Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:05, курсовая работа
Актуальность исследования: В связи с введением новых федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в образовательной области «Физическая культура» выделена задача гармоничного физического развития ребенка через накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями, в частности бегом), а также формирование у воспитанников потребности в двигательной активности. Физическое развитие тесным образом связано с образовательной областью «Здоровье».
Введение………………………………………………………………….........
3
1. Теоретические основы формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста под влиянием сюжетных подвижных игр …………………………………………………………………………….
5
Особенности формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста …………………………………………………….
Методика использования сюжетных подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста для формирования навыков бега …….
5
12
2. Изучение влияния сюжетных подвижных игр на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………..
23
Выявление уровня сформированности навыков бега у детей среднего дошкольного возраста и анализ работы детского сада по использованию сюжетных подвижных игр с бегом……………………..
2.2Подборка и обоснование серии сюжетных подвижных игр, направленных на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста …………………………………………………….
23
28
Заключение…………………………………………………………………....
32
Список используемой литературы …..……………………........................
34
Приложения…………………………………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Теоретические
основы формирования навыков
бега у детей среднего |
5 |
|
5
12 |
2. Изучение влияния сюжетных
подвижных игр на формирование навыков
бега у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………… |
23 |
2.2Подборка и обоснование серии сюжетных подвижных игр, направленных на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………. |
23
28 |
Заключение…………………………………………………… |
32 |
Список используемой
литературы …..……………………................... |
34 |
Приложения…………………………………………………… |
37 |
Введение
Актуальность исследования: В связи с введением новых федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в образовательной области «Физическая культура» выделена задача гармоничного физического развития ребенка через накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями, в частности бегом), а также формирование у воспитанников потребности в двигательной активности. Физическое развитие тесным образом связано с образовательной областью «Здоровье».
Однако в настоящий момент в детском саду отмечается высокая заболеваемость детей, соотношение 1 : 10, статистика выделяет одного здорового ребенка среди десяти детей, имеющих 2-3 группу здоровья. Также отмечается снижение уровня двигательной активности детей в течение дня, что обусловлено сокращением длительности и количества прогулок, за счёт проведения меньшего количества подвижных игр как в детских садах, так и в семье, дома, где мало уделяется внимания активному отдыху, заменяя его на компьютерные игры, просмотр телепередач. Использование сюжетных подвижных игр способствует разрешению этих проблем.
Данной проблемой занимались: Э.Я. Степаненкова - написала пособие для педагогических заведений «Теория и методика физического воспитания и развития детей», также составила сборник подвижных игр для детей; Т.И. Осокина, А.В. Кенеман – составили сборник детских подвижных игр народов России и Ближнего зарубежья; Е.Н. Вавилова – выделила и описала виды бега; Д.В. Хухлаева, Г. Лескова, Н. Ноткина – разработали методики обследования и оценки физической подготовленности дошкольников.
Объектом исследования является процесс формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста, посредством использования сюжетных подвижных игр.
Цель исследования: выделить условия использования сюжетных подвижных игр для формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста.
Для того, чтобы достигнуть эту цель, необходимо определить следующие задачи:
Структура исследования: введение; теоретическая часть, состоящая из двух параграфов; практическая часть, состоящая из двух параграфов; заключение, список используемой литературы.
Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования как:
1) Теоретический анализ и обобщение данных научно - методической литературы;
2) Тестирование двигательных навыков бега количественных и качественных показателей
3) Педагогический эксперимент.
Бег чаще других движений используется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают ли они детское учреждение или играют на площадках, во дворах. Ведь умение быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка – игре [3, с. 4].
Бег является упражнением циклического типа, в котором отталкивание от опоры ногой (правой или левой) чередуется с полетом. Это является отличительным признаком бега в сравнении с ходьбой. В беге необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Многократное повторение циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость[3, с. 8].
Внешняя легкость бега связана с наличием оптимальных условий при совершенной координации движений. Одним из основных моментов, обеспечивающих хорошие результаты (высокую скорость и продолжительность бега), является ритмичность бега. Бег на местности, связанный с неровностями почвы, резкими поворотами, подъемами и спусками, теряет свою цикличность и ритмичность, характерные при беге в зале или на специальной дорожке. Такой бег требует хорошо и быстро перестраивать координацию движений[3, с. 10].
Виды бега различны. В спортивной практике бег делится в зависимости от длины дистанции: спринт (60—100 м), бег на средние дистанции (400—1000 м), бег на длинные дистанции (от 2000 м), марафонский бег. Кроме этого, различают бег кроссовый, с препятствиями, барьерный бег. За последние годы особую популярность приобрел бег в невысоком темпе (трусцой), применяющийся в оздоровительных целях[3, с. 14].
Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.
Обычный бег. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища[3, с. 18].
Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше контролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.
Обычный бег можно проводить в различных построениях: в колонну по одному, парами, по кругу, «змейкой» и т. д. Примерная продолжительность непрерывного бега возрастает постепенно с 10—15 с в младших группах до 35—40 с в старших (повторяется 2—4 раза с перерывами).
Также у детей дошкольного возраста условно можно выделить по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег. Эти виды бега оказывают различное влияние на организм и используются для решения различных задач физического воспитания детей.
Быстрый бег является основной частью многих упражнений, широко используется в играх, эстафетах и самостоятельной деятельности детей. Для быстрого бега используются дистанции от 10 до 30 м. Скорость бега у детей с возрастом увеличивается, и соответственно уменьшается время пробегания дистанции[3, с 6].
Быстрый бег оказывает значительное влияние на деятельность основных систем организма. Так, частота пульса во время бега увеличивается до 130 уд/мин и может достигать 170-180 уд/мин, но при этом отмечается быстрое ее восстановление: уже на 1-ой минуте она снижается до 130-140 уд/мин и на 2-3-й мин возвращается к исходному уровню. В целях воспитания быстроты, скоростно-силовых качеств и повышения функциональных возможностей детей быстрый бег сочетается с другими движениями, повторяется в игре или эстафете 4-5 раз после небольшого перерыва.
Бег со средней скоростью является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Скорость такого бега составляет 50-60% от максимальной скорости бега у детей каждого возраста. В средней группе она колеблется от 2,0 до 2,2 м/с, в старшей - от 2,2 до 2,4 м/с, в подготовительной - от 2,4 до 2,7 м/с.
Длительный бег со
средней скоростью требует
Медленный бег также является важным средством воспитания выносливости у детей. Физическая нагрузка при медленном беге менее интенсивная. Частота пульса во время бега увеличивается до 135-145 уд/мин. Деятельность дыхательной и сердечно - сосудистой систем полностью обеспечивает потребности организма в доставке кислорода непосредственно в процессе самого бега.
Техника выполнения основных видов бега такова:
Обычный бег. Бег свободный, легкий, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед—вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. Согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. Туловище слегка наклонено вперед, голова на одной линии с туловищем, грудь и плечи развернуты.
Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг широкий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам. Высоко руки не поднимать, можно поставить их на пояс.
Бег с высоким подниманием колен. Бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс.
Бег широким шагом. Делать
широкие шаги, увеличивая толчок и
время полета. Ногу ставить с пятки
перекатом на всю стопу. Толчковую
ногу стараться полностью выпрямлять
Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу).
Бег скрестным шагом. Выполняется захлестом почти прямых ног: правой - влево, левой - вправо.
Бег прыжками. Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед - вверх.
Бег в быстром темпе. Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед—вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед.
Медленный бег. Выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Челночный бег. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления шаги становятся более частыми и короткими, колени согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на повороте.