Влияние координационных способностей при броске в прыжке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. По мнению ведущих специалистов в области баскетбола среди факторов, влияющих на эффективность бросков, не малую роль играют координационные и физические способности баскетболистов. Наряду с этим, отмечается важность сохранения равновесия и ритма, особенно во время выполнения броска в прыжке, что в значительной мере повышает его результативность. В то же время, следует отметить, что требования к содержанию учебно-тренировочного процесса с юными баскетболистами не содержат подробных рекомендации по развитию способности к равновесию и сохранению ритма во время броска в прыжке.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 4 курс готовая.docx

— 78.68 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, а попадание в кольцо - ее главная цель. Для успешного участия в состязаниях каждый баскетболист должен не только умело применять передачи, ловлю и ведение мяча, но и точно атаковать кольцо, выполняя броски из различных исходных положений, с любых дистанций при противодействий соперников. Меняющаяся обстановка игры и стремление использовать каждый удобный момент для атаки определяют необходимость владения разнообразным арсеналом способов выполнения броска с учетом индивидуальных способностей и способностей игроков.

Точность броска в корзину определяется в первую очередь рациональной техникой, стабильностью движений и расслаблению мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полета и вращением мяча[1].

Актуальность. По мнению ведущих специалистов в области баскетбола среди факторов, влияющих на эффективность бросков, не малую роль играют координационные и физические способности баскетболистов. Наряду с этим, отмечается важность сохранения равновесия и ритма, особенно во время выполнения броска в прыжке, что в значительной мере повышает его результативность. В то же время, следует отметить, что требования к содержанию учебно-тренировочного процесса с юными баскетболистами не содержат подробных рекомендации по развитию способности к равновесию и сохранению ритма во время броска в прыжке.

Бросок в прыжке в техническом арсенале баскетболистов занимает одно из ведущих мест и активно используется во время игры команд разной квалификации. Существующая методика, используемая тренерами, при обучении броску, позволяет поэтапно обучить юных баскетболистов двигательному действию и продолжить процесс совершенствования, используя большое количество упражнений, составляющих энциклопедию движений баскетболиста. Основной принцип тренировки бросков в прыжке ограничивается лишь многократным повторением двигательного действия.

Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью совершенствования бросков в прыжке, выполняемых юными баскетболистами, и ограничением педагогического воздействия в учебно-тренировочном процессе лишь традиционными способами, которые не всегда позволяют повысить эффективность бросков[2;4].

Теоретическая значимость: исследования обусловлена методическими рекомендациями о необходимости внесения коррективов в содержание учебно-тренировочного процесса баскетболистов среднего школьного возраста, касающихся методик повышения эффективности бросков в прыжке.

Практическая значимость: заключается в возможности использования упражнений, направленных на повышение эффективности бросков в прыжке, специально разработанных с учетом основных принципов выполнения бросков в баскетболе.

Объект исследования: содержание учебно-тренировочного процесса подготовки баскетболистов 14-16 лет.

Предмет исследования: взаимосвязь направленного развития способности сохранять равновесие и ритм и эффективности бросков в прыжке баскетболистов среднего школьного возраста.

Цель исследования: выявление степени влияния координационных способностей (включения в него средств развития равновесия) на эффективность броска в прыжке.

Задачи исследования:

         1.Выявить причину плохой результативности  бросков в прыжке.

2.Изучить уровень координационных  способностей

3.Разработать методику  развития равновесия для успешного  выполнения броска в прыжке.

4.Проверить эффективность  разработанной методики на практике.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ БРОСКА В ПРЫЖКЕ У УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ

 

1.1 Роль и значение координационных способностей при обучении двигательным действиям в баскетболе

Как отмечают специалисты, в основе методики обучения совершенствования броска в движении лежит, развитие координационных способностей[5]. В частности, двухшажная техника выполнения броска требует сохранение ритмовой структуры движения. А нахождение в без опорном положении после толчка - требует сохранения равновесия тела. Сохранение ритма и равновесия тела, как считает, Ю.Ф.Курамшин относится к проявлению координационных способностей.

