Пути повышения качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является разработка ряда предложений по повышению качества продукции на ЧУП «Универсал Бобруйск» как инструмента повышения эффективности производства.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
определить сущность категории «качество продукции».
рассмотреть современный уровень качества продукции на исследуемом объекте.
выявить недостатки в управлении качеством продукции на предприятии и потери, связанные с неудовлетворительным качеством.
разработать ряд предложений по повышению качества на ЧУП «Универсал Бобруйск».

Содержание

РЕФЕРАТ 2
LE COMPTE RENDU 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 10
1.1. ПОНЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 10
1.2. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 17
1.3. СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 27
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУП «УНИВЕРСАЛ БОБРУЙСК» ОО БЕЛОГ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 32
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ОТК, УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И СЕРТИФИКАЦИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 43
2.3. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 54
2.4. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ 62
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ЧУП «УНИВЕРСАЛ БОБРУЙСК» 70
3.1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ БРАКА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗА СЧЁТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В 90

Вложенные файлы: 1 файл

Пути повышения качества продукции.doc

— 662.00 Кб (Скачать файл)

12*∑(Xi־X´) ²

j=1 12*560 6720

W = = = = 0,8889

m²(n³-n) 6²(6³-6) 7560

Данный результат показывает, что  степень согласованности экспертов  очень велика.

Для того, чтобы понять каким образом  будут влиять факторы на качество продукции, построим гистограмму (см. рис.5).

 

Рисунок.5. Гистограмма влияния факторов на качество продукции предприятия

 

Примечание. Источник: собственная разработка

Исходя из наглядной гистограммы, мы можем сказать, что наибольший по своему значению суммарный ранг имеет фактор Х4, а также Х1 и Х2. То есть из предложенных факторов, влияющих на качество продукции, больше всего оказывает влияние качество сырья и материалов, второй по значимости фактор – «возраст» оборудования, а третий – стаж и профессионализм работников, а также значительно влияет наличие СМК и сертификации [9].

С целью обеспечения повышения  технического уровня, надежности улучшения качества и совершенствования системы качества на предприятии разработан комплекс мероприятий, утвержденный по заводу №57 от 29.01. 2004г.

Задача этого комплекса:

- обеспечение выпуска надежной и конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям международных стандартов. Данный комплекс включает в себя следующие актуальные вопросы;

- повышения роли и ответственности отдела ОТК: главного технолога, главного метролога, стандартизации и нормативной документации при проведении совместной работы по совершенствованию системы качества;

-установление жестокого заслона  поступления на завод бракованных материалов и комплектующих путем укрепления службы входного контроля, оснащения ее современным оборудованием и поддержание системы менеджмента качества действующей в рабочем состоянии в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9000 путем: актуализации документации СМК на соответствие требованиям СТБ ИСО 9000; планирования и внутренних аудитов; оценки результативности действующей СМК и СМК со стороны высшего руководства; проведение работ по сертификату соответствия СМК требованиям СТБ ИСО 9000;

-на протяжении 2006 года велись  работы по совершенствованию системы менеджмента качества.

Проведём анализ влияния СМК  предприятия на качество выпускаемой  продукции и дадим оценку её эффективности, используя балльный метод по основным действующим СТП СМК, (см. табл.10).

 

Таблица 10. Эффективность использования на предприятии СМК 3а 2006 г.

Политика предприятия в области  качества

Цели в области качества на уровне предприятия

Результативность

Оценка, балл

1

2

3

4

1. Достижение целей в области качества

Постоянное расширение номенклатуры новых изделий, модернизация и  совершенств-ние выпускаемых изделий

1. Освоить серийное производство и выпуск новых изделий:

Выпущена партия новых изделий  согласно заявкам

 

5

Производство электро-

патрона из пластмасс 

2500шт

Производство РВД 

4800м

Трубка ДКРНМ 12х0,5 НД Л63 ГОСТ 494-90

1000 кг

Трубка полиамидная 15х1,5 ТУ РБ 00203507.017-96

5000м

 

Круг Ø18 Ст.35 ГОСТ 1051-73

10000кг

 

