Повышения эффективности управления качеством продукции в системе производственного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности управления качеством продукции в системе производственного менеджмента.
Поставленная цель может быть достигнута только при решении следующих задач:
1. Рассмотрение понятия и основных показателей управления качеством продукции на предприятии.
2. Анализ управления качеством продукции на примере конкретного предприятия (ОАО «Калугапутьмаш»).
3. Разработка рекомендаций по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности.

Вложенные файлы: 1 файл

strat_men_kalugaputmash_2 (1).doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Качество продукции  относится к числу важнейших  критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции.

Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы и научно-технического прогресса и рост эффективности производит в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.

Проблема повышения  качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности управления качеством продукции в системе производственного менеджмента.

Поставленная цель может  быть достигнута только при решении следующих задач:

1. Рассмотрение понятия и основных показателей управления качеством продукции на предприятии.

2. Анализ управления качеством продукции на примере конкретного предприятия (ОАО «Калугапутьмаш»).

3. Разработка рекомендаций  по повышению качества продукции  и ее конкурентоспособности.

Предметом курсовой работы выступает процесс управления предприятием, предметом – процесс управления качеством продукции.

Объектом исследования является ОАО «Калугапутьмаш».

При исследовании использовались как  общенаучные методы (системный анализ, комплексный подход, дедуктивный, индуктивный), так и специальные методы анализа: экономико-статистический, расчётно-аналитический, монографический и другие.

В ходе написания курсовой работы были использована учебная литература по управлению качеством отечественных и зарубежных авторов, а также отчетная документация ОАО «Калугапутьмаш».

 

Глава 1. Понятие и показатели качества продукции. Значение качества продукции для обеспечения конкурентоспособности

1.1 Понятие качества продукции и показатели его характеризующие

 

Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции определяется в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.

Качество выпускаемой продукции по праву относится к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Понятие качества продукции  регламентировано ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому документу под качеством понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Международная организация  по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402-94).

С понятием качества тесно связаны такие понятия, как технический уровень продукции, конкурентоспособность товара, петля ми, показатели качества.

Технический уровень продукции может быть определен как относительная характеристика качества продукции, основанная и сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, со значениями сопутствующих базовых показателей. Технический уровень продукции является составной частью ее качества, отражается в различны показателях (производительности, безопасности, экономически параметрах и др.) и повышается и результате применения оригинальных конструктивных решений, использования новых маге риалов, внедрения прогрессивных технологических процессе производства, контроля и испытаний продукции.

Конкурентоспособность товара означает его способность быть; более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря тому, что его качественные и стоимостные характеристики в большей степени соответствуют требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Под петлей качества понимают жизненный цикл продукции, включающий следующие этапы:

  • маркетинг, поиск и изучение рынка;
  • проектирование и разработка технических требований;
  • разработка продукции;
  • материально-техническое снабжение;
  • подготовка и разработка производственных процессов;
  • производство;
  • контроль, испытания и обследования;
  • упаковка и хранение;
  • реализация и распределение продукции;
  • монтаж и эксплуатация;
  • техническая помощь и обслуживание;
  • утилизация.

Под показателями качества понимают взаимосвязанную совокупность показателей продукции, характеризующих ее назначение, надежность, технологичность, уровень стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, экологические свойства, патентно-правовые аспекты, транспортабельность, безопасность, экономические параметры,

В общей совокупности показателей качества продукции выделяют единичные и комплексные показатели, характеризующие ее свойства, а также обобщающие показатели, выражающие уровень ее качества.

Обобщающие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения. К ним, в частности, может относиться объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы, а также величина экономического эффекта от использования продукции повышенного качества. К обобщающим показателям относятся также показатели сортности для продукции ряда отраслей промышленности. Обобщающие показатели качества используются в планах предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. По уровню этих показателей можно судить о качестве выпускаемой продукции в целом на предприятии и в отрасли.

