Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 07:01, дипломная работа
В этой ситуации внимательный взгляд на те методы и практик, которые доказывали свою действенность в течении долгого времени является более чем обоснованным. В списке Восточных оздоровительных практик особое место занимают традиции и техники разработанные в Древнем Китае. Со свойственной себе практичностью и скрупулезностью китайцы отбирали лучшее из приходящих к ним традиций, трансформировали их, оттачивали до совершенства. Многие их этих традиций дошли до нас достаточно полном виде. Одним из направлений этих традиций является Даосизм, религиозное учение, философская школа и основа для большого количества направлений развития культуры.
Введение – стр 3.
Физиологические основы медитации – стр 4.
Техники медитации – стр 4.
Йога – стр 4.
Дзен – стр 6.
Трансцендентальная медитация – стр 6.
Другие формы медитации – стр 7.
Отношение к европейским терапевтическим методам концентрации – стр 7.
Физиологические воздействия медитации – стр 8.
Тонус покоя скелетной мускулатуры и релаксация – стр 8.
Падение энергообмена покоя – стр 10.
Деятельность кровообращения при медитации – стр 13.
Деятельность дыхания при медитации – стр 14.
Химические изменения крови при трансцендентальной мeдитации – стр 14
Электроэнцефалограмма и ее выражение при медитации – стр 15.
Обратная биосвязь с использованием ЭЭГ и медитации – стр 18.
Электрическое сопротивление кожи при медитации – стр 18.
Психофизиологическое значение медитации – стр 19.
Вигильность – стр 19.
Функциональное прерывание афферентных связей – стр 19.
Стресс и релаксация. Концепция стресса – стр 21.
Релаксация как антистресс – стр 25.
Даосизм – как основа оздоровительных практик Древнего Китая – стр 27.
Основные принципы акупунктуры – стр 34.
Электропунктурная диагностика по методу Р. Фоля - стр 39.
Оценка эффективности даосских оздоровительных практик (Внутренняя Космическая Улыбка) с использованием метода электропунктурной диагностики Фоля – стр 41.
Описание практики медитации Внутренняя Космическая Улыбка – стр 41.
Результаты измерений – стр 46.
Заключение – стр 48.
Литература – стр 48.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему «Оценка влияние даоских медитативных практик методом электроаккупунктурной диагностики»
Выполнил: Слушатель:
Проверил: Руководитель работы:
Рецензент:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Все возрастающий, в последнее время, интерес к так называемым восточным культурным традициям связан со многими факторами. В первую очередь это и развивающееся новые технологии свободного общения и обмена информацией (интернет), возможность больше путешествовать и самостоятельно погружаться. Немало важным факторов поиска новых путей развития в частности является кризис западной модели управления и мироощуния в целом. Многие люди видят в восточном подходе более гибкую и сбалансированную систему ценностей. Причем восточный подход не исключает и не отрицает многие положительные черты и качества Западной цивилизации. Как ниже будет показано, в Даосизме нет абсолютизации противопоставлений различных позиций – есть только их взаимодействие и взаимопроникновение. В своем пределе свойство или характеристика переходит в свою противоположность, что и выражается графически в виде знаменитой «Монады» Великого Предела. Она изображается в виде круга с черной и белой каплевидными половинами, в широких концах которых изображаются точки противоположного цвета, символизирующие потенции отрицательного в положительном и положительного в отрицательном.
Большой интерес к традиционным
оздоровительным практикам
В этой ситуации внимательный
взгляд на те методы и практик, которые
доказывали свою действенность в
течении долгого времени
Физиологическая и психологическая общность медитативных психотехник выявилась лишь в последние десятилетия и, строго говоря, разновидности медитативных техник следует подразделять не просто, скажем, на йогу и дзен, но каждую часть той или иной разновидности медитации необходимо соотносить с некоторым общим психологическим механизмом. Скорее более правильно разделять медитации на концентрирующие - внимание направлено вовнутрь, и раскрывающие - внимание направлено вовне. Тем самым речь идет о психологически различных и весьма конкретных, начиная с оригинальных предписаний, методах, для которых единый термин «медитация» является слишком общим.
Согласно словарю иностранных слов «медитация» означает «размышление, самоуглубление». Этот латинский корень, переведеный не совсем точно, употребляется в разговорной речи и, по всей видимости, испытал еще и сдвиг значения.
Во многих источниках под термином медитация понимаю следующее: «Это психическое усилие в состоянии бодрствования, означающее пассивное сосредоточение на внешнем или внутренем объекте, автоматически ведущее к субъективному ощущению целостности». «Пассивная» означает здесь отсутствие какой-либо мыслительной деятельности. Под «сосредоточением» понимается волевое удержание внимания.
2.1.1. Йога
Введение в традиционное значение и методику исполнения пратьяхары, дхараны, дхияны и самадхи дается в первой главе «Йога-сутры» Патанджали (21). В многочисленных школах йоги эти отдельные ступени раскрываются подробнее, но всегда в контексте религиозной психологии, которая, по-видимому, является культурологической интерпретацией реальных психологических явлений и отношений (прежде всего, из сферы бессознательного). По методическим соображениям в этой главе излагаются лишь некоторые, физиологически актуальные, точки зрения (24).
Под положением тела всегда подразумевается
устойчивая и удобная поза и при
этом спину следует держать прямой. (Исполнение лежа или наклонившись не
допускается!)
