Использование сюжетных подвижных игр на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: В связи с введением новых федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в образовательной области «Физическая культура» выделена задача гармоничного физического развития ребенка через накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями, в частности бегом), а также формирование у воспитанников потребности в двигательной активности. Физическое развитие тесным образом связано с образовательной областью «Здоровье».

Содержание

Введение………………………………………………………………….........
3
1. Теоретические основы формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста под влиянием сюжетных подвижных игр …………………………………………………………………………….


5
Особенности формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста …………………………………………………….
Методика использования сюжетных подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста для формирования навыков бега …….

5

12
2. Изучение влияния сюжетных подвижных игр на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………..


23
Выявление уровня сформированности навыков бега у детей среднего дошкольного возраста и анализ работы детского сада по использованию сюжетных подвижных игр с бегом……………………..
2.2Подборка и обоснование серии сюжетных подвижных игр, направленных на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста …………………………………………………….


23



28
Заключение…………………………………………………………………....
32
Список используемой литературы …..……………………........................
34
Приложения…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Ксения Синичкина.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бартенев, Л. В. Бег на короткие дистанции. [Текст] / Л. В. Бартенев. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 72 с.
  2. Вавилова, Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. [Текст] / Р.И. Вавилова. - М.: Просвещение, 2003.- 245 с.
  3. Вавилова, Е. Н. Учите бегать,   прыгать,   лазать,   метать:   Пособие для воспитателя дет. сада. [Текст] / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
  4. Вильчковский, Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. [Текст] / Э.С. Вильчковский. - К.: Рад. шк., 2003. - 128 с.
  5. Громова, О. Е. Спортивные игры для детей. [Текст] / О.Е. Громова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
  6. Дегтярев, И.П. Физическое развитие [Текст]. / И.П. Дегтярёв. - Киев: 2005 - С.23-48
  7. Доскин, В. А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. [Текст] / В. А Доскин, Л. Г.   Голубева. - М.: Просвещение, 2003. - 110 с.
  8. Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. [Текст] / Г. Доман. - М.: АСТ, Аквариум, 2002. - 333 с.
  9. Еленский, Г. Л. Бег//Детская энциклопедия. Т. 7. Человек. [Текст] / Г.Л. Еленский. - М.: Просвещение, 1966. - С. 404-406.
  10. Клевенко, В.М. Быстрота как развитие физических качеств. [Текст] / В.М. Клевенко. - Москва 2008. - 290 с.
  11. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. лед. учеб. заведений. [Текст] / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
  12. Лайзане, С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. [Текст] / С.Я. Лайзане. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.
  13. Лаптев, А. Управление физическим развитием. [Текст] /А. Лаптев. - Москва, 2003. - 180 с.
  14. Луури, Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. [Текст] / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.
  15. Минаев, Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников. [Текст] / Б.Н. Минаев, Б.М Шиян. - М.: 2002. - 455 с.
  16. Никифоров, Ю.Б. Эффективность физических упражнений. [Текст] / Ю.Б. Никифоров. - Москва - 2007. - 180с.
  17. Ноткина, Н. А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. [Текст] / Н.А. Ноткина. - СПб, 1993. - 204 с.
  18. Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия с детьми 4 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. [Текст] / Л.И. Пензулаева. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.
  19. Романенко, М.И. Физкультура. [Текст ]/ М.И. Романенко. – Киев: 2008. - 260 с.
  20. Русаков, В.Я. Методы совершенствования физической подготовки. [Текст] / В.Я. Русаков. – М.: 2007. – 32 с..
  21. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. [Текст]/ М.А. Рунова. - М.: 2000. - 167 с.
  22. Степаненкова Э.Я.   Подвижные   игры   как   следствие  гармоничного развития дошкольников. [Текст] / Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995.– № 12. – с.23–25.
  23. Фомина, А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот. к школе группы. [Текст] / А.И. Фомина. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
  24. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. - 480 с.
  25. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для пед. уч-щ. [Текст] / Д. В. Хухлаева. М.:Просвещение, 1984. - 207 с.
  26. Шустин, Б.М. Современная система физической подготовки. [Текст] / Б.М. Шустин. - Москва, 2005. - 193 с.
  27. Щебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. [Текст] / В.Н Щебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. - М.: Академия.- 1999.- 160 с.
  28. http://fkvot.infosport.ru/1996N1/p5-10.htm
  29. http://www.infosport.ru/press/tpfk/1999N3/p54-58.htm
  30. http://i-gnom.ru›books/phizicheskoe_vospitaniye…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Содержание беговых упражнений для  детей среднего дошкольного возраста

 

 Упражнения для  детей 4 - 5 лет

 

1. Бег на носках.

 

2. Бег широким и  мелким шагом.

 

3. Бег высоко поднимая  колени.

