Методика обучения тяжелоатлетических упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:18, доклад

Краткое описание

Процесс спортивной тренировки включает в себя целый ряд принципов, которые в комплексе обеспечивают эффективную подготовку спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Главными из них являются следующие: воспитание, обучение и совершенствование двигательных и функциональных возможностей. Как известно, тяжелоатлетические упражнения (в частности рывок и толчок) относятся к сложно-координационым упражнениям, при выполнении которых от атлета необходимо, помимо силы, проявление таких физических качеств, как координация ловкость, гибкость и быстрота.

Вложенные файлы: 1 файл

Силовые единоборства.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Методика обучения тяжелоатлетических упражнений.

Процесс спортивной тренировки включает в себя целый ряд принципов, которые в комплексе обеспечивают эффективную подготовку спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Главными из них являются следующие: воспитание, обучение и совершенствование двигательных и функциональных возможностей. Как известно, тяжелоатлетические упражнения (в частности рывок и толчок) относятся к сложно-координационым упражнениям, при выполнении которых от атлета необходимо, помимо силы, проявление таких физических качеств, как координация ловкость, гибкость и быстрота. На этапе обучения технике выполнения классических упражнений перед спортсменами ставится задача не столько достижения высоких результатов, сколько правильного) освоения отдельных элементов и в целом всего соревновательного упражнения.

Как мы уже говорили, техника  тяжелоатлетических упражнений, особенно рывка и толчка, достаточно сложна. Поэтому реко мендуется ее изучать  и совершенствовать по частям. А  в самом про цессе обучения спортивной технике следует выделить следующие периоды:

1. Иррадиация процесса возбуждения. В этот период происходит овладение основными двигательными действиями в их первоначальной форме на основе проявления простых координационных усилий.

2. Концентрация процессов  возбуждения благодаря развитию процессов торможения. В этой фазе происходят корректировка, уточнение и дифференциация двигательных действий спортсмена.

3. Стабилизация и автоматизация двигательных проявлений. На этой фазе обучения происходят закрепление и приспособление к изменяющимся условиям, при которых выполняются двигательные действия; технические действия стабилизируются на каком-то определенном уровне с учетом индивидуальных особенностей атлета.

Освоение спортивной техники часто опирается на уже имеющийся двигательный опыт, приобретенный в течение жизни. Известно, что способность к формированию новых двигательных умений и навыков тем выше, чем тоньше, точнее и многообразнее тренируется сенсомоторная система человека. Двигательный опыт, таким образом, представляет собой решающую основу для формирования двигательных действий.

Существует правило: чем  больше специально-вспомогательных (подготовительных) упражнений, сходных по структуре  с изучаемым движением, осваивает  занимающийся, тем больше предпосылок создается для успешного освоения и совершенствования спортивной техники.

Обобщая вышеизложенное, можно дать следующие методические рекомендации.

Во-первых, необходимо сразу  же обучать той технике движений, которая представляет собой наиболее рациональный способ решения двигательных задач. Это в дальнейшем избавит тренера затрачивать много времени и энергии на переучивание техники, когда на этапе спортивного мастерства результаты в классических упражнениях перестали увеличиваться из-за пробелов в техническом исполнении.

Во-вторых, следует уделять  большое внимание теоретическим  занятиям со спортсменами и созданию у них стимула сознательного  отношения к тренировке и готовности к постоянному совершенствованию  в технике выполнения тяжелоатлетических упражнений.

В-третьих, необходимо уделять  особое внимание созданию высокого уровня специальной физической подготовленности юных атлетов, которая бы тесно согласовывалась  с динамическими характеристиками движений.

В-четвертых, надо обеспечить такие условия контроля за техникой выполнения соревновательных упражнений, чтобы те или иные отклонения от оптимальных биомеханических параметров движения отмечались бы достаточно объективно с первых же попыток.

Основы техники выполнения упражнений закладываются с первых занятий спортом. Закрепление же и тем более дальнейшее ее совершенствование продолжается на протяжении всей практической деятельности атлета. Пренебрежительное отношение к правильному в техническом отношении исполнению соревновательных и сопутствующих им специально-вспомогательных упражнений в дальнейшем станет сильнейшим тормозом в спортивной подготовке.

