Использование сюжетных подвижных игр на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: В связи с введением новых федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в образовательной области «Физическая культура» выделена задача гармоничного физического развития ребенка через накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями, в частности бегом), а также формирование у воспитанников потребности в двигательной активности. Физическое развитие тесным образом связано с образовательной областью «Здоровье».

Содержание

Введение………………………………………………………………….........
3
1. Теоретические основы формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста под влиянием сюжетных подвижных игр …………………………………………………………………………….


5
Особенности формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста …………………………………………………….
Методика использования сюжетных подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста для формирования навыков бега …….

5

12
2. Изучение влияния сюжетных подвижных игр на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………..


23
Выявление уровня сформированности навыков бега у детей среднего дошкольного возраста и анализ работы детского сада по использованию сюжетных подвижных игр с бегом……………………..
2.2Подборка и обоснование серии сюжетных подвижных игр, направленных на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста …………………………………………………….


23



28
Заключение…………………………………………………………………....
32
Список используемой литературы …..……………………........................
34
Приложения…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Ксения Синичкина.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

5. Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель подает команды  или звуковые и зрительные сигналы  к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой.

Воспитатель делает указания как в ходе игры, так и перед  ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу - все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

Педагог подсказывает, как  целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко. Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.

Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин - до 15 мин[25, с].

6. Окончание игры и  подведение итогов. Подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений[25, с].

При проведении сюжетных игр рекомендуется пользоваться методикой, которая обращена к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа.

Приведем образец рассказа к игре «Воробушки и автомобиль». Дети садятся на стульчики и воспитатель начинает рассказывать: «Жили-были маленькие серенькие воробушки. В ясный солнечный день они летали по саду и искали насекомых или зернышки. Они подлетали к лужице, пили водичку и снова улетали. Однажды вдруг появился большой красный автомобиль и загудел «би-би-би». Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки. Давайте поиграем в такую игру. Вы будете маленькие воробушки. Стульчики будут вашими гнездышками, а я буду автомобиль. Воробушки, вылетайте! А как только автомобиль загудит «би-би-би», все воробушки должны лететь в гнездышки» [5, с 148].

Такое объяснение занимает меньше минуты. Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя роль и  воробушка и автомобиля. Малыши не замечают такого перевоплощения. Они  с удовольствием входят в образ, иногда дополняют его отдельными действиями: клюют зернышки и приговаривают «клю-клю», пьют водичку и попискивают «пи-пи».

Педагог следит за образным выполнением детьми действий, напоминает, чтобы они использовали всю площадку, летали красиво, эмоционально имитировали  движения, действовали по возможности по сигналу. Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе. Значительно оживляют игру различные атрибуты: головные уборы с изображением птичек, руль автомобиля и т.д. При последующем проведении игры детям предлагают новые варианты: воробушки возвращаются в свои гнездышки, влезают на скамейку (садятся на провода) и т.д. К концу года роль автомобиля можно поручить наиболее активному ребенку[5, с 149].

К средней группе у  детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, метания, высота прыжков; подбирают игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке. И в этой группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль водящего вначале поручается детям, которые могут с ней справиться. Если же ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, формирует честность, справедливость[22, с 24].

В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка»  и др., несюжетные игры - «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется?» и т.д.

Педагог, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания. Воображение ребенка 5-го года жизни носит воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие. В этом отношении велика роль образного сюжетного рассказа. Например, можно предложить детям игру «Козлята и волк». Педагог рассказывает: «Жила-была мама-коза с крутыми рогами, ласковыми и добрыми глазами, гладкой серой шерсткой. У козы были маленькие козлята. Мама любила своих козлят, играла с ними. Козлята весело бегали, прыгали по двору. Когда мама уходила пощипать травку, она наказывала детям сидеть в домике и никому дверь не открывать, особенно злому волку. «Когда я вернусь, то постучу в дверь и спою песенку: Козлятушки, ребятушки, отворите-ка, отоприте-ка, ваша мама пришла, молока принесла». Огромный серый волк очень хотел поймать маленьких козлят. Он подслушал песенку мамы-козы и решил обмануть козлят. Только мама-коза за порог, а серый волк тут как тут. Стучит он в дверь и приговаривает грубым голосом: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла». Спел он песенку и ждет. А козлята услышали грубый голос и догадались, что это волк. «Слышим, слышим, - закричали они, - не мамин голосок, уходи, злой волк, не откроем тебе дверь!» Так и ушел волк обратно в лес. А тут и мама пришла и запела ласковым, нежным голосом: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла». Открыли козлята дверь маме. Рассказали, что приходил серый волк, но они его в дом не пустили. Мама похвалила послушных детей, потом напоила их молоком. И стали они на дворе бегать, прыгать и играть» [22, с 25].

