Сертификация продукции и система качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.
Тема данной работы актуальна для Беларуси, так как качество продукции и услуг в нашей стране на протяжении многих лет было значительно ни-же, чем в других развитых странах. Однако этот разрыв компенсировался высоким качеством и техническим уровнем продукции военно-промышленного комплекса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ 5
1.1 Сущность качества продукции. Параметры качества продукции 5
1.2 Этапы процесса управления качеством продукции 11
1.3 Значение сертификации в процессе управления качеством продукции 16
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА «ПАССАТ-ПЛАСТ» ООО «ИНСТИТУТ ГОРНОЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ» 18
2.1. Краткая организационно–экономическая характеристика предприятия 18
2.2 Анализ качества продукции предприятия 24
2.3 Организация процесса управления качеством продукции на предприятии 29
2.4 Предложения по совершенствованию управления качеством продукции на основе ее стандартизации и сертификации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 62

Вложенные файлы: 1 файл

печатать.doc

— 686.50 Кб (Скачать файл)

Значение качества продукции состоит  в том, что только качественная продукция  открывает экспортную дорогу на платежеспособные рынки. Большую роль в обеспечении качества продукции белорусских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы.

Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо большего эффекта можно достичь разработкой долгосрочных программ по предотвращению дефектов [14, c. 92].

До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обуславливает необходимость изучения опыта ведущих компаний мира в достижении высокого качества, считающих, что на достижение качества должны быть направлены усилия всех служб.

Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60 % времени может уходить на исправление брака.

Необходимость комплексного подхода  к качеству на предприятии, составления долгосрочных программ, участия всех подразделений в деятельности по повышению качества свидетельствует о том, что качеством и продукции, и работы нужно управлять.

Качество определяется действием  многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходим контроль качества. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества [7, c. 127].

Таким образом, качество продукции  в условиях современного производства - важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все - от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции.

1.2 Этапы процесса управления качеством продукции

 

Под управлением качеством продукции  понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Управление качеством рассматривается  как корректирующее воздействие на процесс формирования качества в производстве и проявление его в потреблении.

Управление качеством — органическая часть общего управления производством и одна из его ветвей дерева целей.

Из этого определения следует, что уровень качества продукции  должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться. Это означает, что управление качеством направлено на регулирование всех этапов жизненного цикла и предусматривает [3, c. 89]:

- техническую подготовку производства;

- входной контроль;                                      

- процесс изготовления продукции;

- организацию, мотивацию и оплату труда;

- учет и финансовую деятельность;

- контроль качества работы и  продукции;

- послепродажное обслуживание  в эксплуатации. Основными задачами  управления качеством являются:

- изучение рынка сбыта;

- изучение национальных и международных  требований к выпускаемой продукции;

- разработка методов и средств  воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;

- сбор, анализ, хранение информации  о качестве продукции.

Управление качеством опирается  на следующие взаимосвязанные категории: объект, субъект, цели, стратегия, тактика, политика в области качества, функции, принцип, вид, тип критериев, методы, средства и т. д.

Сущность управления заключается  в выработке управляющих решений  и последующей реализации предусмотренных  этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления.

При управлении качеством продукции  непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они создаются и протекают  на допроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Выработка управляющих решений  производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления.

Иногда в качестве объекта управления выступает конкурентоспособность, технический уровень или другой показатель.

Субъект управления — управляющие  органы всех уровней и ответственные лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Цель управления качеством — это обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции.

Для эффективности организации  процесса управления и взятых обязательств разрабатывается стратегия по качеству.

Руководители среднего звена несут  полную ответственность за разработку стратегии. Стратегия по качеству тесно взаимосвязана с общей стратегией предприятия и предусматривает последующие шаги для достижения целей и решения задач. Разработка стратегии основана на учете жизненного цикла товара и принципа «товар — рынок» [1, c. 53].

Наряду со стратегией разрабатывается  тактика управления качеством продукции. Тактика представляет целенаправленную деятельность, которая определяется на краткосрочный период. Тактика определяет пути, обеспечивающие постоянное приближение к заданным параметрам качества. Она разрабатывается и внедряется низшим руководящим звеном, а исполняется рядовыми сотрудниками предприятия.

Политика в области качества является начальной точкой программы  руководства по качеству и одним из элементов общей политики предприятия.

Политика в области качества — это ориентир общего направления и выявления ее роли и места в деятельности предприятия.

В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов [9, c. 3]:

  • принятие решений «что производить» и подготовка технических условий;
  • проверка готовности производства и распределение организационной ответственности;
  • процесс   изготовления   продукции   или  предоставления услуг;
  • устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем;
  • разработка долгосрочных планов по качеству;

Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает процессный подход к управлению качеством.

На первом этапе качество означает ту степень, в которой товары или  услуги фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.

На втором этапе оценивается  качество конструкции. Качество может  отвечать техническим требованиям фирмы на конструкцию изделия, однако сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества.

