Методика езды на велосипеде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 22:23, контрольная работа

Краткое описание

Езда на велосипеде это один из видов оздоровительных упражнений, она развивает ловкость, силу, выносливость, смелость, укрепляет мышцы и ног, и рук. Велосипедные прогулки дарят и детям, и взрослым массу положительных эмоций. Есть несколько методов обучения езды на велосипеде и, несмотря на различные подходы, все они эффективны. Но также существует в этих методах и нечто общее.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 3
Общая характеристика............................................................. 4
Методика обучения езды на велосипеде ................................... 5
Езда на велосипеде в режиме дня детского сада ..................... 10
Значение езды на велосипеде на организм ребенка .................12
Роль педагога и родителей в обучении ребенка езде на велосипеде ............................................................................. 13
Заключение ................................................................................. 16
Список литературы ..................................................................... 17
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Методика езды на велосипеде кр.docx

— 43.62 Кб (Скачать файл)

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Теория и технология физического воспитания детей»

 

«Методика обучения детей дошкольного возраста езде на велосипеде»

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ................................................................................................................. 3

  1. Общая характеристика.............................................................  4
  2. Методика обучения езды на велосипеде ................................... 5
  3. Езда на велосипеде в режиме дня детского сада ..................... 10
  4. Значение езды на велосипеде на организм ребенка .................12
  5. Роль педагога и родителей в обучении ребенка езде на велосипеде ............................................................................. 13

Заключение ................................................................................. 16

Список литературы ..................................................................... 17

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Езда на велосипеде играет значительную роль в воспитании у ребенка умения сохранять равновесие, координировать движения, развивает быстроту реакции на изменение окружающей местности, дороги (неровность дороги, препятствия, которые нужно объезжать, И др.). У ребенка развиваются мышцы ног, ритмичность, ориентировка в пространстве.

Езда на велосипеде это один из видов оздоровительных упражнений, она развивает ловкость, силу, выносливость, смелость, укрепляет мышцы и ног, и рук. Велосипедные прогулки дарят и детям, и взрослым массу положительных эмоций. Есть несколько методов обучения езды на велосипеде и, несмотря на различные подходы, все они эффективны. Но также существует в этих методах и нечто общее.

Умение езды на велосипеде является «пожизненным», т.е. если вы однажды научились кататься, то даже спустя двадцать лет, сев на велосипед вы поедете. Период обучения часто проходит довольно сложно, дети падают, получают ссадины и синяки, плачут. Поэтому особенно важно в этот период поддержать своего малыша, не критиковать его, не ругать, а вселить в него уверенность и веру в свои силы, тогда все у вас рано или поздно получится.

Возраст, с которого следует начинать обучение, в принципе не имеет значения, существуют только «нижние» рамки. Первую велосипедную поездку можно совершать уже в годик-полтора, конечно же, на трехколесном велосипеде. Многие родители скептически относятся к такому виду транспорта, но он поможет ребенку овладеть самыми простейшими навыками езды – крутить педали, поворачивать.

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика

 

 Езда на  велосипеде относится к скоростно-силовым упражнениям циклического типа и оказывает сильное воздействие на сердечно - сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. При систематических занятиях ездой на велосипеде у детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость. Кроме того, у детей развиваются волевые качества, создаются положительные эмоции. Дети приобретают знания о технике механического передвижения, устройстве велосипеда и навыки по уходу за ним.

Для детей дошкольного возраста рекомендуются трехколесные и двухколесные велосипеды. Очень удобен комбинированный велосипед, который можно ставить на три и два колеса; благодаря тому, что сиденье его поднимается и опускается, велосипед легко приспособить к росту ребенка. Но седло не должно быть поднято слишком высоко, чтобы ребенок не наклонялся сильно вперед и не сутулился.

Удобнее пользоваться велосипедами, если для их хранения отведено определенное место на участке. После пользования дети сами очищают их от пыли, проверяют состояние деталей, смазывают и ставят на место.

Целесообразно  обучение  езде   на   велосипеде  проводить в брюках.

Для езды на велосипеде следует выделить специальное место. Дорожка должна быть ровной и достаточного размера (длиной примерно в 50 м, шириной в 3 м), а также площадку размером 10X10 кв. м.

 

 

 

 

 

2. Методика  обучения езде на велосипеде

 

Обучение езде на велосипеде организуется во время утренней и вечерней прогулки на участке весной и летом. Прежде всего детей знакомят с правилами езды на велосипеде:

  • ездить по дорожкам можно только в одном направлении, держась правой стороны;
  • помимо выделенной дорожки выезжать на велосипеде никуда нельзя;
  • ездить нужно осторожно, чтобы никого не столкнуть;
  • если случайно на дорожке встретится кто-нибудь из детей пли взрослых, его надо объехать;
  • при катании на велосипедах по дорожке никто из детей не должен выходить на нее и не пересекать ее.

