Методика развития силы (силы гребка, работы ногами и т.д.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: Спортивный результат в плавании во многом обусловлен уровнем развития физических качеств спортсменов, и в большей степени, силовой подготовленностью пловцов.
Силовые способности, характеризующие возможность спортсмена к проявлению рабочих усилий для преодоления значительных внешних сопротивлений, определяют и максимальные скоростные способности пловцов.
Возможности используемых в настоящее время средств силовой подготовки ограничены. Основным условием применения средств силовой подготовки является соответствие режиму работы, характеру распределения мышечных усилий при плавании, что ограничивает использование любых типов тренажеров на суше

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Характеристика силовых способностей в плавании………….. 5
1.1 Определение основных понятий…………………………….. 5
1.2 Теория и методика силовой подготовки пловцов…………... 8
Глава 2. Характеристика силового метода тренировок………………... 23
2.1. Современное состояние методики силовой тренировки и тенденции ее совершенствования…………………………………………... 23
2.2. Контроль силовых качеств в спортивном плавании……….. 25
Глава 3. Структура силовой подготовленности пловцов на различных этапах многолетней подготовки…………………………………………….. 32
Заключение…………………………………………………………………… 35
Библиографический список…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Тема методика развития силы (силы гребка, работы ногами и многое другое…).docx

— 82.30 Кб (Скачать файл)

Методика развития силы (силы гребка, работы ногами и многое другое…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………     3                                                                                                                 

Глава 1. Характеристика силовых способностей в плавании…………..     5                 

                1.1 Определение основных понятий……………………………..      5

    1.2 Теория и методика силовой подготовки пловцов…………...     8                        

    Глава 2. Характеристика силового метода тренировок………………...    23                                          

    2.1. Современное состояние методики силовой тренировки и       тенденции ее совершенствования…………………………………………...    23                                                                       

      2.2. Контроль силовых качеств в спортивном плавании………..    25                      

Глава 3. Структура силовой подготовленности пловцов на различных этапах многолетней подготовки……………………………………………..    32                                                                         

Заключение……………………………………………………………………    35                                                                                                           

Библиографический список……………………………………………….....     36                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

Введение

 

Актуальность: Спортивный результат в плавании во многом обусловлен уровнем развития физических качеств спортсменов, и в большей степени, силовой подготовленностью пловцов.

Силовые способности, характеризующие  возможность спортсмена к проявлению рабочих усилий для преодоления  значительных внешних сопротивлений, определяют и максимальные скоростные способности пловцов.

Возможности используемых в  настоящее время средств силовой  подготовки ограничены. Основным условием применения средств силовой подготовки является соответствие режиму работы, характеру распределения мышечных усилий при плавании, что ограничивает использование любых типов тренажеров на суше. Исследованиями эффективности  процесса силовой подготовки юных пловцов  выявлено, что уже на этапах базовой  подготовки и углубленной специализации, являющихся фундаментом высших спортивных достижений, наблюдается некоторое  несоответствие между силовой подготовленностью, достигнутой на суше, и степенью ее реализации в плавании.

Выявление динамики развития силовых возможностей пловцов, скорости плавания, изменения гидродинамических  характеристик техники плавания способствует совершенствованию технологии силовой подготовки спортсменов  путем формирования оптимальной  структуры силовой подготовленности на различных этапах тренировочного процесса.

Анализ специальной литературы и данных обобщения передового спортивного  опыта показал, что вопросы методики специальной силовой подготовленности пловцов, этапов базовой подготовки и углубленной специализации  до настоящего времени недостаточно научно разработаны; существующие данные о структуре силовой подготовленности пловцов противоречивы и зачастую фрагментарно характеризуют отдельные  ее стороны; отсутствует информация о специфических и неспецифических  проявлениях силовых возможностей пловцов различной квалификации при плавании спортивными способами; не определены условия становления  спортивно-технического мастерства с  учетом изменения техники плавания и уровня силовой подготовленности.

 

 

 

 

 

Цель  курсовой работы: Теоретически обосновать методику развития силовых способностей в плавании на основе анализа литературных данных.

Для достижения цели решались следующие задачи:

  1. Анализировать научно-методическую литературу.
  2. Охарактеризовать методы развития силы в плавании.
  3. Выявить эффективные средства и методы развития силовых способностей в плавании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика развития силовых способностей

    1. Определение основных понятий

 

Понятие «плавание» логичнее рассматривать со следующих позиций: плавание как физическое действие и  плавание как учебный предмет.

Плавание как  физическое действие — способность (или умение) человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений.

Ныряния, погружения и плавание под водой, в том числе с  помощью различных средств (ласты, акваланг и др.), является уже производным  от умения плавать, т. е. способности  держаться на поверхности воды.

Плавание как  учебный предмет — область знаний, которая включает гидродинамические и биохимические законы взаимодействия человека с водой, технику плавания, методику обучения и т. д. Данная область знаний, постоянно пополняющаяся и совершенствующаяся, используется для качественного проведения процесса обучения плаванию, организации учебных и тренировочных занятий, подготовки специалистов (учителей, тренеров, инструкторов) и их профессиональной переподготовки.

Вид плавания — одно из направлений (так называемая разновидность) активной физической деятельности человека в воде. Каждый из видов плавания характеризуется особыми движениями или способами передвижения в водной среде. А способ передвижения в воде определяет технику плавания.

Техника двигательного  действия — способ его выполнения, характеризующийся определенными параметрами, такими, как траектория, амплитуда, частота, напряжение и т. д.

  Спортивная техника — это способ выполнения движений (двигательных действий) в данном виде спорта. Техника, пользуясь которой достигают наиболее высоких спортивных результатов (то есть та, которой пользуются сильнейшие спортсмены мира), считается наиболее совершенной. Поэтому понятие «спортивная техника» часто воспринимается как наиболее рациональный, эффективный способ выполнения физических действий в данном виде спорта.

Техника плавания — совокупность рациональных движений, с помощью которых наиболее эффективно решается поставленная задача.

Техника спортивного  плавания — совокупность или система индивидуальных рациональных движений пловца, регламентированных правилами соревнований, позволяющих ему достичь высокого спортивного результата.

 

В спортивном плавании на сегодняшний  момент существует 4 основных способа (техники) плавания. Их же можно назвать и общими моделями. Учитывая, что техника плавания постоянно развивается, можно сказать, что эти модели сильно вариативны и зависят от мирового опыта, индивидуальных особенностей спортсмена, творческого поиска и исследований в биомеханике.

Изменения  техники спортивного  плавания вносят и правила соревнований, которые официально разрешают или  запрещают использование тех  или иных оригинальных элементов.

Спортивная техника индивидуальна  не только у пловца высокого класса, но и у новичка, т. к. характер всех движений спортсмена зависит от его  одаренности, спортивного опыта, телосложения, гибкости и силы и т. д. Однако помимо индивидуальных особенностей движений пловца существуют и общие закономерности и характерные черты, присущие рациональным вариантам техники.

В двигательном действии принято  выделять основу, определяющее звено  и детали техники. Основой техники  называют, безусловно, необходимые  элементы движения, без правильного  выполнения которых решить двигательную задачу невозможно. Определяющим звеном техники называют наиболее важную часть  способа выполнения двигательной задачи.   Детали техники — это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма.

Различают также форму  и содержание техники. Форма техники  — так называемая внешняя (видимая) сторона техники — траектория и характер  движений, амплитуда, частота. Содержание — внутренняя сторона  техники — то, что очень трудно оценить визуально. К содержанию относятся усилия и передача усилий через биомеханические звенья, напряжения, создание опоры о воду и др. Примером может служить внешне некрасивая по форме исполнения движений плавательная техника, но достаточно эффективная  по содержанию. Форма и содержание находятся в постоянной  взаимосвязи.

Эффективность техники определяется соотношением совокупности индивидуальных движений и прилагаемых усилий с  полученным результатом. Хорошая эффективность  техники характеризует мастерство спортсмена.