На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовлетворяет реальные потребности потребителей.

Процесс управления качеством продукции  состоит из следующих операций [16, c. 102]:

- разработка программы управления, планирования и повышения качества продукции;

- сбор и анализ информации  о любом объекте, влияющем на  качество;

- выработка управленческих решений  по управлению качеством и  подготовка воздействий на объект;

- выдача управленческих решений;

- анализ информации об изменениях  качества объекта, которые вызваны управленческими воздействиями.

Система управления качеством продукции  представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Системы управления качеством па предприятии  должны содержать перечень руководящих документов, мероприятий и порядок их осуществления, которые сводятся к следующему [2, c. 14]:

  • задачи руководства (политика в области качества, организация работы по ее воплощению);
  • система документации и планирования;
  • качество во время разработки планов и программ (компетентность разработчиков, уровень подготавливаемых документов, проверка выполнения, своевременная оценка результатов, внесение необходимых изменений);
  • качество во время закупок (юридический уровень документации и контроль за ходом закупок);
  • качество на стадии производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
  • проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний);
  • контроль за испытательными средствами;
  • тщательное исследование дефектных изделий, подробное выяснение причин возникновения дефектов, проведение корректирующих мероприятий;
  • качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке;
  • документирование качества, оформление необходимых бумаг; анализ качества и принятие соответствующих мер;
  • внутрифирменный контроль за системой поддержания качества;
  • обучение персонала.

Под созданием систем качества понимают их разработку и внедрение в деятельность предприятия. Как правило, решение о создании системы качества принимает руководство предприятия под воздействием требований конкретных заказчиков или ситуации на рынках сбыта.

Внедрение системы качества предполагает проведение внутренних проверок системы с целью проверки правильности распределения функций между подразделениями, возможностей их выполнения, а также достаточности и качества необходимой нормативной документации.

Создание системы качества начинается, как правило, с проведения информационного совещания с руководством предприятия. Затем руководство принимает решение о создании системы качества и создает службу качества во главе с представителем высшего руководства. После этого служба качества разрабатывает план-график создания системы качества и проводит разработку и внедрение системы в производственную деятельность предприятия.

Комплексная система управления качеством  продукции (КСУКП) представляет собой совокупность технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, методов, нормативов и средств управления, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции при ее разработке, подготовке производства, изготовлении, обращении и эксплуатации. По характеру и направленности КСУКП – целевая подсистема управления предприятием, цель которой состоит в постоянном улучшении качества продукции и систематическом повышении на этой основе эффективности производства. Достижение цели обеспечивается за счет создания и освоения новых видов продукции высшей категории качества; увеличения удельного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства; расширения номенклатуры и ассортимента продукции; модернизации и совершенствования выпускаемой продукции; своевременного снятия с производства продукции, приближающейся к состоянию морального старения; улучшение экономических показателей деятельности предприятия [38, c. 229].

Управление качеством продукции  возглавляется директором и осуществляется его заместителем, начальниками отделов, служб и подразделений. Координация работ, как правило, возглавляется на специально созданном для этого целей подразделение или на один из отделов предприятия. Ключевыми вопросами создания и эффективного функционирования КСУКП являются составление задач по каждой функции управления и целесообразное их распределение по отделам, службам, подразделениям и исполнителям [5, c. 83].

Организационно-технической основой КСУКП служит стандартизация, и в частности стандарты предприятия, разрабатываемые в полном соответствии с государственными и отраслевыми стандартами. Стандарты предприятия по управлению качеством продукции подразделяются на основной, общие и специальные.

Стандарты предприятия регламентируют все работы, проводимые предприятием, направленные на повышения качества продукции, определяют меру ответственности за качество изготовляемой ими продукции. Все стандарты предприятия по управлению качеством продукции делятся:

- основной стандарт «Комплексная  система управления качеством  продукции. Основные положения» характеризует КСУКП в целом;

- общие стандарты предприятия  регламентируют общесистемные вопросы информационного обеспечения, порядок разработки, оформления, утверждения и внедрения стандартов предприятия, а также внедрения государственных и отраслевых стандартов; проведение «дней качества»; работу различных комиссий (по культуре производства, постоянно действующей комиссии по качеству и других);

- специальные стандарты устанавливают  качественные признаки сырья,  материалов, комплектующих изделий, что повышает ответственность поставщиков. Они фиксируют технические и эксплуатационные параметры изготовляемой продукции, определяют методы испытаний, правила приемки продукции. Стандарты предприятия определяют механизм управления качеством, который включает следующие этапы: сбор, обработку и анализ информации о качестве продукции, а также и анализ информации о качестве продукции, а также о ходе и состоянии технического и других процессов, влияющих на качество продукции; сравнение фактических результатов деятельности различных подразделений предприятия в области качества продукции с требованиями нормативов; подготовку и принятие решений по вопросам повышения качества; организацию планово-профилактических мероприятий.

Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.

Информация о работе Сертификация продукции и система качества