Использование сюжетных подвижных игр на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: В связи с введением новых федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в образовательной области «Физическая культура» выделена задача гармоничного физического развития ребенка через накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями, в частности бегом), а также формирование у воспитанников потребности в двигательной активности. Физическое развитие тесным образом связано с образовательной областью «Здоровье».

Содержание

Введение………………………………………………………………….........
3
1. Теоретические основы формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста под влиянием сюжетных подвижных игр …………………………………………………………………………….


5
Особенности формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста …………………………………………………….
Методика использования сюжетных подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста для формирования навыков бега …….

5

12
2. Изучение влияния сюжетных подвижных игр на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………..


23
Выявление уровня сформированности навыков бега у детей среднего дошкольного возраста и анализ работы детского сада по использованию сюжетных подвижных игр с бегом……………………..
2.2Подборка и обоснование серии сюжетных подвижных игр, направленных на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста …………………………………………………….


23



28
Заключение…………………………………………………………………....
32
Список используемой литературы …..……………………........................
34
Приложения…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Ксения Синичкина.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Высокий уровень - 5 баллов - у ребенка правильное положение туловища и головы, согласовано движение рук и ног. Бег легкий, правильное положение стопы. Сохраняется направление бега.

Средний уровень - 2 - 3 балла - у ребенка правильное положение туловища и головы, но движение рук и ног не всегда согласовано, Сохраняется направление бега, но не всегда правильное положение стопы.

Низкий уровень - менее 2 баллов - у ребенка неправильное положение туловища и головы, движение рук и ног не согласовано, не всегда сохраняется направление бега, неправильное положение стопы.

Результаты диагностики  сформированности навыков бега у  детей средней группы «Колосок»  представлены в приложении № 1.

Для анализа количественных показателей развития навыков бега использовалась методика Г. Лесковой и Н. Ноткиной (Таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 Показатели бега на скорость (30 м в с)

Возраст

Пол

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

4

М

9,4 – 8,7

9,5 – 9,9

10,0 – 10,7

4

Д

9,8 – 8,7

9,9 – 10,2

10,3 – 12,7


 

По результатам обследования мы получили данные, которые представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Результаты обследования количественных показателей бега на 7 октября 2011 года

Уровень

Количество детей

Процентное соотношение

Высокий

3

30%

Средний

2

20%

Низкий

5

50%


 

Рисунок 2.1.Количественные показатели сформированности навыков бега у детей 4 – 5 лет.

На представленном выше рисунке 2.1. показаны в процентном соотношении результаты сформированности навыков бега у детей 4 – 5 лет.

В таблице 2.3 представлены качественные показатели сформированности навыков бега у детей 4 – 5 лет на начало учебного года.

 

Таблица 2.3 Качественные показатели сформированности навыков бега у детей 4 – 5 лет.

уровень

баллы

Количество детей

% соотношение

высокий

5 баллов

3 ребенка

30%

средний

2-3 балла

4 ребенка

40%

низкий

менее 2 баллов

3 детей

30%


 

На представленном ниже рисунке 2.2 показаны результаты качественного обследования уровня сформированности навыков бега у детей средней группы.

 

Рисунок 2.2 Качественные показатели сформированности навыков бега у детей 4 – 5 лет.

 

По результатам проведенного нами обследования выяснилось (Приложение 1), что у троих детей из десяти (Ермаков Андрей, Лебедева Софа, Павлова Лера) – высокий уровень качественных показателей сформированности навыков бега; у четверых детей (Бобренко Саша, Демидов Богдан, Телятников Данил, Терёшина Света) – средний уровень, у данных детей отсутствует согласованность движений рук и ног, легкость бега; у троих детей (Коновалов Матвей, Осипов Кирилл, Розова Лера) – низкий уровень, отсутствуют два и более качеств бега (Таблица 2.3)

Отсюда были сделаны  следующие выводы, что качественные показатели навыков бега у 70% детей  развиты слабо или не сформированы совсем. Поэтому необходимо проводить работу по формированию навыков бега у детей среднего дошкольного возраста.

В МДОУ № 69 «Веточка»  занимаются обучением дошкольников бегу как средству развития выносливости детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Подборка  и обоснование серии сюжетных подвижных игр, направленных на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста.

В процессе физического  воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая  роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус[18, с 8].

Подвижные игры служат методом  совершенствования уже освоенных  детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя выносливость, ловкость и другие физические качества. Основоположник отечественного физического образования П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».