По мнению специалистов, в практике тяжелоатлетического  спорта используются как минимум  две методики обучения и последовательности в разучивании техники упражнений: 1 -я методика — подъем штанги на грудь, толчок от груди и рывок: 2-я методика — рывок, толчок от груди (штанга берется со стоек), подъем на грудь. Выбор того или иного методического подхода остается за тренером. Однако, во всех случаях обеспечивается педагогический принцип последовательности в обучении технике.

В детских и подростковых группах разучивание упражнения рекомендуется делать в следующей  последовательности:

— рывок с полуприседом;

— рывок «разножкой» (приседом);

— толчок от груди с уходом в «ножницы»;

— подъем на грудь с  полуприседом;

— подъем на грудь «разножкой».

В период начального обучения технике круг упражнений со штангой  следует ограничить. По мере освоения двигательных действий, закрепления  умений и навыков в классических упражнениях тренировка становится все разнообразнее, в ней все шире и шире применяются вспомогательные и общесиловые упражнения.

Следует напомнить, что  функциональные возможности организма  детей и подростков (а именно в  этом возрасте следует особое внимание уделять обучению технике тяжелоатлетических упражнений) недостаточно адаптированы к трудным условиям, создаваемым при натуживании во время подъема тяжестей. В рывке натуживание по времени очень непродолжительно и поэтому не всегда ощущается атлетом. Однако, при подъеме штанги на грудь и в фазе выталкивания из крайнего нижнего положения оно проявляется особенно сильно.

Тренировка будет значительно  эффективнее, если в развитии физических качеств придерживаются определенных закономерностей: в первую часть тренировки включаются упражнения на развитие координации движений, ловкости и быстроты, в центральную — упражнения силового характера и в конце — на выносливость. По отношению к подъему на грудь и толчку штанги от груди, рывок — более координированное и скоростно-силовое упражнение.

Имеется целый ряд  рекомендаций последовательности обучения технике подъема штанги в соревновательных упражнениях — рывке и толчке. На наш взгляд, наиболее предпочтительные аргументы по методике обучения имеются  у А.С.Медведева (1986). Остановимся на них.

В учебнике «Тяжелая атлетика»  для институтов физкультуры рекомендуется  начинать обучение технике классических упражнений со старта и исходных положений  с виса. Как известно, на первых порах  планируется от трех до четырех подводящих рывковых и толчковых упражнений. Отсюда следует, что одновременно происходит обучение как стартовому положению, так и подъему штанги из различных исходных позиций. Вот несколько примеров обучения новичков технике выполнения соревнователных упражнений.

Первое занятие: рывок в полуприсед с виса из исходного положения, когда  гриф расположен выше уровня коленей, старт — тяга до уровня коленей.

Второе занятие: рывок в полуприсед с виса из исходного положения, когда  гриф расположен ниже уровня коленей, старт — тяга до уровня коленей, старт — тяга рывковая.

Третье занятие: рывок в полуприсед с помоста, старт-тяга рывковая до уровня коленей, рывок в полуприсед с  помоста + приседание со штангой вверху на прямых руках, тяга рывковая + рывок  в полуприсед.

Четвертое занятие: рывок в полуприсед с помоста + приседание со штангой вверху на прямых руках, рывок классический с помоста, старт-тяга рывковая, старт-тяга рывковая до уровня коленей.

Для повышения эффективности обучения технике соревновательных упражнений важно включать в разные части занятия имитационные упражнения из его основной части, а перед выполнением упражнений в основной части имитационные упражнения желательно выполнять с небольшими отягощениями (металлической палкой, грифом штанги).

 

2. Структура тренировочных занятий в тяжелой атлетике

Учебчо-тренировочные занятия по тяжелой атлетике, как и в других видах спорта, включают в себя три (или четыре) части.

Общая структура тренировочного занятия базируется на определенных физиологических, психологических  и педагогических принципах. Длительность тренировочного занятия определяется поставленной задачей, периодом спортивной подготовки, возрастом, спортивным стажем и другими факторами, а также индивидуальными особенностями занимающихся.

В тренировочном занятии  целесообразно выделить следующие  части: подготовительную, основную и  заключительную.

Подготовительная часть

В подготовительной части  следует сформировать оптимальную установку спортсмена на решение определенных задач с помощью физических упражнений, а также психологической и педагогической настройки. Организм должен постепенно быть подведен к выполнению тренировочной нагрузки, так как 1 внезапное выполнение высоких требований к двигательному и Функциональному аппарату может привести к травмам, снизить эффект действия основного упражнения.

