Оценка влияние даоских медитативных практик методом электроаккупунктурной диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 07:01, дипломная работа

Краткое описание

В этой ситуации внимательный взгляд на те методы и практик, которые доказывали свою действенность в течении долгого времени является более чем обоснованным. В списке Восточных оздоровительных практик особое место занимают традиции и техники разработанные в Древнем Китае. Со свойственной себе практичностью и скрупулезностью китайцы отбирали лучшее из приходящих к ним традиций, трансформировали их, оттачивали до совершенства. Многие их этих традиций дошли до нас достаточно полном виде. Одним из направлений этих традиций является Даосизм, религиозное учение, философская школа и основа для большого количества направлений развития культуры.

Содержание

Введение – стр 3.
Физиологические основы медитации – стр 4.
Техники медитации – стр 4.
Йога – стр 4.
Дзен – стр 6.
Трансцендентальная медитация – стр 6.
Другие формы медитации – стр 7.
Отношение к европейским терапевтическим методам концентрации – стр 7.
Физиологические воздействия медитации – стр 8.
Тонус покоя скелетной мускулатуры и релаксация – стр 8.
Падение энергообмена покоя – стр 10.
Деятельность кровообращения при медитации – стр 13.
Деятельность дыхания при медитации – стр 14.
Химические изменения крови при трансцендентальной мeдитации – стр 14
Электроэнцефалограмма и ее выражение при медитации – стр 15.
Обратная биосвязь с использованием ЭЭГ и медитации – стр 18.
Электрическое сопротивление кожи при медитации – стр 18.
Психофизиологическое значение медитации – стр 19.
Вигильность – стр 19.
Функциональное прерывание афферентных связей – стр 19.
Стресс и релаксация. Концепция стресса – стр 21.
Релаксация как антистресс – стр 25.
Даосизм – как основа оздоровительных практик Древнего Китая – стр 27.
Основные принципы акупунктуры – стр 34.
Электропунктурная диагностика по методу Р. Фоля - стр 39.
Оценка эффективности даосских оздоровительных практик (Внутренняя Космическая Улыбка) с использованием метода электропунктурной диагностики Фоля – стр 41.
Описание практики медитации Внутренняя Космическая Улыбка – стр 41.
Результаты измерений – стр 46.
Заключение – стр 48.
Литература – стр 48.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 579.50 Кб (Скачать файл)

Гормоны коры надпочечников причисляются к «стрессовым гормонам» и это означает, что при т.н. «реакции борьбы и бегства» их уровень в крови растет.

 
2.2.6. Электроэнцефалограмма и ее выражение при медитации

ЭЭГ, которую впервые в 1929 году зарегистрированно у человека, будучи легко доступным у бодрствующего человека сигналом, оказалась с тех пор в центре исследований деятельности мозга. С одной стороны, метод электроэнцефалографии позволяет обнаружить строго воспроизводимые корреляции частотных характеристик ЭЭГ с состоянием бодрствования, и равным образом, корреляции пространственного распределения изменений частот с соответствующими патологическими состояниями, вследствие чего ЭЭГ прочно вошла в клиническую практику. Однако, с другой стороны, какое-либо функциональное объяснение физиологической основы того или иного вида ЭЭГ до сих пор отсутствует.

У человека выделяют четыре физиологически актуальных диапазона частот:

 δ-ритм (14 - 30Гц), регистрируемый в состоянии бодрствования при направлении внимания вовне или же при умственной деятельности;

α-ритм (8 - 13Гц) - в состоянии бодрствования  при релаксации с закрытыми глазами;

θ-ритм (4 - 7Гц) и 

δ-ритм (0,3 - 3Гц).

Последние два ритма наступают во сне, а δ-ритм - исключительно в стадии глубокого сна.

В первой публикации по ЭЭГ при йогической медитации (26) описывается нарастающий во времени β-ритм, что отчасти противоречит более поздним публикациям. α-ритм, наличествующий лишь в затылочной доле, был ярко представлен до и после медитации, а во время медитации он сменялся на β-ритм, который из центральной области (Sulcus Rolandi - борозда Роланда) распространялся по всему кортексу. Из семи йогов один, по его собственному признанию, во время исследования достиг самадхи. При этом амплитуда β-ритма (30-45Гц) у него достигла необычно высокой величины в 30-50 мкВ. Параллельно произошло легкое увеличение ЧСС и полное расслабление M.quadriceps femoris (четырехглавой мышцы бедра). По тем образцам ЭЭГ, которые представили Das и Gastaut, можно видеть последовательно изменения α-ритма в сторону более низких величин напряжения, его распространение в лобные доли черепа в начале медитации и далее вытеснение α-ритма все более сильно выраженным β-ритмом, который в итоге регистрировался на всем черепе.