 

4. Бег с выполнением  заданий.

 

5. Бег в сочетании  с другими движениями.

 

6. Бег в быстром  темпе на 10 м (повторить 3—4  раза).

 

7. Бег на скорость  на расстояние 20—30 м.

 

8. Челночный бег (3 раза  по 10 м).

 

9. Чередование ходьбы и бега на 2—3 отрезках пути, по 60—100 м в каждом.

 

10. Бег в среднем  темпе по пересеченной местности  на расстояние до 150—200 м.

 

11. Медленный бег в  течение 1,5—2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Подвижные сюжетные игры, направленные на развитие навыков бега.

1.Подвижная  игра «Хромая лиса»

Цель: развитие навыков бега, прыжков, быстроты и ловкости.

Количество участвующих детей  может быть как угодно велико. Собравшись на просторном дворе или в большой  комнате, они выбирают одного из участвующих, которому дают прозвище хромой лисы.

На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме  хромой лисы. По данному сигналу  дети бросаются бегом по кругу, а  хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало запятнать кого-нибудь из бегущих, т. е. прикоснуться к нему рукой.

Лишь только ей это удалось, она  входит в круг и присоединяется к  остальным бегущим товарищам, потерпевший  же принимает на себя роль хромой лисы.

Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

Для правильного ведения игры необходимо соблюдать следующие условия: дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный хромой лисой, должен бегать лишь на одной ноге. Главные элементы этой игры составляют бег и прыжки.

2.Подвижная  игра «Волк и овцы»

Цель: развитие навыков бега, быстроты и ловкости, умениея действовать по сигналу

Дети собираются во дворе на открытом воздухе или в обширной комнате  и, по жребию, назначают одного из участников пастухом, другого - волком, а остальные остаются в роли овец.

На обоих концах двора или  классной комнаты, служащих местом для игры, отмежевываются площадки, имеющие 3-4 шага в ширину и называемые загонами.

Пространство, находящееся между  обоими загонами, носит название поля, причем на одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство, служащее логовищем для волка. 
После этого овцы размещаются в одном из загонов, а пастух становится в поле вблизи загона. Волк, устроившийся в логовище, предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в свое логовище. Пастух при этом изо всех сил старается оградить овец, направляющихся в противоположный загон, от волка, но это ему не всегда удается, если волк отличается ловкостью. Пойманная овца становится помощницей волка. После этого волк вновь обращается к пастуху со словами: «гони стадо в поле», и при исполнении этого требования, вместе со своим помощником старается задержать бегущих к противоположному загону овец.

Мало-помалу число помощников волка  постепенно увеличивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами.

Игра может продолжаться до тех  пор, пока волк не поймает всех овец; если же дети устанут, в особенности  в том случае, когда число их очень велико, игру можно приостановить  и раньше.

Для правильного ведения игры требуется  соблюдение известных правил, состоящих, между прочим, в том, что волк не должен оставлять логовища до тех пор, пока овцы не выйдут из своего загона и не двинутся по направлению к противоположному.

Волку не предоставляется права  забираться в загон, - он может ловить овец лишь в поле, т. е. в пространстве, отделяющем оба загона.

Пойманная овца должна покориться своей  участи и стать помощницей волка, помогая ему при поимке новых  добыч, причем помощники обыкновенно  берутся за руки, образуя цепь и  задерживая, таким образом, попадающихся овец.

3. Подвижная игра «Самолеты».

Цель: развитие двигательной активности детей.

Игра проводится как спортивное занятие из серии упражнений, с  одним ребенком или с группой  детей, с организующим участием взрослого.

Взрослый - диспетчер, он дает команды и руководит полетом летной эскадрильи. Дети - самолеты, они выполняют по команде диспетчера упражнения - фигур пилотажа.

Упр.1. Отправляемся в полет. Бег  по площадке, руки в стороны.

Упр.2. Помахать крыльями - наклониться направо, налево.

Упр.3. Снижаемся. Ходьба в полуприседе - руки в стороны. Набираем скорость - встали и побежали.

Упр.4. Маневрирование. Поворот направо, налево - повороты туловища.

4. Подвижная  игра «У медведя во бору».

Цель: развитие двигательной активности детей, умения действовать по сигналу.

Выбирается водящий - медведь, он становится на определенное место -в берлоге. Остальные играющие - дети. Они располагаются на другой стороне площадки в своем доме. Пространство между домом и берлогой медведя - лес (бор), дети идут в бор за грибами и ягодами, постепенно приближаясь к медведю. Во время сбора грибов и ягод дети припевают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит!

Медведь притворяется спящим во время  припева ребят. На последних словах медведь потягивается и бежит за ребятами, а они быстро поворачиваются и убегают к себе домой или разбегаются в стороны, стараясь не попасться медведю, и спасаются у себя дома.

