Оценка влияние даоских медитативных практик методом электроаккупунктурной диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 07:01, дипломная работа

Краткое описание

В этой ситуации внимательный взгляд на те методы и практик, которые доказывали свою действенность в течении долгого времени является более чем обоснованным. В списке Восточных оздоровительных практик особое место занимают традиции и техники разработанные в Древнем Китае. Со свойственной себе практичностью и скрупулезностью китайцы отбирали лучшее из приходящих к ним традиций, трансформировали их, оттачивали до совершенства. Многие их этих традиций дошли до нас достаточно полном виде. Одним из направлений этих традиций является Даосизм, религиозное учение, философская школа и основа для большого количества направлений развития культуры.

Содержание

Введение – стр 3.
Физиологические основы медитации – стр 4.
Техники медитации – стр 4.
Йога – стр 4.
Дзен – стр 6.
Трансцендентальная медитация – стр 6.
Другие формы медитации – стр 7.
Отношение к европейским терапевтическим методам концентрации – стр 7.
Физиологические воздействия медитации – стр 8.
Тонус покоя скелетной мускулатуры и релаксация – стр 8.
Падение энергообмена покоя – стр 10.
Деятельность кровообращения при медитации – стр 13.
Деятельность дыхания при медитации – стр 14.
Химические изменения крови при трансцендентальной мeдитации – стр 14
Электроэнцефалограмма и ее выражение при медитации – стр 15.
Обратная биосвязь с использованием ЭЭГ и медитации – стр 18.
Электрическое сопротивление кожи при медитации – стр 18.
Психофизиологическое значение медитации – стр 19.
Вигильность – стр 19.
Функциональное прерывание афферентных связей – стр 19.
Стресс и релаксация. Концепция стресса – стр 21.
Релаксация как антистресс – стр 25.
Даосизм – как основа оздоровительных практик Древнего Китая – стр 27.
Основные принципы акупунктуры – стр 34.
Электропунктурная диагностика по методу Р. Фоля - стр 39.
Оценка эффективности даосских оздоровительных практик (Внутренняя Космическая Улыбка) с использованием метода электропунктурной диагностики Фоля – стр 41.
Описание практики медитации Внутренняя Космическая Улыбка – стр 41.
Результаты измерений – стр 46.
Заключение – стр 48.
Литература – стр 48.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 579.50 Кб (Скачать файл)
  1. аффективная компонента (страх, агрессия, депрессия, паника) и
  2. физиологическая компонента (вегетативно-эрготропная реакция, нейроэндокринная реакция, психомоторика).

Физиологическая компонента, которая  нас интересует больше, может рассматриваться  как стереотипный психофизиологический процесс (отсюда же проистекает первоначальное понятие стресса): «Если мы отвлечемся от специфических реакций, то останется некоторая всеобщая схема реакций, которая неспецифична по отношению к своей причине и может быть вызвана различными раздражителями» (Селье).

Понятие стрессовой реакции  имеет три физиологических источника:

1. «Функция мобилизациии симпатоадреналовой системы при чрезвычайных обстоятельствах», называемую также «реакцией тревоги» или реакцией готовности (emergency state). В соответствии с ней острые, сильные (болезненные) раздражения вызывают общую активизацию симпатики, увеличение обмена веществ, мышечного кровоснабжения и стимуляцию мозгового слоя надпочечников с выделением адреналина. Диффузная (т.е охватывающая все тело) деятельность циркулирующего адреналина и одновременная, также диффузная активация симпатической нервной системы характеризуются одинаковым действием, которое обеспечивает достаточно быстрое автоматическое приспособление к ситуации. Значение этой реакции заключается в том, что «...при боли возникает сильное стремление избежать причины этой боли...» (26). Надо сказать, что выделение адреналина оказалось самым чувствительным индикатором для определения силы стрессовой реакции (Mason 1968); хотя впрочем, если организм активно противостоит «стрессору», то оценить соотношения довольно сложно, поскольку в ходе мышечной деятельности адреналин исчезает. Если же нет возможностей для активного противостояния, то имеет место почти линейная зависимость между высвобождением адреналина и интенсивностью субъективного переживания стресса.

