Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:28, курсовая работа
Несмотря на то, что сейчас идет тенденция ускорения оборачиваемости запасов на предприятие, а, следовательно, и снижение размеров запасов, запасы по-прежнему занимают главную роль в обеспечении предприятия нормальными ритмичными условиями работы.
Их всестороннее изучение и правильное понимание сущности товароматериальных запасов, их значения и роли в экономике предприятий и объединений, стоит в ряду важнейших проблем по экономии и рациональному использованию материальных ресурсов страны и задач по совершенствованию материально-технического снабжения народного хозяйства.
Целью данной работы является обобщение различных возможных подходов к управлению товарными запасами, рассмотрение механизмов управления ими с использованием оптимизационных моделей.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УСЛОВИЯМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 4
1.1 Товарные запасы. Их сущность и классификация 4
1.2 Определение количественной величины товарных запасов 6
1.3 Формирование товарных запасов. Определение потребности предприятий оптовой торговли в товарных запасах 8
2 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ 11
2.1. Система с фиксированным размером запаса 11
2.2 Система с фиксированным интервалом времени между запасами 14
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 17
3.1 Методы оптимизации управления товарными запасами 17
3.2 Оптимизация запасов методом имитационного моделирования 20
4 РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ СКЛАДА ЗАГОТОВОК МЕХАНИЧЕСКОГО ЦЕХА СТАНКОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА 24
4.1 Товароведно-коммерческая характеристика товаров 24
4.2 Размещение склада на генеральном плане 27
4.3 Выбор способов хранения грузов и складской тары 27
4.4 Расчет потребности оборудования для хранения грузов 27
4.5 Расчет потребных площадей и емкости склада 29
4.6 Расчет потребности в грузоподъемных и транспортных механизмах 31
4.7 Технологический процесс складской грузопереработки 33
4.8 Технико-экономические показатели работы склада 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Таблица 1
Регулирующие параметры систем регулирования запасов.
Системы регулирования запасов |
Регулирующие параметры |
Оценка параметров |
Система с фиксированным размером заказа |
1. Точка заказа
2. Размер заказа |
Фиксированный уровень запаса, при снижении до которого организуется заготовка очередной партии сырья, материалов, топлива, и т.д. Величина партии поставки |
Система с фиксированной периодичностью заказа |
1. Максимальный уровень запаса 2. продолжительность периода повторения заказов |
Оба параметра постоянные
Варьируется лишь размер партии |
Система с двумя фиксированными уровнями без постоянной периодичности заказа, или (Ss)-система |
1. Максимальный запас 2. Точка запаса 3. Периодичность заказа |
Величина первых двух параметров постоянная, периодичность заказа – величина переменная. В определенных пределах варьируется и размер закупаемой партии |
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ
3.1 Методы оптимизации управления товарными запасами
От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения.
Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков. И все же без них не может существовать ни одно торговое предприятие.
Это – товарные запасы.
Товарные запасы являются основными денежными вложениями для торговых фирм, основным источником получения прибыли, основной проблемой ежедневного контроля. В настоящее время торговые компании все более сталкиваются с проблемой конкуренции, которая оказывает давление на устанавливаемую наценку. Поэтому для обеспечения необходимой отдачи от вложенных в бизнес средств, для обеспечения необходимых темпов роста фирмы актуальным является эффективное управление товарными запасами.
Эффективное управление
запасами позволяет снизить
Выбор политики управления запасами практически заключается в ответе на один, достаточно простой вопрос: "Какая величина запасов является для компании оптимальной?".
Очевидно, что запасы компании нужны для того, чтобы выполнять заказы своих клиентов на товары в нужном количестве и в установленные сроки.
Однако запасы требуют расходов на их хранение, пока они не "дождутся своего часа" и не будут реализованы. Причем потери компании возрастают, прежде всего, за счет отвлечения из оборота части капитала, инвестированного в запасы.
Поэтому компания должна найти для себя оптимальное сочетание между издержками и выгодами от выбранного уровня товарных запасов и определить, какая величина запасов по каждой товарной группе (или даже позиции) является достаточной.
Система управления товарными запасами призвана осуществлять такой порядок формирования и использования их, который бесперебойно обеспечивал бы потребности товарооборота, отражающие покупательский спрос, при наименьших затратах на содержание совокупных запасов.
Одним из эффективных методов оптимизации управления товарными запасами является применение в компании корпоративной информационной системы (КИС) [13].
Основными преимуществами корпоративной информационной системы является возможность работы в реальном времени, "прозрачность" и, благодаря этому, оптимизация бизнес-процессов, возможность прогнозирования результатов деятельности компании, управление компанией на качественно новом уровне.
Реализованная функциональность по управлению товарными запасами позволяет эффективно управлять поставками и сбытом, оперативно контролировать товарные запасы на складах компании, оптимизировать ассортимент и складские запасы, определять наиболее прибыльный товар, прогнозировать будущие продажи на основе анализа статистики продаж за любой период времени.
Наличие в системе автоматического импорта и хранения прайс-листов поставщиков позволяет получить информацию о новом товаре у поставщиков, о наилучшей цене для закупки, подобрать наилучший ассортимент.
Аналитическая информация о ценах конкурентов позволяет оптимизировать процесс продаж, предложить конкурентоспособные цены, а значит, увеличить прибыль компании. Сведены к минимуму вероятность устаревания товара и затраты на содержание товарного запаса.
Перед оптимизацией товарного запаса всегда должны ставиться две основные цели: минимизация издержек и максимизация удовлетворения спроса.
При анализе оптимального размера товарных запасов фактические товарные запасы в днях сравниваются с нормой и определяется отклонение в днях и в сумме.
Отклонение по запасам в днях рассчитывается по следующей формуле[14]:
,
где - отклонение по запасам в днях, дни;
- фактические запасы в днях, дни;
- норма запасов в днях, дни.
Отклонение по запасам в сумме определяется по следующей формуле[14]:
,
где - отклонение по запасам в сумме, руб.;
- Однодневный товарооборот, руб.;
К примеру, если норма запасов составляет 23 дня, а фактические запасы - 21 день, то отклонение составит - 2 дня.
Подобное отклонение
со знаком «-» показывает, что товарные
запасы необходимо пополнить, иначе
объем товарооборота в
И, напротив, отклонение со знаком «+» свидетельствует о том, что имеются сверхнормативные товарные запасы. В этом случае необходимо выяснить, почему они возникли [15].
Если данные товары поступили в последние дни месяца и их просто не успели реализовать, то из этого следует, что они будут способствовать увеличению товарооборота в следующем периоде. Если же эти товары не реализуются длительное время, то они занимают торговую площадь и увеличивают издержки обращения. Тогда необходимо принять меры для их реализации (например, установив скидки).
Следует сказать, что доля неходовых и залежалых товаров (низкокачественных, потерявших товарный вид, вышедших из моды и т.д.) в общем объеме товарных запасов может рассчитываться отдельно для более тщательного изучения причин возникновения такого положения.
Вышерассмотренный анализ может проводиться только по запасам текущего хранения. Если у предприятия имеются товарные запасы сезонного накопления, их объем необходимо вычесть из общей суммы фактических товарных запасов.
Следует отметить, что
оценку оптимального размера товарных
запасов имеет смысл производит
Оптимизация товарных запасов – это вопрос, который должен решаться ежедневно.
В некоторых случаях эффективное решение - передача управления товарными запасами (на уровне планов) сбытовому подразделению с одновременной коррекцией системы стимулирования.
Для менеджеров, участвующих в управлении запасами, заработная плата привязывается к чистой прибыли предприятия, учитывающей стоимость отвлеченного капитала. То есть, если раньше сбытовиков интересовал объем продаж и разница между закупочными ценами и ценами реализации, то теперь в круг их интересов попадает и товарный запас.
Для целей оптимизации товарного запаса может также применяться следующая формула – формула расчета прибыли за период [13]:
Пв = (Т2 + Д2 - К2) - (Т1
+ Д1 - К1) + Вп - Р,
где Пв – валовая прибыль до налогообложения, руб.;
Т2 – товарный запас в учетных ценах на конец периода, руб.;
Д2 – дебиторская задолженность на конец периода, руб.;
К2 – кредиторская задолженность на конец периода, руб.;
Т1 – товарный запас в учетных ценах на начало периода, руб.;
Д1 – дебиторская задолженность на начало периода, руб.;
К1 – кредиторская задолженность на начало периода, руб.;
Вп - валовые поступления
средств минус расходы на
Р - расходы в процессе сбыта.