Сначала обучают детей езде на трехколесном велосипеде. Обучение езде на трехколесном велосипеде начинают с двухлетнего возраста. Сначала детей знакомят с велосипедом и правилами езды на нем ;затем учат садиться на велосипед и сходить с него. Детям объясняют, что нужно подойти с левой стороны, взяться за ручки руля руками, правую ногу, слегка согнутую и колене, перенести (занести) сзади или спереди сиденья (через седло) и поставить на правую педаль. Можно сесть на велосипед и другим способом: перенести правую ногу через седло и поставить на землю, сесть на седло и поставить ноги на педали. Для вращения колес поочередно нажимают на педали ногами. На велосипеде следует сидеть прямо, смотреть вперед на дорожку. При сильно наклоненном корпусе езда на велосипеде может отрицательно повлиять на осанку детей.

Детей учат ездить на велосипеде по прямой, а потом с поворотами направо, налево. При поворотах направо руль нужно повернуть в ту же сторону. В дальнейшем следует научить детей ездить по кругу, змейкой, делать поворот кругом и выполнять различные задания (позвонить в колокольчик, снять подвешенную ленту и т. д.), ездить с ускорением па скорость, ездить по слегка неровной местности.

Обучение езде на двухколесном велосипеде начинают с четырехлетнего возраста, если дети умеют ездить на трехколесном велосипеде и имеют хорошую общую физическую подготовленность, обучение идет быстрее. Труднее осваивают езду на велосипеде дети, у которых слабо развито равновесие, которые нерешительны, боятся упасть, а также дети с недостаточной координацией движений.

Целесообразно сначала обучать детей более смелых: они своим примером положительно повлияют на сверстников, и, кроме того, их можно в дальнейшем привлекать к помощи при обучении других детей.

Обучение езде па двухколесном велосипеде в детском саду проводится в индивидуальном порядке. К этому следует привлекать и родителей, познакомив их с методикой обучения. Овладение навыками езды па велосипеде в семье позволит более полноценно использовать данный вид движения в детском саду.

Сначала детей знакомят с велосипедом: объясняют его устройство, назначение частей и технику передвижения.

Ведение велосипеда в прямом направлении, с поворотами направо, налево, кругом, ведение его по кругу, змейкой; езда по прямой с поворотами: направо, налево при поддержке взрослого; посадка на велосипед и слезание с него; езда на велосипеде самостоятельно по прямой, с поворотами направо, налево, кругом, езда по кругу, змейкой, езда с дополнительными заданиями.

Детям показывают и объясняют, как надо держать велосипед и водить его по прямой: велосипед нужно поставить с правой стороны, руки положить на ручки руля (руль держать двумя руками), немного отодвинуться в сторону, чтобы не мешала педаль при ходьбе. При поворотах направо, налево руль следует поворачивать в ту же сторону, в которую надо повернуть велосипед. В дальнейшем дается задание: водить велосипед по кругу, змейкой, делать повороты кругом.

Разнообразные упражнения  с вождением велосипеда, проводимые в течение нескольких запятим, формируют у детей навыки и качества, которые необходимы им для езды па велосипеде. Затем детям показывают и объясняют, что при езде   па велосипеде сидеть надо прямо, непринужденно  (не напряженно), слегка наклоняясь вперед (не сутулясь), руль держать без напряжения, смотреть вперед на дорожку -выбирая себе путь. Езда на велосипеде длительное   время   при   сильно   наклоненном туловище может привести к образованию   сутуловатости. Особенно нужно следить за прямой посадкой детей на первом этапе обучения. Детей следует учить ступени и колени ног держать параллельно раме велосипеда,  слегка     развернутыми  носками в стороны, педалировать плавно без резких толчков. Воспитатель берется левой рукой за левую ручку руля,   правой   рукой   держит седло сзади и передвигает велосипед по прямой, а ребенку предлагает равномерно нажимать на педали   передней   частью ступни и  активно  передвигать велосипед. Чтобы научить детей устойчиво сидеть па  велосипеде вовремя движения и сохранять равновесие на качающейся опоре, воспитатель, держась за ручку руля и сзади за седло, производит раскачивание велосипеда то вправо, то влево.   Ребенок,   преодолевая   боязнь,   старается хорошо держаться за руль и приучается сохранять равновесие. Это упражнение помогает быстрее научиться сохранять  равновесие в движении.

После того как ребенок научится вращать ногами педали, воспитатель уменьшает усилия по передвижению велосипеда. Когда же ребенок научится устойчиво держать руль, то воспитатель постепенно передает управление ребенку.

Освоив прямое управление рулем, ребенок едет увереннее, увеличивая скорость. Чем больше скорость, тем легче удерживать равновесие (в случае потери равновесия необходимо руль поворачивать в сторону наклона). Воспитатель незаметно на некоторое время отпускает велосипед, и ребенок продолжает ехать самостоятельно без поддержки. Воспитатель, обеспечивая страховку, постепенно подводит ребенка к самостоятельной езде по прямой.