Экономичность техники — рациональное использование энергии, времени и про­странства при выполнении приемов и действий в плавании. Критерий экономичности — обоснованно минимальные энергетические затраты, наименьшее напряжение физических и психиче­ских возможностей спортсмена. Более существенно и наглядно проявляется на длинных дистанциях, однако имеет значение и в спринте. Экономичность и эффективность — различные понятия. Не всегда то, что экономично, является эффективным, и наоборот.

 

В общем виде уровень технического мастерства в плавании должен определяться степенью эффективного использования  двигательного потенциала. Здесь  отмечается вполне четкая закономерность — обратно пропорциональная зависимость  между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного  результата.

Существует понятие стабильность техники, которое означает достаточно длительное сохранение общей структуры  и согласованности движений под  воздействием утомления без снижения ее (техники) эффективности.

При изучении техники спортивных способов плавания применяется метод  расчлененно-конструктивного упражнения, который позволяет исследовать технику плавания, а также вести процесс обучения по частям, что имеет свои преимущества перед целостно-конструктивным методом, использовать который в плавании было бы очень сложно при изучении и разучивании движений. Тем не менее, целостно-конструктивный метод применяется в плавании на этапе согласования движений.

В технике любого способа  плавания принято рассматривать  технику работы ног, работы рук и  дыхания. Помимо этого рассматривается  исходное положение тела, а также  согласованность всех движений вместе.

При оценке техники плавания, а также ее эффективности важными  ее характеристиками выступают такие  параметры, как цикл, шаг, длительность движений, темп, ритм.

Цикл — целостная система движений, повторяемая многократно. Плавание так же, как и бег, ходьба, гребля, – относится к циклическим видам спорта из-за своей особенности в повторении одних и тех же движений.

Шаг — расстояние, на которое пловец продвигается за один полный цикл движений. Длину шага вычисляют по формуле:

L = s/n,

где L — длина шага, м;

      s — отрезок пути (дистанции), м;

      n — количество циклов.

Длительность  движений — промежуток времени между началом и окончанием движения, или длительностью одного цикла в циклических видах. Для расчета используется следующая формула:

tцикл = t/n,

где tцикл — средняя длительность одного цикла движений, с;

       t — время, затраченное на выполнение всех циклов, с;

        n — количество циклов.

Темп — частота движений в единицу времени или количество циклов движений, выполненных за единицу времени. Темп — величина, обратно пропорциональная tцикл. Темп вычисляется по формуле:

f = n/t,

где f — темп, цикл/с;

      n — количество циклов;

      t — время, затраченное на выполнение всех циклов, с.

В последние годы отмечается увеличение частоты гребковых движений, повышение их темпа при сохранении высокой скорости продвижения и  небольших перепадах ее в цикле. Значительные «пики» на кривой скорости привели бы к резкому повышению  сопротивления воды.

Как и во всех локомоторных упражнениях, в плавании ищут оптимальное  соотношение между длительностью  цикла (темп движений) и расстоянием, преодолеваемым за один цикл («шаг цикла»). Более длинный «шаг» требует  большего времени, снижает темп; более  высокий темп укорачивает «шаг». И то, и другое может снизить  скорость. При оптимальном соотношении  темпа и «шага» достигается наивысшая  возможная скорость.

Ритм — соотношение частей (фаз) движения внутри одного цикла. При одном и том же темпе пловцы могут показывать совершенно разный ритм движений.

Для удобства исследований, более детального изучения, использования  в обучение и тренировке цикл делится  на фазы и периоды.

Фазы — части движения, имеющие свои конкретные особенности. Каждая фаза характеризуется определенными параметрами. Причем фазовый состав рассматривается отдельно в движениях ног, рук и дыхании.

Периоды — объединяют в себе одну или несколько фаз. Плавательный цикл делится на 2 основных периода: рабочий и подготовительный.

Информация о работе Методика развития силы (силы гребка, работы ногами и т.д.)