Валовая прибыль Пв фактически отражает приращение капитала за период.
Рост кредиторской задолженности (использование предприятием товарного кредита от поставщиков и предоплаты покупателей), снижение дебиторской задолженности (более оперативное поступление средств от должников) увеличивают эффективность капитала предприятия.
Для стимулирования "автоматической" оптимизации сбытом товарных запасов рассчитывается прибыль с учетом стоимости финансирования по формуле [16]:
Пу = Пв-Н - (Т3 + Д3 - К3)
Ко,
где Пу – условная прибыль с учетом стоимости финансирования, руб.;
Пв-Н
– валовая прибыль после
(Т3 + Д3 - К3) – отвлеченный средневзвешенный капитал за период, руб.;
Ко – процент стоимости финансов.
В случае, когда
финансы собственные, Ко может
быть принят равным проценту,
получаемому от использования
капитала в отрасли, на
Условная прибыль Пу (которую можно считать чистой прибылью предприятия, поскольку она адекватно отражает последнюю) используется для стимулирования сбыта-закупки: часть ее расходуется на премию персоналу, прежде всего управляющим.
Действие этой системы поясним на примере: средневзвешенный товарный запас предприятия за предыдущий квартал составил 20 млн. руб., дебиторская задолженность - 5 млн.руб., кредиторская - 3 млн.руб. В результате деятельности предприятия эти показатели изменились до 15 млн.руб., 3 млн.руб. и 5 млн.руб. соответственно; при этом было реализовано товарного запаса на 5 млн.руб. в учетных ценах, что принесло 14 млн.руб. общих поступлений от сбыта, с учетом наценки, 2 млн.руб. принес возврат дебиторской задолженности, 2 млн.руб. - рост кредиторской - т.е. общие валовые поступления составили 18 млн.руб. (14 + 2 + 2), и расходы по сбыту составили 4 млн.руб. [14]
Тогда:
Пв = (15 + 3 - 5) - (20 + 5 - 3) + 18 - 4 = 13 - 22 + 14 = 5 млн.руб.;
т.е. валовая прибыль за квартал составляет примерно 23% на первоначальный капитал.
Пу = (5 - 5*0,35) - (17,5 + 4 - 4) * 0,15 = 3,2 - 2,6 = 0,6 млн.руб.
Как уже отмечалось, итоговую цифру в 0,6 млн.руб. можно условно считать чистой прибылью предприятия, т.к. она отражает действительную прибыль, по сравнению с использованием тех же средств другим образом.
В данном примере Ко = 15% за квартал - прибыльность капитала на финансовом рынке ГКО на конец года.
Если в приведенном примере восполнить товарный запас за счет закупки и довести его до прежнего уровня 20 млн.руб., то результат изменится следующим образом [17]:
Пв = (20 + 3 - 5) - (20 + 5 - 3) + 13 - 4 = 18 - 22 + 13 - 4 = 5 млн.руб. (та же цифра);
Пу = (5 - 5*0,35) - (20 + 4 - 4) *0,15 = 3,2 - 3 = 0,2 млн.руб.
Условная прибыль уменьшилась.
Ликвидация дебиторской задолже
Пв = (20 + 0 - 8) - (20 + 5 - 3) + 19 - 4 = 5 млн.руб.;
Пу = (5 - 5*0,35) - (20 + 2,5 - 5,5) * 0,15 = 3,25 - 2,55 = 0,7 млн.руб.
Стимулирование оптимизации товарных запасов через применение данной или аналогичной формулы дает значительный результат при следующих обязательных условиях [18]:
Для стимулирования сбытового персонала также существенна детальная проработка переменной Р. Расходы на заработные платы, аренду офиса, рекламу, транспортные и складские услуги могут отслеживаться и оптимизироваться при условии выработки однозначного метода их учета.