После этого следует научить делать повороты направо, налево: ребенок должен правильно сидеть, сохраняя равновесие, одновременно выполнять движения ногами, держаться за руль руками, наклоняя туловище в сторону поворота. Перед поворотами направо следует выехать к левому краю дорожки и постепенно поворачивать руль направо, перед поворотом налево выехать к правому краю дорожки и постепенно поворачивать руль налево. При выполнении ребенком поворотов воспитатель в начале обучения подсказывает ему, как надо повернуть руль. В начале обучения воспитатель поддерживает ребенка за руль и сиденье велосипеда во время всего поворота, помогая сохранить равновесие. В дальнейшем, ослабляя усилия, передает управление ребенку, поддерживая велосипед за сиденье, а затем отпускает и сиденье, и ребенок делает поворот самостоятельно. Детей следует научить садиться на велосипед и сходить с него:

Чтобы сесть на велосипед (для девочек), девочка, держась за ручки руля, наклоняет его на себя, правую ногу ставит на полуопущенную педаль, после этого, отталкиваясь левой ногой, переводит велосипед в вертикальное положение; нажимая правой ногой па педаль, садится на седло и, нажимая левой ногой на педаль, начинает вращать колеса велосипеда. Или переносит правую ногу через седло спереди, садится на седло и ставит правую ногу на полуопущенную педаль, затем ставит ногу на левую педаль и начинает вращать колеса велосипеда.

На велосипед (для мальчиков) садятся следующим образом: держась двумя руками за ручки руля, становится сбоку (слева) от велосипеда; правую педаль ставят вверх, немного вперед, наклоняя велосипед на себя, переносят (передают) на эту ногу вес тела, левую ногу отрывают от земли и ставят на педаль, одновременно садятся па седло и начинают движение вперед. Или, опустив левую педаль ногой вниз до отказа, ставят на нее левую ногу, делают несколько толчков правой ногой, сообщая велосипеду первоначальную скорость, переносят правую ногу через седло, садятся на седло, ставят правую ногу на педаль и начинают попеременно вращать ногами педали, не отрывая от них ног. Воспитатель обеспечивает страховку и при необходимости поддерживает велосипед за руль и седло.

Чтобы сойти с велосипеда, прекращают вращение педалей и замедляют ход; когда скорость почти угаснет, наклоняют его в ту сторону, н которую хотят сойти, и, опершись одной ногой о землю, переносят другую ногу через раму или седло. Тормозить следует плавно, без резких толчков.

До тех пор пока ребенок не приобрел твердых навыков езды на велосипеде по прямой, с поворотами направо, налево, воспитателю необходимо все время обеспечивать страховку.

Необходимо обучать ребенка ездить в указанном направлении, выполняя различные задания: объезжать препятствия, проехать «тоннель», проехать между двумя начерченными линиями и т.д.

Очень полезно обучать ездить, соревнуясь. С этой целью проводятся игры-эстафеты, игры-соревнования «Кто первый?», «Кто быстрее?» и т.д.

Первоначально вождению велосипеда отводится 8—10 мин, а затем, когда дети усвоят технику вождения, это время можно продлить до 20—30 мин.

Дети учатся ездить по кругу, соблюдая очередность.

Опыт показывает, что у смелых, настойчивых детей с хорошей физической подготовленностью, образуются умении езды на велосипеде за 6—8 ежедневных занятий. Для более робких детей, а также для детей с недостаточно развитым чувством равновесия нужно для этого 12—15 дней. В дальнейшем необходимо, чтобы дети закрепляли навыки езды на велосипеде как в детском саду, гак и в домашних условиях.

Когда каждый ребенок освоит езду на велосипеде, можно устраивать выезды на туристские прогулки.

3. Езда на велосипеде в режиме дня детского сада

 

Езда на велосипеде в детском саду организуется во время утренней и вечерней прогулки на участке весной и летом. Во время занятий на свежем воздухе при различной температуре воздуха в соответствующей  одежде у ребенка повышаются защитные  силы организма и обменные процессы в нем. Кроме того, занятия способствуют познанию детьми явлений природы, они приобретают понятия об устройстве велосипеда. У ребенка значительно расширяется  словарный запас, развиваются нравственные качества; товарищеская взаимопомощь, выдержка, решительность и другие свойства личности. Дети приобретают знания о технике механического передвижения, устройстве велосипеда и навыки по уходу за ним. Удобно, если для хранения велосипеда отведено  определенное место на участке. После пользования дети сами очищают их пыли, проверяют состояние деталей, смазывают и ставят их на место – этим ребенок приобретает трудовые навыки, приучается к бережливости, аккуратности.

На участке отводится место, где дети могли бы ездить, не мешая другим, не сталкиваясь с ними.  Лучше всего, если это ровная и довольно широкая дорожка примерно 50  метров длиной и  3  метра шириной.  Увлекательно и полезно будет детям кататься на велосипеде, если на участке оборудовать место для игры в « правила дорожного движения», обозначить перекрестки, направления движения и поворотов, поставить светофоры, подготовить регулировщиков.

Информация о работе Методика езды на велосипеде