Рис. 2.4. ЭЭГ медитирующего дзенского монаха до (a), во время (b) и спустя 2 минуты после (c) практики дза-дзен. (F - лобное отведение; P-O - биполярное теменно-затылочное отведение; (26)

.

Все другие исследователи сообщают о повышении амплитуды α-ритма при некотором уменьшении частоты. Описывается рост амплитуды α-ритма у 6 йогов, причем у всех он регистрировался и в состоянии самадхи (при условии, что это состояние действительно достигалось), кроме того на протяжении всего эксперимента α-ритм обнаруживался на передней части черепа., α-ритм преобладает в каждом случае с замечательным постоянством.

После первых исследований медитации по дзен, проведенных в 1955-1960 гг детально показали, что и здесь в течение всей медитации преобладает нарастающий α-ритм, который распространяется в переднюю часть черепа. Они описали также и незначительное уменьшение частоты, внешним отклонением которой были кратковременные вспышки θ-активности. После медитации α-ритм сохраняется и при открытых глазах. Степени выраженности α-ритма, разделенные авторами на 4 стадии (I: появление α-ритма; II: повышение амплитуды; III: уменьшение частоты; IV: появление θ-ритма), коррелируют с возможностями испытуемых, среди которых мастер дзен выделил три категории. Вывод о том, что при (всех формах!) медитации речь идет о некотором состоянии бодрствования, можно считать общепринятым и доказанным для всех форм медитации, что потверждают и на основе данных по β-ритмам а также многочисленные данные по йогическим медитациям и ТМ.

Последующие исследования ТМ показали в принципе те же изменения, но с  некоторыми отклонениями, такими как, с одной стороны, β-вкрапления в фазе медитации или дельта-вкрапления. При этом δ-активность интерпретируется как «духовная активность», вызываемая, напр., сосредоточением на мантре, тогда как θ-активность вызывает подозрение, что практикующие впадают в «дрему», т.е. засыпают (нередкое засыпание было действительно отмечено). Иногда это было интерпретировано как вспышки θ-активности, ссылаясь на сходные наблюдения при других состояниях расслабления как выражение глубокой релаксации в состоянии бодрствования.

Исследователи ТМ в последнее время  обнаружили при трансцендентальной медитации высокую фазовую коггерентность α-волн, прежде всего в лобных областях черепа, исходя из численного анализа фазовой устойчивости рядов Фурье. Они, кроме того, установили корреляцию α-ритма с некоторыми психическими явлениями, такими как творчество, поток сознания и т.п.

В заключение хотелось бы отметить, что ЭЭГ при АТ  и гипнотическом трансе, как известно, дают в частотном спектре большую долю α-амплитуды, чем у тех же лиц в состоянии релаксации при сохранении бодрствования и что доля α-ритма выше у тех, кто лучше владеет АТ или более гипнабелен. В противоположность описанным закономерностям в любых состояниях, связанных с помутнением сознания (напр., при нарколепсии, гиперсомнии, травмах, воспалениях или новообразованиях мозга), имеет место понижение частот в диапазоны θ- и δ-волн.

 
2.2.7. Обратная биосвязь с использованием ЭЭГ и медитации

Когда человеку предоставляется возможность  увидеть свою ЭЭГ или подают на слух звуковой сигнал, соответствующий  степени выраженности α-ритма, то после  небольшой тренировки человек может  научится сознательно вызывать данный сигнал через технически обеспеченную обратную связь и, соответственно, повышать степень его выраженности. Начиная с 1969 стало известно, что при успешном увеличении доли α-ритма с использованием обратной связи у испытуемых наступает состояние релаксации и внутреннего покоя. Как связаны α-ритм и релаксация, неясно; во всяком случае, какой-либо причинно-следственной взаимосвязи обнаружено не было. Сама собой напрашивается аналогия с успокаивающим и расслабляющим эффектом медитации. Общность с медитативными методами, возможно, заключается в пассивном фокусировании внимания. По мнению одного йога, который, обучившись технике обратной биосвязи, непосредственно сравнил ее с медитацией: «альфа не представляет из себя нечто, это буквально ничто». Таким образом, перед нами еще одно, на этот раз субъективное свидетельство того, что ритмы ЭЭГ - не более чем «стук пишущей машинки», но не субстрат психологических процессов. Весьма странный двусмысленный феномен наблюдался в случае сознательного вызывания дельта-ритма с использованием обратной биосвязи: йог бодрствовал и все воспринимал из окружающего мира, однако соматически он «спал», т.е. был не в состоянии двигаться или говорить. По-видимому, возможно научиться сознательному снятию самой по себе достаточно прочной связи между ЭЭГ-ритмом и вигильностью, т.е. научиться отделять ощущение от действия.

 

2.2.8. Электрическое сопротивление кожи при медитации

Если два расположенных на коже электрода подключить к источнику  постоянного тока, то приложенное напряжение пропорционально сопротивлению между электродами, т.е. сопротивлению кожи. Величина измеряемого таким образом сопротивления кожи зависит не от количества и распределения пота (корреляция слабая), а от электрических свойств клеточных мембран в слизистом (Stratum germinativum) и зернистом (Stratum granulosem) слоях кожи. Сопротивление кожи (skin-resistence - SR) может медленно колебаться и при постоянном тонусе симпатической нервной системы, например, при умственной деятельности оно ниже, чем при преобладающем тонусе парасимпатики, например, во сне. 
При активации ЦНС наблюдаются спонтанные флуктуации сопротивления кожи, которые можно просчитать в единицу времени.

На сильное, эмоционально окрашенное раздражение органов чувств развивается  ответная реакция кожи, т.н. гальваническая реакция кожи (устаревшее название: психогальванический кожный рефлекс) в виде понижения сопротивления, наступающего через 2-3 с и продолжающегося в течении 4-20 с. Эта реакция кожи является функцией потовых желез, так как у человека, лишенного их, вызвать подобные реакции невозможно. Потовые железы активируются только симпатической нервной системой, следовательно, речь идет о проявлении симпатической активности. Гальваническая реакция кожи уже давно используется в экспериментальной психологии как признак активации и эмоциональной активности.

 
 2.3. Психофизиологическое значение медитации

2.3.1. Вигильность

Когда человек находится в состоянии  медитации, кажется, будто он отстранен  от внешнего мира; создается впечатление, что он как бы спит. При ТМ на ЭЭГ в отдельных случаях, а также при прямом наблюдении действительно отмечалось засыпание. Все прочие исследования по ТМ и, прежде всего, данные ЭЭГ при медитациях в йоге и дзен однозначно указывают на некоторое состояние бодрствования, которое полностью отличается от всех стадий сна и, равным образом, от всевозможных случаев нарушения сознания вследствие органических заболеваний мозга или иных психопатологических процессов.

Вообще говоря, данное состояние, специфичное  по всей психо-вегетативно-моторной триаде, явственно отличается как от состояния сна (поскольку это состояние бодрствования), так и от бодрствования (поскольку относится к трофотропному состоянию) и при этом не укладывается в какой-либо континуум по стадиям бодрствования, как, впрочем, и по стадиям БДГ-сна. В обычном состоянии непрерывное нарастание уровня бодрствования (корковая активация) сопровождается увеличением двигательного тонуса и приростом эрготропного вегетативного тонуса. Этот континуум прерывается в состоянии медитации - также как континуум фаз глубокого сна сменяется БДГ-сном. Но это еще не является достаточным основанием для того, чтобы, как это постулируют приверженцы ТМ, определить медитативное состояние как «четвертое великое состояние сознания» наряду со сном, сном со сновидениями и бодрствованием, поскольку для этого должны быть применены более точные психологические критерии.

 
2.3.2. Функциональное прерывание афферентных связей

Подавление реакции блокады  α-ритма у медитирующих йогов  означает, что самые различные, а иногда сильнодействующие раздражения не влекут за собой какой-либо кортикальной реакции в противоположность корковым ответам на раздражения у тех же лиц до медитации или у контрольных лиц. Из субъективных сообщений медитирующих о том, что во время медитации они теряют чувствительность, вытекает, что афферентные возбуждения не поступают в кору головного мозга, т.е. функционально подавляются или, соответственно, фильтруются. Поэтому древнее санскритское понятие - пратьяхара (несвязывание чувств с объектами их сферы восприятия) сегодня можно было бы определить как функциональное прерывание афферентных связей (деафферентация). Поскольку каждый центральный сенсорный путь на всех уровнях переключения подвержен также и эфферентной иннервации, то такая возможность с точки зрения морфологии не вызывает удивления. Впрочем, мы ничего не знаем о реальном нейронном механизме, который задействуется при пратьяхаре.

Такое функциональное прерывание афферентных  связей, по-видимому, является характерной  особенностью концентрирующей медитации, т.е. концентративного отключения от внешнего мира. Что же касается раскрывающих медитаций, где объект пассивной концентрации либо находится вовне (тратака, дзен), либо вообще не определяется (дза-дзен, «истинное внимание»), то внимание здесь просто повышено и одновременно направлено вовне. Наблюдаемый при этом персистирующий α-ритм, очевидно, связан со стабилизированным изображением на сетчатке и, разумеется, может быть блокирован, напр., слуховыми раздражениями, поскольку отсутствовало функциональное прерывание афферентных связей. Тот факт, что в случае дза-дзен габитуация (привыкание) реакции «блокады α-ритма» к щелчкам оказалась менее выраженной, чем у контрольных лиц, свидетельствует в данном случае о непрерывном бодрствовании и доступности коры головного мозга для возбуждений, что можно рассматривать как признак «деавтоматизации сознания».

Некоторые из субъективных и объективных  явлений, наблюдаемых при медитации, совпадают с тем, что получается в экспериментах со стабилизацией изображений на сетчатке, поскольку любая медитация сопровождается фиксацией взгляда, в том числе и с открытыми глазами (дза-дзен). Глаза бодрствующего человека совершают в течение секунды множество скачкообразных движений (саккад), посредством которых окружающее пространство безостановочно «прощупывается», так что после каждого скачка на сетчатке возникает иное топографическое изображение. По-видимому, статичное и устойчивое впечатление об окружающем мы получаем только благодаря соответствующей обработке данных в зрительной системе. Используя миниатюрный проектор микроизображения, который на контактной линзе движется вместе с глазом, можно добиться того, чтобы одно и то же изображение всегда проецировалось в одно и то же место на сетчатке - «искусственная стабилизация изображения на сетчатке» (26). Через некоторое время испытуемый при этом вообще перестает видеть - «blank out». Таким образом, структурное изображение и его изменение во времени, чрезвычайно важные для зрительного процесса, подавляются посредством медитации. С точки зрения психологии восприятия это также похоже на введение в гипнотический транс посредством фиксации взгляда. Субъективно исчезновение оптического восприятия совпадает с ощущением потери ориентации в пространстве и времени.

 
2.3.3. Стресс и релаксация. Концепция  стресса.

Термин стресс был введен в 1950 году Селье для описания неблагоприятных факторов окружающей среды всякого рода, которые нарушают гомеостаз организма, по аналогии с понятием стресса в физике, где стресс - это сила, которая при воздействии на какую-либо структуру деформирует ее. В стрессовой реакции Селье видит активизацию филогенетически древних моделей адаптации, которые сами по себе полезны и адекватны. В определенных ситуациях эти архаические стереотипные реакции активизируются настолько, что перестают быть адекватными и становятся патогенными.

Надо сказать, что в медицине концепция стресса стала общетеоретической  моделью системы социо-психо-физиологической  регуляции по типу стимул-реакция, когда  взаимодействие организма и окружающей среды рассматривается в своем развитии и адаптации, обусловленной временем и обстоятельствами. Различается три уровня для анализа стрессовых реакций: уровень раздражения, уровень реакции и уровень взаимодействия.

На уровне раздражения исследуются взаимосвязи стрессовой реакции и структуры раздражения. При этом выясняется, что как и острая реакция на экстремальную ситуацию, так и хронический стрессовый синдром являются неспецифическими реакциями на разнообразные раздражители (холод, жара, рентгеновское облучение, травма, инфекция, мышечная нагрузка, электрошок, гипогликемия, асфиксия, эмоциональное переживание), причем интенсивность реакции зависит от таких характеристик раздражения, как новизна, внезапность, неожиданность, интенсивность, частота. Обычные повседневные раздражения, лежащие выше нулевого уровня, называют эустрессом, а сильные и самые сильные раздражения - дистрессом; некоторые авторы различают просто нагрузку и стресс. 
На уровне взаимодействия стрессовая реакция представляет собой «срыв адаптивных возможностей организма». Субъективно стрессовая реакция переживается как актуальная или предвосхищаемая опасность, как следствие некоторого умственного процесса. Течение этого умственного процесса зависит от конституции, ролевых программ преодоления социальных проблем и таких компонентов структуры личности, как в особенности «сила «Я», «устойчивость к стрессам» и «устойчивость к фрустрации». Наконец, сюда же относятся еще и социальные факторы, такие как жизненные обстоятельства и работа с ними (переработка переживаний, индивидуальное восприятие, адаптация и сопротивление).

На уровне реакции различают  несколько составляющих, представленных одновременно: 
1. когнитивная компонента (точность восприятия, способность к суждению); 
2. поведенческая компонента (активность, функциональная готовность, поведение при решении проблем);

Информация о работе Оценка влияние даоских медитативных практик методом электроаккупунктурной диагностики