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности»[7] .

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др. Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности[4].

Определяются в первую очередь их значительной ролью в современной двигательной практике школьников. Их планомерному развитию должно уделяться пристальное внимание на протяжении всего школьного периода, Это обусловлено прежде всего тем, что в школьном возрасте, особенно с семи до тринадцати-четырнадцати лет в наибольшей мере раскрывается и в основном завершается биологически обусловленное естественное развитие сенсомоторных нервных механизмов этих способностей, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц. Специально организованные в этот период педагогические воздействия обеспечивают наилучший развивающий эффект. Кроме того, именно в школьном возрасте центральное место занимают образовательные задачи, практическое решение которых связано с развитием координационных способностей.

При этом обязательно соблюдение трех главных требований.

Во-первых, в каждом осваиваемом двигательном действии должна быть достигнута точность движений. Процесс формирования двигательных умений и развития координационных способностей должен сопровождаться активизацией сознательности школьников.

Во-вторых, добиваясь точности движений, не следует, однако, превращать каждое умение в навык. В упражнениях, специально направленных на совершенствование координационных способностей, важен сам процесс обучения новым или преобразования усвоенных двигательных действий. Как только он завершен, дальнейшее повторение упражнения становится лишним, поскольку перестает служить решению этой задачи. Исключение составляют основные двигательные действия, имеющие прикладное значение в быту, трудовой и воинской деятельности или же в спортивной, туристской, физкультурно-оздоровительной практике.

В-третьих, накопление запаса двигательных умений и развитие координационных способностей должно быть планомерным и системным. Систематизирующим началом этой работы является своевременное, обязательное в младшем возрасте обучение основным слагаемым механизма координации движений: управлению пространственными, временными и силовыми характеристиками движений частей тела (во всех суставах, по всем осям), управлению типичными взаимосочетаниями движений - последовательностью и одновременностью. Опираясь на умение точно управлять элементарными движениями и их сочетаниями, необходимо параллельно обучать более сложным целостным движениям в беге, прыжках, метаниях, плавании, передвижении на лыжах, коньках и т.д. По мере овладения основами техники этих движений переходят к их сочетанию в виде учебных комбинаций гимнастических, спортивно-игровых и других упражнений, эстафет и полос препятствий. Вместе с тем, используя двигательный опыт и расширяющийся запас приобретаемых двигательных действий, организуется самостоятельное применение занимающимися усвоенных умений и навыков в непривычных условиях на основе личной ориентировки, самостоятельного определения двигательных задач и творческого выбора адекватных приемов действий. При реализации этих действий обеспечивается самостоятельное использование возросших координационных возможностей в варьировании и перестройке техники применяемых движений. С этой целью должны широко использоваться подвижные и спортивные игры, кроссы, туристские экскурсии и др[20].

В целостной системе рассмотренные пути накопления двигательного опыта и развития координационных способностей нельзя рассматривать как самостоятельные ступени воспитательно-образовательной работы, располагающиеся строго последовательно, одна за другой. Наоборот, с самого начала (уже с первого класса) они используются комплексно, но с таким расчетом, чтобы текущие частные достижения в координации элементарных движений использовались в очередном совершенствовании целостных двигательных умений и по мере их накопления в процессе самостоятельного применения в усложненных условиях. Такая система, если в каждом звене обеспечивать последовательное нарастание координационной сложности действий (и достаточную общность осваиваемых координационных отношений), гарантирует не только успешное, практически целесообразное решение задач обучения и развития координационных способностей, но и поддерживание у занимающихся интереса ко всем заданиям [15].

Важным условием эффективности развития координационных способностей является развитие «чувств» пространства, времени, а также характера и степени мышечных усилий. Без отчетливого восприятия пространственных, временных и силовых показателей собственных движений также внешних объектов и явлений, в частности действующих лиц (партнеров, противоборствующих), невозможно достаточно эффективное пользование и развитие координационных способностей. Поскольку к началу школьного периода двигательный анализатор развит относительно слабо, но началось энергичное, естественное его развитие, особенно важно включение в орбиту сознания детей и развитие «темного» пока еще для них мышечного и суставно-связочного чувства. Оно, как существенный элемент комплексного анализатора, играет незаменимую роль в координационном упорядочении и совершенствовании движений, в формировании осанки, в изменении и стабилизации поз, обеспечении равновесия те снятии лишнего тонуса мышц [20].

Что касается равновесия и расслабления мышц как относительно самостоятельных, но связанных с координацией движений компонентов следует иметь в виду, что естественное развитие равновесия стимулируется всем процессом формирования техники полноценных двигательных умений и обучения применению их в разнообразных условиях. Однако в целях предварительной подготовки к освоению сложных двигательных действий, особенно применяемых в ситуациях, содержащих элементы опасности, необходимо использование специальных упражнений. Главным требованием к ним, кроме обеспечения оптимальной постепенности в усложнении, является ориентация на самостоятельные усилия занимающихся и отказ от приемов неуместной помощи путем создания дополнительной внешний опоры, исключающей эти усилия (например, удерживания за руку при передвижении по узкой опоре и т.п.). Это не исключает своевременную страховку в случае потери равновесия, хотя и на эти случаи, занимающиеся должны быть обучены соответствующим приемам самостраховки[17].

Совершенствование способности снимать излишние мышечные напряжения осуществляется в процессе формирования любых двигательных умений и обучения применению их в конкретных условиях двигательной деятельности. Внимание занимающихся концентрируется на необходимости проявлять адекватный условиям оптимум мышечных усилий и связанную с этим легкость, непринужденность, экономность движений. Кроме того, должны использоваться и специальные упражнения в расслаблении мышц для снятия избыточного напряжения перед работой, требующей тонкой координации, а также после усилий (например, при лазанье по канату, подтягивании и т.д.), вызвавших остаточный повышенный тонус. Это -- вибрирующие ненапряженные ротаторные движения рук, маховые движения верхними и нижними конечностями с заданием достичь максимального их расслабления, контрастные переводы конечностей пассивным движением (падением) из более высокого напряженного положения в низкое, ненапряженное (например, уронить напряженно поднятые в стороны руки вниз, притом лучше дополнительным наклоном вперед и раскачиванием перед телом; или перевести туловище, из напряженного наклона вперед прогнувшись в расслабленный наклон вперед согнувшись и т.п.) [3].

Таким образом, постепенно развивается способность сознательно расслаблять определенные группы мышц без вспомогательных приемов.

Важным фактором , характеризующим двигательную деятельность человека, является способность выполнять ритмические движения. Ритмичность, как сенсомоторная способность человека, характеризуется строгим чередованием наиболее акцентированных и наименее акцентированных моментов движений в пространстве и времени. Ритм в движении является объединяющим моментом, способствующим органической увязке различных элементов в единое целое. Умение правильно определить необходимый ритм движений также важно для преподавателя, как и умение, оценивать скорость, темп передвижения, амплитуду (размах) и другие характеристики. Как только улавливается целесообразный ритм движений, резко улучшается спортивный результат. У занимающихся возникает ощущение неожиданной легкости, он понимает, что нашел нечто важное, потому что, прилагая меньше усилий, чем раньше, достигает большего эффекта. Занимающиеся существенно различаются в способности улавливать и воспроизводить заданный ритм. Ритмичность выступает в качестве одного из показателей моторной одаренности. Эти способности определяются обычно двумя способами:

1. Когда человек выполняет  ритмические движения в такт  звуковым или другим сигналам (световым, тактильным) , следующие друг за другом в определенной последовательности и через соответствующие интервалы времени.

Информация о работе Влияние координационных способностей при броске в прыжке