Круг Ø20 Ст.35 ГОСТ 1051-73

1000кг

Круг Ø28 Ст.35 ГОСТ 1051-73

20000кг

Шестигран. S24 Ст.35 ГОСТ 1051-73

6000кг

Шестигран. S27 Ст.35 ГОСТ 1051-73

8000кг

 

Рукав II-12х25-У ГОСТ 6286-73

15000м

 

Продолжение таблицы 10

1

2

3

4

 

Полибутилентерефталат стеклонаполненый

марки А-СВ30-ОДИ

ТУ 2253-025-11517367

2000кг

 

Лента ДПРНТ 0,5 НД Л63 ГОСТ 494-90

500кг

Лента 65Г-С-0,3 ГОСТ 2283-79

200кг

2. Модернизация и совершенствование выпускаемой продукции:

 

5

Модернизация ВУ2М

(Экономия электроэнергии на 300% при выпуске месячной нормы зеркал)

Изменение ВУ для

напыления зеркал

позволило увеличить скорость напыления  зеркал на 25% и увеличить объём производства

Заточной станок мод.3Е642

Улучшение качества продукции за счёт улучшения резьбы и надёжности

Резьбонарезной станок

Улучшение качества продукции, увеличение объёмов

Прессформа на корпус

зеркала САКД.458201.030

Прессформа на кронштейн зеркала

САКД.458201.030

Прессформа на корпус зеркала

САКД.458201.040

Прессформа на кронштейн зеркала

САКД.458201.040

Увеличение объёмов продукции

и качества

Барабаны на линию гальваники

Замена морально устаревшего оборудования

Сводная оценка по расширению номенклатуры, выпуску новых изделий и модернизации

5

Обеспечение конкурентоспособности  выпускаемой продукции и расширение рынков сбыта

1. Обеспечить темп роста товарной продукции - 110,0%

108%

 

4,5

2. Снизить уровень материалоемкости на –2,5%

 

3%

 

5

3. Обеспечить темп роста экспорта в долларах США - 112,5%

 

99,7

 

4

4 Обеспечить удельный вес новой  продукции в общем объеме производства  – 25%

 

21

 

3,5

Продолжение таблицы 10

1

2

3

4

 

5. Обеспечить норматив затрат на 1 рубль произведенной продукции – 0,86

 

0,85

 

5

6. Освоить новые рынки сбыта продукции предприятия в Германии, России

 

+

 

5

Сводная оценка по обеспечение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта

4,5

Обеспечение удовлетворенности потребителя  качеством поставляемой продукции

1. Обеспечить потребителей качественной продукцией предприятия согласно заявкам, договорам

Коэффициент, характеризующий удовлетворению заявок – 0,72

 

4

2. Повысить удовлетворенность потребителя на 15%

Коэффициент удовлетворённости потребителя продукцией и сервисным обслуживанием 0,91

4

Сводная оценка по обеспечению удовлетворённости  потребителя поставляемой продукцией и сервисным обслуживанием

4

Постоянный анализ, оценка и совершенствование  системы менеджмента качества предприятия

1. Проводить анализ СМК в соответствии с паспортами процессов и стандартами предприятия и постоянно ее совершенствовать согласно

СТБ ИСО 9000–2000

2. Постоянно повышать

результативность СМК

Разработаны паспорта процессов СМК  в которых приведены показатели качества для оценки результативности процесса.

Анализ СМК проводится 2 раза в  год

 

4

Поддержание положительного имиджа предприятия  в области качества

1. Принять участие в конкурсах:

-Лучшие товары Республики Беларусь  на рынках Российской федерации»;

 

На конкурс выставлены зеркала  заднего вида «широкоугольник»

 

5

 

- «100 лучших товаров Республики Беларусь»

На конкурс выставлены шланги

 

3

2. Принять участие в Международных, республиканских выставках, семинарах

Прошли обучение в институте повышения квалификации «Кадры индустрии», Разработана Программа обучения специалистов технических служб, начальников смен, участков, мастеров и рабочих основных профессий по теме: «Управление качеством продукции на основе МС ИСО серии 9000

4

Окончание таблицы 10

1

2

3

4

 

3. Принять участие в конкурсе на соискание Премии Минпрома РБ

Документы подготовлены

3

Сводная оценка по поддержанию положительного имиджа предприятия

3,75

Сводная оценка в области достижения целей предприятием

4,25

2 Анализ финансового состояния предприятия

Оценка ликвидности и платёжеспособности

4

Финансовая устойчивость и оборачиваемость

4

Рентабельность

4

Сводная оценка финансового состояния  предприятия

4

3 Оценка результативности процессов:

 

Управление персоналом

4,5

Инфраструктура и производственная среда

4,3

Технологическая подготовка производства

4

Взаимодействие с потребителем

4,5

Проектирование и разработка

4,1

Закупки

4

Управление производством

3,5

Управление устройствами для мониторинга  и измерений

4,5

4. Сводная оценка результативности процессов

4,175

5. Оценка выполнения Программы «Качество»

4,5

6. Оценка выполнения плана Оргтехмероприятий

4,5

7. Оценка работ ОТК и ОКиТ

3,8

8. Результативность внутренних аудитов(выполнение графика – 100%, устранено несоответствий в установленные сроки – 98%)

4,5

9. Сертификация продукции

5

СВОДНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СМК

4,341


 

Примечание. Источник: собственная разработка

ВЫВОД: Система менеджмента качества в 2006 г. функционировала эффективно.

Примечание. Оценка эффективности СМК произведена по 5-ти бальной системе. При получении оценки «4» и выше - СМК функционирует эффективно.

2.4. Применение информационных технологий на предприятии

 

Информационные системы играют важную роль в современных организациях. Цифровая технология преобразует бизнес организации. Благосостояние большинства крупнейших предприятий связано с информационными системами. Они играют стратегическую роль в жизни предприятия.

Информационные системы обеспечивают:

упрощение изделия и технологического процесса;

учет требований клиента для  улучшения изделий и услуг;

уменьшение времени цикла;

улучшение качества и точности проекта;

увеличение точности производства.

На сегодняшний день подразделения  предприятия оснащены 59 персональными  компьютерами. Применяется эта техника в работе следующих подразделений и отделов: бухгалтерии, отдела сбыта, отдела реализации, ОРК, ПЭО, ОМТС, отделов главного конструктора и главного технолога, отдела механизации и автоматизации, отдела главного энергетика и др.

Широко используются в повседневной работе текстовые редакторы  Word, Lexicon. В плановом, производственно-диспетчерском отделах и в отделе труда и заработной платы применяется интегрированная система Мастер. Эта система используется также в энергетическом и инструментальном цехах. Широко при-меняется в работе подразделений табличный процессор EXCEL. В бухгалтерии используется программа «Галактика» и «1С: предприятие».

C 1993 г. на предприятии создана и работает Локальная Вычислительная Сеть (ЛВС). Она объединяет 15 персональных компьютеров и дает возмож-ность работы в сети 8 отделам. Широко используются и такие новые технологии как Internet и E-mail. Осуществляется прямая связь с банками, что дает возможность финансовому отделу оперативно отслеживать состояние счетов предприятия.

На сегодняшний день «компьютерный  парк», которым оснащено предприятие, требует во многом модернизации техники  и замены старой физически и морально устаревшей.

Процесс внедрения предприятиями  передовых систем качества ИСО 9000 чрезвычайно сложен. Однако, внедрение этих систем – необходимое условие для повышения конкурентоспособности как предприятия, так и выпускаемой им продукции. Важную роль в этом деле играет использование информационных систем.

Для внедрения эффективной системы качества требуется документировать деятельность предприятия и обеспечить организацию его функционирования. Осуществить это можно с помощью информационных технологий трех уровней:

комплексных систем управления предприятием (продукты Baan, SyteLine);

систем электронного документооборота;

продуктов, позволяющих создавать  модели функционирования предприятия, проводить анализ и оптимизацию  его деятельности, систем ниж-него уровня класса АСУТП и САПР, продуктов  интеллектуального анализа данных, а также производственное обучение, ориентированное на подготовку и поддержание функционирования систем качества.

Указанные информационные технологии довольно сложны и недешевы. Однако большим предприятиям при внедрении систем качества невозможно обойтись без информационной поддержки.

Программные продукты, созданные для  решения информационных проблем  предприятий, сертифицированных по ИСО 9000, можно разделить на несколько  групп:

К первой группе можно отнести специфические  системы управления документами  для типовых задач управления качеством. Назначение отдельных модулей таких продуктов часто совпадает с названием того или иного элемента системы качества. Функциональные компоненты, связанные с регистрацией корректирующих и предупреждающих действий или управлением контрольным и измерительным оборудованием, наряду с компонентами общего характера (например, поставщики или клиенты) входят в программу Q-Pulse фирмы (Gael Quality). Аналогичные системы имеются у фирм Quality mapping Solution (QMS), Quality System International (QSI) и ISO Software Solution. Такие специфические для управления качеством элементы, как корректирующие и предупреждающие действия или ответственность руководства, даже в системах Baan IV поддерживаются только частично. Наиболее полно они представлены именно в специализированном программном обеспечении со справочными системами, информирующими пользователя о правилах работы с программой, идеологии стандартов ИСО, их классификации, терминологии. Основное преимущество таких продуктов заключается в простоте и строгой ориентации на специфические процедуры менеджмента качества, детальная реализация которых зависит не только от конкретного предприятия, но и от традиций развития стандартизации и систем качества в той или иной стране, сложившихся до перехода на ИСО 9000.

Ко второй группе относятся программные  продукты, определяющие степень готовности предприятия к сертификации. Им свойственны черты экспертных систем и продуктов функционального моделирования с ориентацией на задачи управления качеством. К ним относится продукт Assessor for ISO канадской компании ISO CSA Quality Management. Программа работает в режиме экспертной системы, задает пользователю вопросы, касающиеся деятельности предприятия, после чего даются рекомендации по целесообразности принятия определенной модели управления качеством (ИСО 9001, 9002 или 9003), требуемых ресурсов, предполагаемым срокам внедрения и необходимости внешнего консультирования. К этой группе относится пакет CIM Quality (JKA Inc), в котором создаются модели деятельности предприятий, параметры которых связаны с элементами системы качества. Данная модель связана с методологией создания и финансовыми вложениями в развитие тех или иных элементов системы качества.

В настоящее время наиболее острую проблему безопасности составляют вирусы. Основным средством защиты от вирусов служит архивирование. Архивирование заключается в создании копий используемых файлов и систематическом обновлении изменяемых файлов. Наиболее популярными антивирусными средствами, которые можно применить на предприятии, является полифаг Aidstest (полифаг – это программа, выполняющая действия обратные тем, которые производит вирус при заражении файла, т.е. пытающаяся восстановить файл; ревизор Adinf; лечащий блок AdinfExt; полифаг Doctor Web. Существуют программы фильтры, проверяющие, имеется ли в файлах (на указанном пользователем диске) специальная для данного вируса комбинация байтов. Используется также специальная обработка файлов, дисков, каталогов – вакцинация: запуск программ-вакцин, имитирующих сочетание условий, в которых начинает работать и проявляет себя данный тип вируса.

Актуальным на сегодняшний день является также процесс внедрения  на предприятии новых информационных технологий управления качеством. Методы обеспечения качества выпускаемой продукции базируются на процессном подходе. Технология описания бизнес-процессов обеспечивает прозрачность всех операций деятельности, позволяет анализировать возможные последствия сбоев на том или ином этапе выполнения работ, вовремя найти и исправить ошибку. Еще одним достоинством технологии является управление операционными издержками, которое становится одним из основных условий выживания на рынке. В конечном итоге все современные технологии управления сводятся к иерархическому анализу процессов деятельности организаций и формированию оптимальной модели функционирования на основе проведенного анализа. Большинство всех известных подходов (CALS, ERP, MRP, CRM и др.) сводится именно к этому. Такой подход был последовательно сформулирован и реализован для CASE технологий. Повышение эффективности управления информацией о процессах, а также преодоление коммуникационных барьеров между исполнителями бизнес-процессов, основано на использовании единой корпоративной информационной среды. Эта среда характеризуется тем, что вся информация о функционировании предприятия, созданная всеми корпоративными исполнителями на любом этапе жизненного цикла, представлена в виде распределенной базы данных с клиент-серверной архитектурой. Рассмотрим подробнее, каким образом это может быть реализовано для CASE и CALS-технологий.