Наряду с отключением внимания от внешних
впечатлений (пратьяхара) предписывается
также общая моторная релаксация (без
учета минимальных усилий на удержание
позы свободного сидения).
После подавления восприятия извне человек оказывается всего лишь в некотором «внутреннем мире» , что происходит вследствие концентрации и физиологически может быть определено как функциональное прерывание афферентных связей (деафферентация).
Далее начинается дхарана, «стреноживание»
мышления, концентрация на объекте. Благодаря
этой концентрации подавляются помехи,
случайные или бессознательные двигательные
и сенсорные функции ЦНС, - «психическая
энергия» концентрируется на объекте
(функции) сосредоточения, тем самым осознанность
этой функции возрастает. Здесь различают
несколько школ: объектами концентрации
могут быть функции собственного тела,
двигательный баланс, дыхание, сердечная
деятельность или сокращение отдельных
мышц (бандхи, мудры, фиксации взгляда)
- хатха-йога; слова или слоги, произнесенные
вслух или мысленно - предмет мантра-йоги;
внешние изображения - практика тратаки;
внутренние образы и представления - к
примеру, джантры в тантра-йоге, и т.д. Можно
также сконцентрировать внимание исключительно
на внешнем событии в настоящий момент
(т.н. истинное внимание).
Сосредоточение должно быть пассивным,
т.е. отстраненным, созерцательным, так,
чтобы отдавшись процессу, не вмешиваться
в его ход, так же, как это практикуется
в аутогенной тренировке. Согласно первой
книге сутр Патанджали смысл концентрации
состоит в подавлении функционирования
органа мышления.
Исходя из этих положений Патанджали
данные концентративные практики часто
именуют «йогой подавления». Здесь,
очевидно, сходство с дза-дзен. Значение
этого подавления мыслительной деятельности
становится понятным в свете нейро-физиологической
теории специализации полушарий головного
мозга, описываемого ниже.
После овладения дхараной следует плавный
переход к дхияне, что большей частью и
переводится как «медитация» в узком смысле,
но дхияна также может пониматься и как
«созерцание» или «расширение мышления
в образное измерение». Через рассмотрение
объекта само собой раскрывается «... ощущение
собственной сущности, так что познающий
субъект все более и более становится
просто зрителем...» (26). «При освобождении
мышления познание становится более ясным»
(26).В то время как дхарану еще можно сравнить
с осознанным управлением обычным процессом
«свободного ассоциирования», то для дхианы
какое-либо осмысленное психологическое
описание в настоящее время отсутствует.
Далее в самадхи, по-видимому, прорываются невербализируемые конкретно восприятия взамной связи и переживания целостности, которые могут быть переданы только через описания в образах или сравнениях, и которые всегда получают религиозную интерпретацию. Относительно психического своеобразия самадхи существует великое множество мнений, что лучше всего отражается в многочисленных «переводах» типа «экстаз», «транс», «уравновешенность», «сверхсознание» и т.д. (26). Еще одна попытка истолкования этого феномена будет предпринята в разделе.
2.1.2. Дзен
Японское слово дзен - это модификация
санскритского слова «дхиана», через
китайское «чань». Существует множество
специфических практик в
2.1.3. Трансцендентальная медитация
Трансцендентальная медитация (ТМ) - это широко пропагандируемая практика модифицированной на американский лад мантра-медитации, которой обучает в США и Западной Европе йог Махариши Махеш. В силу того, что многие практикуют ТМ, то здесь достаточно испытуемых для научных исследований. Большинство сведений о физиологическом воздействии медитации основаны на исследованиях трансцендентальной медитации.
2.1.4. Другие формы медитации
Практически в каждой культуре имеются
те или иные формы психического тренинга,
которые могут быть причислены к
медитации в вышеуказанном
Медитация может быть проведена и спонтанно,
так что медитирующий не будет знать, что
речь идет о медитации. Впрочем, «медитировать»,
разумеется, не значит просто, в бытовом
смысле, «задумываться» или «размышлять»!
2.1.5. Отношение к европейским
терапевтическим методам концентрации
Гипноз и аутогенная тренировка (АТ) относятся к суггестивным методам.
Классическое и многозначное определение (26) «... суггестия - это в широком смысле процесс, благодаря которому некоторое представление привносится в мозг и воспринимается им...» было модифицировано: «Суггестия - это чуждое индивидууму воздействие, которое воспринимается при положительной эмоциональной корреляции и перерабатывается аутосуггестивно». Гипноз, таким образом, протекает по механизму самовнушения и поэтому его можно сравнить с сеансом АТ под руководством терапевта. Внешние признаки аутосуггестии (отключение внимания от внешней среды, двигательная релаксация), а также психологический способ исполнения (пассивная концентрация) напоминают медитативные техники, хотя объектом концентрации при АТ является содержание вербализированных представлений («словесных формул»), следовательно, понятие. Существенным отличием от медитации будет также пренебрежение позой: при АТ она не соблюдается, так как АТ выполняется либо лежа, либо в позе пассивного седа, с опорой на связочный аппарат (поза кучера на дрожках). Поэтому физиологические механизмы АТ и гипноза (релаксация, фиксация взгляда, наблюдение за дыханием и т.п.) можно было бы сравнить с физиологическими данными при медитации, но тонкости исполнения и психологические последствия - вероятно, лишь отчасти также обращал внимание на сходство АТ с йогой.