Как двигательная деятельность подвижная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка  быстрой реакции на сигналы и  неожиданные изменения игровой  обстановки. Различные ситуации, возникающие  в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Например, в игре «Ловишки» каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его приближении ребенок стремительно убегает в противоположную сторону. Почувствовав себя в безопасности, замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего он вновь ускоряет движение[18, с 10].

В подвижной игре ребенок  учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Дети 4 - 5 лет, по сравнению  с предыдущими возрастными группами, проявляют большее желание к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения в лазании, равновесии и т. д.). Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через «ручеек». Увеличение их двигательных возможностей позволяет подбирать игры с разнообразными видами основных движений и их сочетаниями[18, с 12].

Нами была подобрана  и составлена серия сюжетных подвижных  игры, направленных на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста.

Во всех 10 предложенных нами играх присутствуют следующие элементы:

    1. Показ воспитателем

    1. Совместное выполнение воспитателем и детьми

    1. Зрительный ориентир

    1. Звуковой ориентир

    1. Помощь педагога

Для формирования навыков бега у детей 4- 5лет мы предлагаем следующие игры:

1.Подвижная игра «Хромая лиса»

2.Подвижная игра «Волк и овцы»

3. Подвижная игра «Самолеты».

4. Подвижная игра «У медведя во бору».

5. Подвижная игра «Птички и птенчики»

6. Подвижная игра «Найди свой цвет»

7. Подвижная игра «Цветные автомобили»

8. Подвижная игра «Лошадки»

9. Подвижная игра «Бездомный  заяц»

10. Подвижная игра «Совушка» 

Наиболее подробно игры описаны  в приложении 3.

Для поддержания интереса детей  к игре использовались такие приемы как сбор на игру с помощью потешек, загадок, «зазывалочек»; использование ярких атрибутов (масок-шапочек, эмблем и т. д.); распределение ролей с помощью считалок, «волшебной палочки», перехваток, вертушек и т. д..

Объяснение игры мы старались проводить кратко и понятно, интересно и эмоционально.

По составленному плану была  апробирована серия подвижных игр, во время проведения которых, велась работа над количественными (скоростными) и качественными показателями бега у детей со средним и низким уровнем развития сформированности навыков бега.

Дети с большим удовольствием  включались в игровую деятельность. Наиболее яркий эмоциональный отклик вызвали у детей следующие  игры: «Бездомный заяц», «Совушка», «У медведя во бору». Ребята были очень активны.

Таким образом, у детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Полноценное физическое развитие дошкольника - это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам движений и физических качеств, поэтому именно подвижная  сюжетная игра является естественной формой социального самовыражения личности и творческого освоения мира, а также средством формирования навыков бега. Важность обучения бегу состоит в том, что он чаще других движений используется в повседневной жизни всеми детьми. Кроме того, бег входит в содержание многих видов движений: от умения правильно выполнять бег зависит успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в футбол, волейбол, баскетбол и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Средний дошкольный возраст - период развития основных двигательных качеств ребенка, в особенности бега. В это время необходимо правильно создать для него развивающую среду. Особое внимание необходимо обратить на развитие навыков бега. Ведь именно бег чаще других движений используется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают ли они детское учреждение или играют на площадках, во дворах. Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка – игре.

В среднем дошкольном возрасте при формировании навыков  бега нужно научить детей:

1.Туловище и голову  слегка наклонять, смотреть вперед;

2. Согласовывать движения  рук и ног: правую руку выносить  вперед по направлению к плечу  одновременно с левой ногой  и, наоборот, левую руку – с  правой ногой;

3. Бежать легко, ставя  ногу с пятки на носок с перекатом на всю ступню и переходом на носок;

      4. Сохранять  направление бега.

В ходе нашего исследования мы изучили особенности формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетных подвижных игр. Нами была изучена психолого-педагогическая литература по вышеуказанной теме.

У детей всех возрастов  огромная потребность в игре, и  очень важно использовать подвижную  игру не только для совершенствования  навыков бега, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

В ходе эксперимента нами были подобраны методики для диагностики уровня сформированности навыков бега у детей среднего дошкольного возраста. С помощью данной методики мы выявили, что у детей 4-5 лет недостаточно сформированы навыки бега. Поэтому нами была подобрана и составлена серия сюжетных подвижных игры, направленных на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста.

Во всех 10 предложенных нами играх  присутствуют следующие элементы:

1.Показ воспитателем

2.Совместное выполнение воспитателем и детьми

3. Зрительный ориентир

4. Звуковой ориентир

5. Помощь педагога

Таким образом, подвижную сюжетную игру можно назвать важнейшим средством развития навыков бега у детей среднего дошкольного возраста.

Информация о работе Использование сюжетных подвижных игр на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста