Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:13, курсовая работа
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
СОДЕРЖАНИЕ 1
Введение 3
Глава I. Лингвистические основы обучения орфографии в школе 4
1.1. Понятие об орфографии и её разделы 4
1.2. Основные принципы русской орфографии 5
Глава II. Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка у младших школьников. 13
2.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 13
2.2. Сущность орфографического правила. 18
2.3. Психологические особенности процесса письма у младших школьников 22
Глава III. методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 25
3.1. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 25
3.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников 28
3.3. С чего начинать орфографическую работу? 37
3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 43
3.5. Использование карточек с выборочным ответом при повторении орфографии на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 62
Заключение 65
Библиография 67
СОДЕРЖАНИЕ 1
Введение 3
Глава I. Лингвистические основы обучения орфографии в школе 4
1.1. Понятие об орфографии и её разделы 4
1.2. Основные принципы русской орфографии 5
Глава II. Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка у младших школьников. 13
2.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 13
2.2. Сущность орфографического правила. 18
2.3. Психологические особенности процесса письма у младших школьников 22
Глава III. методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 25
3.1. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 25
3.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников 28
3.3. С чего начинать орфографическую работу? 37
3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 43
3.5. Использование карточек с выборочным ответом при повторении орфографии на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 62
Заключение 65
Библиография 67
Проблема
обучения детей грамоте всегда стояла
чрезвычайно остро не только в
педагогике, но и в социальной жизни,
так как грамотность народа –
это его оружие в борьбе за культуру.
Поэтому достижение высокого качества
орфографических навыков по-
Говоря
о задачах преподавания русского
языка в школе нужно
Литературный
язык – это высшая, образцовая, обработанная
и нормированная форма
Норма – это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех «правила» произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений. Соблюдение норм ведёт к точности и ясности, способствует лучшему восприятию содержания речи.
Различают
произносительные, лексические, грамматические,
орфографические и другие нормы.
Орфографические нормы
Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:
1) орфографическая
грамотность выступает
2) письменная
форма литературного языка
Общепризнанным
является то, что хорошо развитые речевые
навыки, точная и грамотная устная
речь в различных ситуациях общения,
грамотное письмо воспринимают как
признак воспитанности и
Действительно,
теоретический материал курса русского
языка представляет для школьников
некоторые трудности, так как
представлен в большем объеме,
который необходимо не только усвоить,
но и применять на практике. Объем
этот определен официальной
Итак, проблема
орфографической грамотности
«Современное письмо состоит из трёх частей, построенных одна на другой: алфавита, графики и орфографии»; в начальных классах необходимо обучать детей письму во всех элементах, в их взаимосвязи. И методика правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков. Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой, – это уже область орфографии, правила, которые обеспечивают единообразие написания родственных слов, единообразие обозначения грамматических форм, единообразие обозначения собственных имён, в отличие от нарицательных и пр. Все написания, которые устанавливаются правилами – указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой.
Орфография – это
1) исторически
сложившаяся система
2) правила,
обеспечивающие единообразие
3) соблюдение
принятых написаний, частных и
подчиняющихся определенным
4) часть
науки о языке (в его
В основу
изучения орфографии и формирования
орфографических навыков в
Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии:
1) при
обозначении звуков буквами в
словах: правила правописания
2) при
выборе слитного или
3) при
употреблении прописных и
4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую;
5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов.
Природу русской орфографии обычно определяют с лингвистических позиций – с точки зрения фонологии, морфемики и прочее. Разные орфографические явления, типы орфограмм при этом подводятся под морфологический, фонетический, традиционный и иные принципы, что помогает в выборе методов и приёмов обучения не орфографии вообще, а каждому конкретному типу орфограмм. Понимание природы орфографии, её свойств раскрывается через её принципы, то есть основные положения и теории.
Современное русское правописание опирается на определенные принципы. Понять принцип орфографии – значит увидеть её систему и воспринять каждое её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка. В теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный принципы, а также дифференцирующие написания.
Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное, одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, то есть независимо от позиционных чередований, других традиционных несоответствий письма и произношения. К числу таких несоответствий относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах – корне, приставке, суффиксе, окончании, оглушение звонких согласных и озвончание глухих перед парными глухими и звонкими согласными, оглушение в абсолютном конце слова; орфоэпическое, традиционное произношение многих слов и сочетаний.
Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому признаку, включает в себя:
во-первых: понимание значения проверяемого слова или словосочетания, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить падежную форму, собственное имя и т.п.;
во-вторых: анализ морфологического состава слова, умение определить место орфограммы, что важно для выбора и применения правила;
в-третьих: фонетический анализ, определения слогового состава, ударяемого и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин;
в-четвертых, грамматический анализ слова (словосочетания) – определение части речи, формы слова, например: имя существительное, первого склонения, стоит в д.п., ед.ч., и т.д.
Ведущее положение морфологического принципа русской орфографии определяет и методику обучения правописанию: последняя строится на сознательном, аналитическом подходе к языку, на понимании значений слов и их сочетаний, текста, грамматических категорий и форм, фонемного состава слова.
Морфологическому
принципу соответствуют следующие
орфографические темы, изучаемые
в начальных классах: правописание
безударных гласных, звонких и глухих
согласных, непроизносимых согласных,
кроме непроверяемых слов, которые
пишутся по другому принципу; правописание
безударных гласных, звонких и глухих
согласных в приставках и суффиксах,
на стыках морфем (кроме отдельных
случаев, например, приставок на «-з»,
которые пишутся по другому принципу,
этот случай в начальных классах
не изучается); правописание безударных
гласных в окончаниях словоформ:
в падежных окончаниях 1-го, 2-го и 3-го
склонений имён существительных, в
падежных окончаниях имён прилагательных,
в личных окончаниях глаголов 1-го и
2-го спряжений настоящего и будущего
времени; перенос слов со строки на
строку, поскольку при переносе соблюдается
не только слоговое, но и морфемное
деление слов; в определённой мере
морфологический принцип
Даже такие орфографические темы, как обозначение мягкости согласных на письме, употребление заглавной буквы в именах, двойные согласные, также опираются на морфологические знания и умения детей.
Итак, морфологический принцип является основным принципом русской орфографии. Как было сказано выше, суть его заключается в том, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся в том или ином положении.
Таким образом, на морфологическом принципе основано:
1) написание
проверяемых безударных
2) правописание приставок, исключая приставки на з-: поиграть [пъиграт], пропустил [пръпустил], заход [з хот].
3) правописание
безударных окончаний
4) правописание суффикса –ок: широк [шырок], низок [низък];
5) правописание
слов с непроизносимыми
6) правописание
ассимилированных согласных:
7) написание И после приставок на твердый согласный и первого корня, начинающегося с –И- в сложносокращенном слове: пединститут [п ьдынс т и ту т], дезинформация [д ьзынф рмацыjь].
Единство орфографического облика морфем достигается тем, что на письме обозначается не произношение в том или ином случае, а фонемный состав морфемы, образуемый сильными фонемами. Поэтому основной принцип русской орфографии можно назвать и фонетическим, понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфемы.
Отступлениями от основного принципа русской орфографии являются фонетический и традиционно-исторический принципы.
Рассмотрим
далее фонетический принцип. Предполагается,
что первоначально возникшая
у разных народов звуко-буквенная
письменность всегда была фонетической:
каждый звук речи фиксировался так, как
он звучит, так, как его слышит пишущий.
И в современном русском письме
немало таких написаний, где не возникает
никаких расхождений между