Кого медведь поймает, тот меняется с ним ролью.

Правила:

1.Медведь не имеет права выбегать и ловить ребят, пока они не скажут последние слова речитатива.

2. Ловить только в установленных  пределах площадки.

3. Если кто-либо из ребят убежит  за пределы площадки, он становится  водящим медведем или выбывает  из игры (по договоренности).

5. Подвижная игра «Птички и птенчики»

Цель: развитие двигательной активности детей.

Дети делятся на 3-4 группы по 5-б человек; каждая группа имеет свой домик-гнездо. Дети изображают птенчиков, сидящих в гнездышках. У каждой группы птенчиков есть птичка-мать. По слову воспитателя «полетели» птенчики вылетают из гнезда. Они летают около дома, помахивая руками, как крыльями. Птички-матери также вылетают из гнезд, они улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «домой» птички-матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок, и птичка-мать кормит их воображаемыми червячками. Затем игра повторяется.

Игра проводится 3-4 раза.

Правила игры

1) Все птички и птенчики вылетают  по слову воспитателя «полетели».

2) Птенчики возвращаются домой по зову птички-матери.

3) Птички-матери возвращаются домой  по слову воспитателя «домой».

Указания к проведению игры

1) Воспитатель устраивает «гнезда»  для птичек, делая кружки при  помощи веревки, концы которой  связаны, или чертит кружки  на земле.

2) До начала игры следует рассказать детям о том, как птички-матери кормят своих птенчиков.

3) Воспитатель сам выбирает птичек-матерей.

При помощи этой игры воспитатель  развивает умение выполнять движения по сигналу, запоминать свое место. Дети упражняются в беге в разных направлениях, не задевая друг друга.

6. Подвижная  игра «Найди свой цвет»

Цель: развитие навыков бега, быстроты и ловкости.

Дети получают флажки трех-четырех  цветов: одни красного, другие - синего, третьи - желтого и группируются по 4 - 6 человек в разных углах комнаты, площадки. В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флаг (красный, синий, желтый).

По сигналу воспитателя «идите гулять» дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку. По слову воспитателя «найди свой цвет» дети собираются возле флага соответствующего цвета.

Воспитатель отмечает, какая группа скорей собралась. Затем игра повторяется.

Общая продолжительность игры 4—5 минут.

Правила игры

1) Выходить из «домиков» можно  по сигналу воспитателя «идите  гулять».

2) Бежать и собираться возле флажка соответствующего цвета можно только после слов «Найди свой цвет».

Указания к проведению игры

1) Когда дети хорошо усвоят  игру, воспитатель предлагает им  во время прогулки остановиться, закрыть глаза, и тем временем  переставляет флажки, стоящие в углах комнаты.

2) Ходьбу, бег воспитатель может  сопровождать игрой на бубне.

При помощи этой игры воспитатель  развивает у детей внимание, умение различать цвета и действовать  по сигналу. Дети упражняются в беге, ходьбе.

7. Подвижная игра «Цветные автомобили»

Цель: развитие навыков бега, быстроты и ловкости.

Вдоль стены комнаты или по краю площадки сидят на стульях дети. Они - «автомобили». Каждому из играющих, дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка.

Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета.

Все дети, имеющие флажок этого  цвета, бегут по площадке (в любом  направлении); на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и по сигналу «автомобили возвращаются» направляются шагом каждый в свой «гараж» (к своему стулу). Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется.

8. Подвижная  игра «Лошадки»

Цель: развитие навыков бега, быстроты и ловкости.

Для игры удобнее всего пользоваться обширным пространством во дворе  или же просторной комнатой. Участников может быть какое угодно количество.

Дети по росту размещаются на одной линии, в одну шеренгу, и разделяются, начиная с крайнего, на группы, в состав которой входит по четыре участника.

Одна из групп носит название коренников и удерживает за собой  раз захваченное место; слева  и справа к ним примыкают две  группы пристяжных. В последние группы входят кучера.

После того, как все разместились таким образом, кучера снимают с  себя пояса, продевают их за пояса  участников группы коренников, захватывая оба конца пояса правой рукой  таким образом, чтобы пряжка пояса  очутилась между указательным и  большим пальцами, а противоположный конец пояса между средним и указательным пальцами; благодаря такому захватыванию пояса пальцами правой руки, представляется возможность во всякое время быстро вынуть его.

Для большего порядка в игре какой-нибудь из участвующих постарше избирается «хозяином троек». По сигналу, данному им, «тройки» начинают выступать, сначала медленно подвигаясь вперед, затем ускоряя постепенно шаги, пускаются бегом в одном направлении, затем они постепенно меняют это направление и рассыпаются во все стороны, по новому приказанию хозяина.

Информация о работе Использование сюжетных подвижных игр на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста