую» информацию об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, б) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование государственного или негосударственного экспертного учреждения, в котором должна производиться экспертиза, в) вопросы, поставленные перед экспертом, г) материалы, представленные эксперту.
При назначении судебно-медицинской
или судебно- психиатрической экспертизы
и необходимости поместить
Если же подозреваемый и обвиняемый содержатся под стражей, для помещения их в стационар не требуется разрешения суда. Достаточно указания об этом в постановлении следователя о назначении экспертизы.
Прежде чем направить свое постановление для исполнения, следователь обязан обеспечить права обвиняемого и подозреваемого при назначении и проведении экспертизы. В этих целях, в соответствии с ч. 1 ст. 198, он знакомит подозреваемого, обвиняемого, его защитника с постановлением о назначении экспертизы и разъясняет представлен-ные им права. Комплекс этих прав обеспечивает указанным лицам возможность предотвращать нарушения их законных интересов и добиваться объективного заключения эксперта.