Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:05, курсовая работа
Актуальность исследования: В связи с введением новых федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в образовательной области «Физическая культура» выделена задача гармоничного физического развития ребенка через накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями, в частности бегом), а также формирование у воспитанников потребности в двигательной активности. Физическое развитие тесным образом связано с образовательной областью «Здоровье».
Введение………………………………………………………………….........
3
1. Теоретические основы формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста под влиянием сюжетных подвижных игр …………………………………………………………………………….
5
Особенности формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста …………………………………………………….
Методика использования сюжетных подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста для формирования навыков бега …….
5
12
2. Изучение влияния сюжетных подвижных игр на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………..
23
Выявление уровня сформированности навыков бега у детей среднего дошкольного возраста и анализ работы детского сада по использованию сюжетных подвижных игр с бегом……………………..
2.2Подборка и обоснование серии сюжетных подвижных игр, направленных на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста …………………………………………………….
23
28
Заключение…………………………………………………………………....
32
Список используемой литературы …..……………………........................
34
Приложения…………………………………………………………………
Высокий уровень - 5 баллов - у ребенка правильное положение туловища и головы, согласовано движение рук и ног. Бег легкий, правильное положение стопы. Сохраняется направление бега.
Средний уровень - 2 - 3 балла - у ребенка правильное положение туловища и головы, но движение рук и ног не всегда согласовано, Сохраняется направление бега, но не всегда правильное положение стопы.
Низкий уровень - менее 2 баллов - у ребенка неправильное положение туловища и головы, движение рук и ног не согласовано, не всегда сохраняется направление бега, неправильное положение стопы.
Результаты диагностики сформированности навыков бега у детей средней группы «Колосок» представлены в приложении № 1.
Для анализа количественных показателей развития навыков бега использовалась методика Г. Лесковой и Н. Ноткиной (Таблица 2.1).
Таблица 2.1 Показатели бега на скорость (30 м в с)
Возраст |
Пол |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
4 |
М |
9,4 – 8,7 |
9,5 – 9,9 |
10,0 – 10,7 |
4 |
Д |
9,8 – 8,7 |
9,9 – 10,2 |
10,3 – 12,7 |
По результатам обследования мы получили данные, которые представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Результаты обследования количественных показателей бега на 7 октября 2011 года
Уровень |
Количество детей |
Процентное соотношение |
Высокий |
3 |
30% |
Средний |
2 |
20% |
Низкий |
5 |
50% |
Рисунок 2.1.Количественные показатели сформированности навыков бега у детей 4 – 5 лет.
На представленном выше рисунке 2.1. показаны в процентном соотношении результаты сформированности навыков бега у детей 4 – 5 лет.
В таблице 2.3 представлены качественные показатели сформированности навыков бега у детей 4 – 5 лет на начало учебного года.
Таблица 2.3 Качественные показатели сформированности навыков бега у детей 4 – 5 лет.
уровень |
баллы |
Количество детей |
% соотношение |
высокий |
5 баллов |
3 ребенка |
30% |
средний |
2-3 балла |
4 ребенка |
40% |
низкий |
менее 2 баллов |
3 детей |
30% |
На представленном ниже рисунке 2.2 показаны результаты качественного обследования уровня сформированности навыков бега у детей средней группы.
Рисунок 2.2 Качественные показатели сформированности навыков бега у детей 4 – 5 лет.
По результатам проведенного нами обследования выяснилось (Приложение 1), что у троих детей из десяти (Ермаков Андрей, Лебедева Софа, Павлова Лера) – высокий уровень качественных показателей сформированности навыков бега; у четверых детей (Бобренко Саша, Демидов Богдан, Телятников Данил, Терёшина Света) – средний уровень, у данных детей отсутствует согласованность движений рук и ног, легкость бега; у троих детей (Коновалов Матвей, Осипов Кирилл, Розова Лера) – низкий уровень, отсутствуют два и более качеств бега (Таблица 2.3)
Отсюда были сделаны следующие выводы, что качественные показатели навыков бега у 70% детей развиты слабо или не сформированы совсем. Поэтому необходимо проводить работу по формированию навыков бега у детей среднего дошкольного возраста.
В МДОУ № 69 «Веточка» занимаются обучением дошкольников бегу как средству развития выносливости детей.
2.2. Подборка и обоснование серии сюжетных подвижных игр, направленных на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус[18, с 8].
Подвижные игры служат методом
совершенствования уже
Как двигательная деятельность подвижная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Например, в игре «Ловишки» каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его приближении ребенок стремительно убегает в противоположную сторону. Почувствовав себя в безопасности, замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего он вновь ускоряет движение[18, с 10].
В подвижной игре ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.
Дети 4 - 5 лет, по сравнению
с предыдущими возрастными
Нами была подобрана и составлена серия сюжетных подвижных игры, направленных на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста.
Заключение.
Средний дошкольный возраст - период развития основных двигательных качеств ребенка, в особенности бега. В это время необходимо правильно создать для него развивающую среду. Особое внимание необходимо обратить на развитие навыков бега. Ведь именно бег чаще других движений используется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают ли они детское учреждение или играют на площадках, во дворах. Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка – игре.
В среднем дошкольном возрасте при формировании навыков бега нужно научить детей:
1.Туловище и голову
слегка наклонять, смотреть
2. Согласовывать движения
рук и ног: правую руку
3. Бежать легко, ставя ногу с пятки на носок с перекатом на всю ступню и переходом на носок;
4. Сохранять направление бега.
В ходе нашего исследования
мы изучили особенности формирован
У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования навыков бега, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.
В ходе эксперимента нами были подобраны методики для диагностики уровня сформированности навыков бега у детей среднего дошкольного возраста. С помощью данной методики мы выявили, что у детей 4-5 лет недостаточно сформированы навыки бега. Поэтому нами была подобрана и составлена серия сюжетных подвижных игры, направленных на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, подвижную сюжетную игру можно назвать важнейшим средством развития навыков бега у детей среднего дошкольного возраста.