Чтобы быстро реагировать на изменение  окружающей среды руководителям  предприятий, прежде всего, необходимо ясно понять текущую ситуацию на предприятии, а затем определить характер предполагаемых изменений. CASE - технологии предназначены для решения таких задач. Перед руководителями предприятий постоянно стоит задача оптимизации деятельности. Это может быть пересмотр штатной структуры, внедрение новой технологии или информационной системы и т.д. Чтобы планировать изменения и улучшения необходимо понимание того, как в настоящий момент работает предприятие. Это сложная задача. Для ее решения необходима модель бизнес-процессов организации и оптимизации, которая поможет найти слабые места в производственном процессе. Она же послужит основой при оценке стоимости продукции (или обслуживания клиентов) и стратегии развития. Такую модель можно получить, пользуясь методами структурного анализа, например, такими как IDEF, DFD и IDEF3. Обычно при реорганизации предприятия сначала строится функциональная модель существующей организации работы – «AS-IS». Эта модель позволяет выяснить, «что мы делаем сегодня», перед тем, как перейти на то, «что мы будем делать завтра». Анализ функциональной модели позволяет понять, где находятся наиболее слабые места и насколько глубоким изменениям подвергнется существующая структура организации производства. Детализация процессов позволяет выявить недостатки организации даже там, где функциональность кажется очевидной. Признаком малоэффективной деятельности могут быть бесполезные, неуправляемые и дублирующиеся работы, неэффективный документооборот, отсутствие обратных связей по управлению. Найденные в модели «AS-IS» недостатки можно исправить при создании модели «TO-BE» - модели новой организации бизнес-процесса. Подобная модель нужна для анализа альтернативных путей выполнения операций. Важнейшим этапом в CASE-технологии является оценка полученных моделей. Можно построить несколько моделей «TO-BE» и по заданному критерию выбирать оптимальную. Выбор лучшего критерия зависит от прагматического контекста задачи.

Применение CALS-технологий объединяет: применение современных информационных технологий; реинжиниринг бизнес-процессов; применение методов «параллельной» разработки; стандартизацию в области совместного использования данных и электронного обмена данными. В основе лежат основные идеи CASE-технологий. Важным является создание единой корпоративной информационной среды. Эта среда характеризуется тем, что информация об изделии, разработанная всеми корпоративными исполнителями на любом этапе жизненного цикла продукции, представлена в виде распределенной базы данных с клиент-серверной архитектурой. Для формирования информации используются международные и отраслевые стандарты. Такой подход является основой менеджмента систем качества.

В технологии CALS выделяется технология интеграции данных об изделии PDM (product data management), которая представляет собой средства управления всеми данными об изделии и процессах, создающими и использующими эти данные в течение всего жизненного цикла продукции. Управление процессами необходимо для поддержки различных процедур, используемых в течение жизненного цикла продукции (например, процедуры модернизации продукции). Для реализации технологии PDM существуют специализированные программные средства, называемые PDM-системами (т.е. системами управления данными об изделии). Перечислим основные задачи, решаемые с использованием технологии PDM:

- объединение прикладных программных средств для проектирования и изготовления продукции и управления производством;

- контроль и управление в автоматизированном режиме производством продукции;

- сбор данных для системы управления качеством в соответствии со стандартами серии ISO 9000;

- организация электронных архивов технической документации.

PDM-система должна интегрировать  всю связанную с продукцией  информацию, включая его состав  и структуру, геометрические данные, чертежи, планы проектирования  и производства, нормативные документы,  программы для станков с ЧПУ,  результаты анализа, данные о  партиях продукции и т.д. Выступая в качестве средства интеграции, соединяющего множество различных компьютерных систем, PDM-система управляет данными в рамках всего жизненного цикла производства продукции. Применение CALS-технологий вместе с тем тесно связано с решением проблемы обеспечения качества выпускаемой продукции, регламентируемой международными и отечественными стандартами серии ISO9000 (ISO9000, ISO9001, ISO9004). Внедрение систем, построенных по принципу CALS технологий, обеспечивает внедрение методологии стандартов серии ISO 9000. Стандарты являются основным элементом CALS. Стандарты CALS описывают: правила электронного представления данных об изделиях, среде и процессах, правила обмена этими данными.

Информация о работе Пути повышения качества продукции