Единичные и комплексные показатели качества применяются для определения конкретных заданий по улучшению качества с учетом особенностей выпускаемой продукции и характера ее производства. Они используются в работе конструкторов и технологов при испытании и освоении новых и модернизации ранее освоенных изделий, при техническом контроле их производства и в других целях.

Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по различным признакам:

  • количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);
  • отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);
  • стадии определения (проектные, производственные и эксплутационные);
  • методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);
  • характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);
  • способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например баллами, процентами, и размерные).

При оценке технического уровня и качества продукции используются следующие основные группы показателей качества:

  • показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обусловливающие область ее применения;
  • показатели надежности и долговечности, характеризующие свойства надежности и долговечности изделий в конкретных условиях их использования;
  • показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонта продукции;
  • показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделии и уровень унификации составных частей изделия;
  • эргономические показатели, характеризующие систему «человек — изделие — среда» и учитывающие комплекс гигиенических психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, проявляющихся в произведет венных и бытовых процессах;
  • эстетические показатели, характеризующие такие свойств продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю и т. п.;
  • патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту;
  • экономические показатели, отражающие затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию (или потребление) продукции, а также экономическую эффективность эксплуатации.

В настоящее время  кроме перечисленных выше традиционных групп показателей при оценке технического уровня и качеств продукции используются также экологические показатели, показатели безопасности и транспортабельности продукции, показатели однородности продукции.

1.2 Механизм управления качеством продукции

 

Под управлением качеством продукции понимаются действий осуществляемые при ее создании, эксплуатации или потреблении в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции. Непосредственными объектами управления являются в данном случае показатели и характеристики качества продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различим иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управлении используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управлении качеством.

Механизм управления качеством продукции должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят прежде всего такие функции, как

  • прогнозирование потребностей рынка, технического уроним и качества продукции;
  • планирование повышения качества продукции;
  • нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;
  • разработка и постановка продукции на производство;
  • технологическая подготовка производства;
  • организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;
  • контроль качества и испытания продукции; профилактика брака в производстве;
  • внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;
  • сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
  • стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;
  • внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;
  • технико-экономический анализ изменения качества продукции;
  • обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое);
  • специальная подготовка и повышение квалификации кадров.

Для характеристики механизма управления качеством продукции целесообразно использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем.

К числу общих подсистем механизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регулирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество.

В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации.

Обеспечивающие подсистемы механизма управления качеством продукции включают в свой состав подсистемы правового, информационного, материально-технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения управления качеством продукции.

В структуре служб контроля качества продукции многих предприятий в основном присутствуют подразделения, обеспечивающие технические и технологические аспекты контроля качества. На многих предприятиях в работе названных подразделений имеются такие проблемы и недостатки, как:

- низкая пропускная способность контрольных служб и недостаточная численность персонала, приводящие к нарушению ритмичности производства и реализации продукции, невыполнению отдельных работ по контролю качества, появлению бесконтрольных участков производства;

- недостоверность результатов контроля, низкая требовательность и субъективизм в оценке качества продукции;

- относительно низкая заработная плата работников служб контроля качества предприятий;

- непродуманность систем премирования персонала контрольных служб, приводящая к незаинтересованности в полном и своевременном выявлении брака;

- несоответствие по квалификации разряда контролеров разряду выполняемых контрольных работ, низкий общеобразовательный уровень работников отдел технического контроля предприятий.

Устранение отмеченных недостатков в работе служб технического контроля, препятствующих достижению высокой профилактичности, достоверности  и объективности проверок, может  оказывать разностороннее положительное  влияние на процессы формирования и оценки качества изделий.

Во-первых, технический  контроль, направленный на предупреждение разладок производственных процессов  и возникновения отклонений от требований, предъявляемых к качеству изделий, способствует профилактике брака, его  обнаружению на наиболее ранних стадиях технологических процессов и оперативному устранению с минимальными затратами ресурсов, что несомненно приводит к повышению качества выпускаемой продукции, росту эффективности производства.

Информация о работе Повышения эффективности управления качеством продукции в системе производственного менеджмента