3 подготовительной части  тренировки штангиста решаются  следующие задачи:

— раскрепощение —  необходимо освободить атлета во время разминки от элементов закрепощенности, скованности, обеспечив оптимальное функциониро-

вание мышечной системы  за счет эластичности и подвижности  звеньев всего двигательного  аппарата;

— разогревание и подведение к основной нагрузке — для атлета очень важно в этой части занятия добиться увеличения ударного и минутного объемов крови, усиления вентиляции легких, повышения температуры тела (по внешним признакам покраснение тела) и частоты пульса;

— «двигательная настройка» — во время разминки происходит врабатывание в режим специализированных актов, достижение оптимума двигательных реакций;

— «психическая настройка» — в тяжелоатлетическом спорте очень  важно обеспечить во время занятий  оптимальную возбудимость, сосредоточенность  на главной задаче, создание психической готовности к тренировке с тяжестями различной интенсивности и величины объемов.

Обычно разделяют общую  и специальную разминку. Общая разминка предшествует специальной.

В тяжелоатлетическом спорте, отличающемся от других своей ярко выраженной специфичностью, индивидуальностью, именно во время разминки необходимо обеспечить разносторонность и эмоциональность. Для этого в программу подготовительной части рекомендуется включать обязательно беговые (в умеренном темпе и с короткими ускорениями) упражнения, гимнастические движения на раскрепощение и растягивание. В разминку не следует включать сложные в техническом отношении упражнения. Подбираются преимущественно простые и знакомые упражнения, что позволяет избежать нецелесообразных перерывов и вовлечь в работу одновременно всех занимающихся атлетов. В общей разминке интенсивность упражнений постепенно возрастает.

Специальная разминка направлена на непосредственную подготовку атлета к выполнению тяжелоатлетических упражнений. Это осуществляется с помощью специально-вспомогательных, а в отдельных случаях — и соревновательных упражнений (имитированных с помощью гимнастической палки).

Общая длительность подготовительной части зависит прежде всего от условий подготовки к выполнению главной задачи основной части, от температуры воздуха в помещении, индивидуальной реактивности занимающихся, от их настроения и других факторов. Обычно она продолжается от 15 до 20 мин. Однако на этапе начальной подготовки разминка может быть длительностью и до 30 минут, поскольку в ней решаются задачи общефизической подготовки юных атлетов.

Основная часть

Сразу же после подготовительной части включаются упражнения, направленные на изучение и совершенствование  техники соревновательных упражнений. Почему это делается именно в начале основной части? Дело в том, что изучение или совершенствование технических элементов предъявляет предельно большие требования к концентрации внимания и полной готовности двигательного аппарата к выполнению сложных в координационном отношении движений, т. е. когда нервная система еще не утомлена.

Не менее важно и то, что формирование и дифференцировка новых двигательных условных рефлексов проходят на фоне оптимального возбуждения нервной системы. Это условие опять-таки создается непосредственно после подготовительной части. Во многих случаях в тяжелоатлетическом спорте обучение технике выполнения упражнения происходит в сочетании в первой половине основной части занятий с развитием быстроты и скоростно-силовых возможностей. Уверенное выполнение соревновательных упражнений позволяет постепенно увеличивать поднимаемый вес штанги, и следовательно одновременно тренируются и специальные физические качества атлета.

Наряду с отмеченными  выше факторами необходимо учесть и то обстоятельство, что скоростно-си-ловые упражнения, выполняемые после нагрузки большого объема, не будут способствовать развитию этого качества в полной мере. Во второй половине основной части занятий уместно использовать упражнения силового характера и силовой выносливости (тяга, приседания, жимы и т. п. ).

Вместе с тем следует  отметить, что в тяжелоатлетическом спорте проблема оптимальной последовательности тренировочных средств основной части занятия, особенно для различных возрастных групп атлетов, по-настоящему еще не решена и ожидает своего углубленного исследования.

Заключительная часть

В заключительной части  тренировочного занятия необходимо стремиться привести организм в нормальное послерабочее состояние. Для этого надо постепенно снижать нагрузку и менять средства тренировки. При этом следует помнить о том, что не рекомендуется в последнем упражнении основной части занятия делать «ударную» нагрузку с большими отягощениями.

Информация о работе Методика обучения тяжелоатлетических упражнений