2. Путем систематической стимуляции гипоталамуса кошки была выделена там эрготропную и трофотропную зоны и связать их с архаическими поведенческими программами. Эрготропные реакции соответствуют активизации симпатической нервной системы (увеличение минутного объема сердца, активизация дыхания, рост потребления кислорода, увеличение энергообмена, повышение уровня глюкозы и адреналина в крови, рост мышечного кровотока и уменьшение кровоснабжения внутренних органов), трофотропные реакции соответствуют активизации парасимпатической нервной системы (активизация и увеличение кровоснабжения желудка и кишечника, усвоение питательных веществ, т.е. в целом эффекты, обычно противоположные эрготропному состоянию). К эрготропному состоянию относятся соответственно организованные модели реакций (бодрствование, повышенное внимание к внешним стимулам, активность, поведение по типу «борьбы и бегства»), либо эти реакции реализуются как предпосылки соответствующих действий (готовность), т.е. когда предвосхищается определенная ситуация. В трофотропном состоянии наблюдается соответственно инактивация моторики и сенсорики, связанной с внешним миром.

3. Селье назвал типичную реакцию эндокринной системы, наступающую после стресса, адаптационным синдромом. В ходе этих иследований было введено понятие стресса (см. выше). Рассматриваемый комплекс реакций, известный сегодня как стрессовый синдром, при более частом воспроизведении может иметь своим следствием некоторые патогенные процессы - опухание коры надпочечников вплоть до кровотечения, инволюция лимфатических желез и тимуса с падением числа лимфоцитов и снижением сопротивляемости к болезням, а также изъязвление слизистой оболочки желудка вследствие торможения регенерации эпителия. Схема протекания стрессового синдрома показана на рис. 2.5.

Рис.2.5. Система стрессовых реакций с участием АКТГ.

 
 Резюмируя, можно сказать, что на основании схемы эрготропных  реакций при воздействии стресса  острая реакция неспецифической  готовности сменяется адаптационным  синдромом, опосредованным внутренней секрецией. Плавный переход от полной пассивности (трофотропное состояние) к высшей степени возбуждения (эрготропное состояние) по аналогии с электрокортикальной реакцией активации (arousal) или «реакцией пробуждения» называют также «вегетативной активацией» («autonomic arousal»).

Примечателен тот факт, что механизмы ЦНС побуждают человека находить некоторый определенный уровень вариаций раздражения (потребность в раздражении) и поддерживать его. Обычно бодрствующий человек никогда не бывает только в трофотропном состоянии. Можно говорить об «оптимальном состоянии», т.е. об оптимуме умственной и двигательной активности, который связан с положительными ощущениями. Другими словами, система организм-среда в состоянии бодрствования всегда смещена в сторону общей активации (arousal), стрессовая реакция есть превышение критической границы экстремального отклонения этой системы.

 

 

2.3.4. Релаксация как антистресс

При всех формах медитации, равно как  и при аутотренинге наступает  глубокая мышечная релаксация, которая в случае прогрессивной релаксации, АТ и гипноза является непосредственной целью (посредством внушения), а при медитации достигается автоматически. Поэтому нередко эти методики объединяются понятием «техники расслабления», что, однако, является поверхностным термином, так как по другим признакам эти техники имеют существенные отличия.

При любой релаксации наблюдается  сопутствующая вегетативная реакция, которая состоит в общем смещении к трофотропному состоянию, хотя при медитации частота сердечных сокращений и давление крови могут не изменяться или даже слегка повышаться. Вызываемое при ТМ вегетативное состояние вследствие крайне сниженного обмена веществ назвали гипометаболическим. Были исследованы ключевые эндокринные функции системы стрессовых реакций (кортизол плазмы) и отчетливо установила, что во время или, соответственно, после ТМ наблюдается эффективное смещение этих функций в сторону трофотропного состояния. А при релаксации с использованием метода обратной связи было обнаружено последующее повышение симпатического тонуса, так что эта методика сейчас преимущественно используется при лечении последствий хронических стрессовых реакций. Все эти факты указывают на некоторую связь между вегетативным и двигательным тонусом. Поэтому и была названа вегетативная реакция, наступающую вследствие расслабления во время практики модифицированной им формы ТМ «релаксационный ответ» (relaxation response).

Этот «релаксационный ответ» наступает и после любой спортивной нагрузки, причем расслабление автоматически вызывается не во время, но вследствие предшествующей мышечной деятельности. Релаксация, будучи компенсационным процессом после утомительной нагрузки, связана с эмоционально окрашенным приятным ощущением умственного «отключения», которое сменяет то психовегетативное состояние, которое имело место до нагрузки. Этот эффект переключения (или отключения) наряду с радостью движения является, очевидно, желаемой целью обычных занятий спортом как формы активного отдыха.

Психическим приемом для получения  любых состояний релаксации является пассивная концентрация в состоянии бодрствования; различия в техниках объяснялись во вводной части этой главы. Единство пассивной концентрации и вызываемого посредством ее вегетативного процесса было названо «концентративным переключением», что физиологически сопоставимо с «релаксационным ответом». В свою очередь, сочетание двигательной релаксации и парасимпатического тонуса является предпосылкой для достижения измененных состояний сознания и дальнейшего углубления сосредоточенности. Без этого недостижимы и образные представления при гипнозе и АТ.

Психофизиологический профиль  реакций при медитации в сравнении  со сном, бодрствованием и стрессом представлен в табл. 2.3.

 

Функцио-нальное  состояние

Вигильность

ЭЭГ

Вегетативный тонус

Двигательный  тонус

Цель внимания

Эмоцио-нальное  состояние

ЧСС

ЧД

Энерго-затраты

Глубокий сон

прекращена

δ,

понижен

отсутвует

нет

БДГ-сон

сон со сновидениями

θ,Sp.

Атония

Содержание  снов

изменчивое

Расслабленное бодрствование

бодрствование

α,β

-

-

Основной обмен

Тонус покоя

спонтанная

спокойное

АТ/ТМ/гипноз

бодрствование

α

Основной обмен

Атония

Внушение

спокойное

Медитация

бодрствование

α

-

↓↓

↓↓

Атония?

произ-вольная

равнодушное, спокойное

Напряженное бодрствование

бодрствование

β

повышен

Внешний мир

изменчивое

Стрессовая  реакция

бдительное  бодрствование

β

↑↑

↑↑

↑↑

сильно повышен

Внешний мир

возбужденное


Таблица 2.3. Характеристики состояний на различных уровнях вигильности (одна стрелка означает слабое изменение, две - сильное, отсутствие стрелки - отсутствие изменения, Sp -"спайковая активность", разновидность ЭЭГ во БДГ-сне и в стадии засыпания)

 

Из табл. 2.3. следует, что медитацию можно рассматривать как состояние, противоположное как стрессовой реакции, так и сну, - состояние кортикального бодрствования при одновременной двигательной релаксации и трофотропной вегетативной ситуации.

Эта психофизиологическая триада может рассматриваться как типический признак всех видов медитации и является предпосылкой для успешного осуществления пассивной концентрации (дхианы), в результате чего возможен прорыв переживаний целостности. Этот опыт, очевидно, следует понимать как функциональную разновидность измененного состояния сознания, нейрофизиологическое истолкование которого может быть получено с помощью концепции межполушарной асимметрии головного мозга.

 

 

  1. Даосизм – как основа оздоровительных практик Древнего Китая.

Среди категорий китайской культуры нет ни одной столь важной для понимания даосских практик, как ци. Одно то, что это слово переводится на русский язык и как "дух" и как "материя", свидетельствует сложности и многогранности этого понятия: ведь для западной культуры дух и материя - нечто взаимоисключающее, и одна и та же сущность никак не может быть и тем и другим. Древнекитайский философ-скептик Ван Чун (I в. н. э.), рассуждая о природе ци, привел пример, который можно считать классическим: ци, сгущаясь, становится веществом, а истончаясь, - духом, подобно тому как лед при нагревании превращается в воду, а вода - в пар. Таким образом, между духом и веществом, материей и сознанием нет и не может быть непреодолимой грани, это не более чем разные состояния, модусы единой субстанции. Все, что есть в мире, - это ци, и кроме ци и его состояний ничего нет. Утонченное, разреженное ци - дух, сгустившееся - вещество.

Ци в своей первозданной тончайшей природе, еще не знающей полярности отрицательного (темного, женского) - инь и положительного (светлого, мужского) - ян, есть не что иное как Изначальный Дух (юань шэнь). Но и самый неотесанный и бездушный камень как бы чреват одухотворенностью, подобно тому как и в безднах Изначального Духа притаилась грубая вещественность. Вещество - "замороженный" дух и дух - "оттаявшее" вещество. Поэтому если правда то, что природа в своей основе одухотворена, то справедливо также и то, что дух природен, натуралистичен.

Материя и дух единосущны и взаимосводимы, здесь нет места для трансцендентного мира вечных идей или дуализма духа и вещества, духа и плоти. Более того, дух и вещество находятся в состоянии постоянного взаимоперехода, взаимопереплавки. Мир - гигантский горн, в котором все сущее, представляющее собой лишь различные формы и состояния ци, постоянно переплавляется, меняя свои очертания.

Ци предельно динамично. Оно не есть покоящаяся и "пребывающая" субстанция, скорее, о ци можно помыслить  как о мощных потоках жизненной  силы, жизненной энергии, пронизывающих  всю вселенную и формирующих всю вселенную. Все в мире столь же динамично. Онтология даосизма - онтология процессов, а не вещей. Каждая вещь - тоже процесс. Вот гора. Кажется, что она неизменна. Но ведь и она некогда возникла, она постепенно стареет, обветривается и наконец превращается в песок. А потом в ходе каких-то тектонических процессов из этого песка может возникнуть новая гора. В мире господствуют перемены (и); "совершенный мудрец следует им - и процветает, низкий человек противится им - и гибнет". И Дао-Путь - великий Регулятор перемен.

Итак, ци динамично, по своей  сути это жизненная энергия, жизненная  сила, пронизывающая весь мир, все  вещи и все существа этого мира. Мир даоса - не спиритуален и не материален, он энергиен.

"Человек живет в  ци, подобно тому как рыба живет в воде", - часто говорят даосы. Но ци не только вокруг человека. Самое главное, что оно и в самом человеке (я имею в виду ци в узком смысле этого слова, как жизненную энергию, витальную силу): через энергетические каналы (цзин) нашего тела ци циркулирует по всему организму, наполняя жизнью каждую клетку, каждый орган, каждую кость или мышцу. В основе любой болезни - нарушения циркуляции ци, "засоры" и "заторы" на его пути. И мудрый врач лечит не больной орган и тем более не симптомы болезни, он восстанавливает свободную циркуляцию ци в теле, разрушая воздвигнутые на его пути барьеры и дамбы. Это одна из основ традиционной китайской медицины, тесно связанной в своем развитии с даосизмом. Да и сами меридианы знаменитой китайской акупунктуры (иглотерапии) есть не что иное, как каналы, по которым текут потоки Единой Силы - животворящего ци. Но об этом подробнее немного позже.

В некоторых текстах  ци сближается с кровью, и тогда  мы имеем достаточно широко распространенное в мире представление о крови  как носителе жизненности и одушевленности (Библия, стоики). О таком сближении свидетельствует даже современный китайский язык, в котором слово "кровь" представлено биномом сюэ-ци (кровь-ци&).

Все это имеет самое  непосредственное отношение к даосским практикам, ибо именно умение концентрировать, накапливать ци в теле, обеспечивая его беспрепятственную циркуляцию (иногда отличающуюся от циркуляции в теле "профана"), образует самую суть даосских методов обретения бессмертия и совершенства. "Ци для жизни" - вот кредо практикующего даоса.

Для традиционной китайской литературы не характерна вера в бессмертие души. Реальными признавались только единая психофизическая целостность живого существа. Сам дух, по представлению  древних китайцев, понимается вполне натуралистически: как утонченная материально-энергетическая субстанция – ци. После смерти тела она рассеивалась в природе. К тому же даосизм унаследовал от архаического шаманизма учение о множестве душ – животных (по) и мыслящих (хунь). Тело выступало единой нитью, связывающей их воедино. Смерть тела приводила к разъединению и гибели душ. Поэтому уже в глубокой древности огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие (шоу) стало одной из важнейших ценностей китайской культуры. Постепенно возникла вера в возможности обретения бессмертия через употребление особых снадобий растительного или минерального происхождения. Однако даосисм не удовлетворялся идеалом простого физического, пусть и бесконечного продления жизни. Истинный даосский бессмертный (сянь, шэнь-сянь) в процессе движения по пути бессмертия радикально трансформировал свое тело, которое приобретало сверхъестественные силы и способности – умение летать по воздуху, становится невидимым, одновременно находится в нескольких местах и даже сжимать время. Радикальной трансформации подвергалось и сознание в процессе занятий даосской медитацией: бессмертный в полной мере ощущал и переживал даосскую картину мира, реализуя идеал единства (единотелесности) со всем сущим и с Дао как таинственной первоосновой мира.

Информация о работе Оценка влияние даоских медитативных практик методом электроаккупунктурной диагностики