Педагог берет на себя роль мамы-козы, выбирает из числа детей волка, а  остальные дети изображают козлят.

Педагог напоминает детям, что «открывать дверь маме» можно только после того, как прозвучат последние слова песенки.

Такое объяснение сюжета не занимает более полутора минут, Не снижает двигательную активность детей, моторную плотность игры. Вместе с  тем увлеченность детей игрой  дает возможность решать воспитательные задачи в комплексе[22, с 25].

Таким образом, осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. А знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает у детей веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий.

При умелом руководстве  воспитателя подвижной игрой  успешно формируется творческая активность детей, формируются навыки бега. Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предполагаемой ситуации[22, с 25].

У детей всех возрастов  огромная потребность в игре, и  очень важно использовать подвижную  игру не только для совершенствования  навыков бега, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

 

 

 

2. Изучение  влияния сюжетных подвижных игр на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста

 

2.1. Выявление  уровня сформированности навыков  бега у детей среднего дошкольного  возраста и анализ работы детского  сада по использованию сюжетных  подвижных игр с бегом

Для выявления  уровня сформированности навыков бега у  детей 4 - 5 лет нами была обследована  средняя  группа «Колосок» МДОУ № 69 «Веточка». Работа проводилась с октября по декабрь 2011 года.

В ходе проведения опытно-экспериментальной части исследования был проведен констатирующий эксперимент, где использовались следующие виды работ:

1.   Диагностика;

2. Анализ работы детского сада по использованию сюжетных подвижных игр с бегом;

3. Подборка и обоснование серии сюжетных подвижных игр, направленных на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста.

Цель: обследование уровня сформированности навыков бега у детей средней группы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • Выявить уровень сформированности навыков бега.
  • Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
  • Упорядочить запись данных, сбор информации.

Для тестирования навыков бега дошкольников средней группы используется контрольное упражнение, предлагаемое детям в игровой или соревновательной форме. Методика обследования навыков бега проводилась по методике Г. Лесковой и Н. Ноткиной.

Уровни сформированности навыков бега в средней группе:

Высокий: Ребенок проявляет стойкий интерес к бегу. Наблюдается согласованность в движении рук и ног, правильное положение стопы во время бега. Ребенок сохраняет направление движения. Осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушение правил в технике бега. Наблюдается перенос основных упражнений в самостоятельную деятельность.

Средний: Ребенок владеет главными элементами техники бега. Способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа. Наблюдается согласованность в движении рук и ног, правильное положение стопы во время бега. Ребенок не всегда сохраняет направление движения. Иногда замечает ошибки при выполнении упражнений и нарушение правил в технике бега у сверстников. Увлечен процессом и не всегда обращает внимание на результат.

Низкий: Ребенок допускает  существенные ошибки в технике движения. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении показа воспитателя. Нарушает правила в технике выполнения бега. Наблюдается несогласованность в движении рук и ног, неправильное положение стопы во время бега. Ребенок не сохраняет направление движения. Ошибок в действиях других не замечает[3, с 8].

Методика. «Обследование  навыков бега»

Цель: Обследование сформированности навыков бега у детей средней  группы детского сада на начало года.

Для бега на дистанцию 30 м нужна дорожка длиной 40 м. В начале дорожки обозначается черта (старт), а через 30 м (финиш). За линией финиша на расстоянии 5 – 6 м. ставится предмет (флажок, мешочек с песком, кубик).

С дошкольниками проводят бег на дистанцию 30м (на участке), при этом фиксируется время пробегания дистанции  и отмечаются качественные особенности бега у каждого из детей. По команде «Марш!» дети с высокого старта бегут до флажка или ленты, которые размещаются на 5 – 6 м. дальше финишной линии. Это предупреждает снижение скорости перед финишем.

С началом движения ребёнка включается секундомер. Останавливается он после пересечения ребёнком линии финиша. Поочерёдно пробегают дистанцию все дети. Затем даётся вторая попытка, в которой дети бегут в том же порядке, в котором бежали в первый раз. В протоколе фиксируется время бега в каждой из попыток, а также записываются качественные особенности положений туловища, координации рук и ног, «полёта», прямолинейность бега у каждого из детей.

Критерии:

    1. Количественный (Таблица 2.1).
    2. Качественный.

Для анализа качественных показателей сформированности навыков бега использовалась модификационная методика Д.В. Хухлаевой, где качественные показатели следующие:

Качественная оценка:

    1. Положение туловища и головы;
    2. Согласованность движения рук и ног;
    3. Положение стопы;
    4. Легкость бега
    5. Сохранение направления.

Информация о работе Использование сюжетных подвижных игр на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста