Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 07:01, дипломная работа
В этой ситуации внимательный взгляд на те методы и практик, которые доказывали свою действенность в течении долгого времени является более чем обоснованным. В списке Восточных оздоровительных практик особое место занимают традиции и техники разработанные в Древнем Китае. Со свойственной себе практичностью и скрупулезностью китайцы отбирали лучшее из приходящих к ним традиций, трансформировали их, оттачивали до совершенства. Многие их этих традиций дошли до нас достаточно полном виде. Одним из направлений этих традиций является Даосизм, религиозное учение, философская школа и основа для большого количества направлений развития культуры.
Введение – стр 3.
Физиологические основы медитации – стр 4.
Техники медитации – стр 4.
Йога – стр 4.
Дзен – стр 6.
Трансцендентальная медитация – стр 6.
Другие формы медитации – стр 7.
Отношение к европейским терапевтическим методам концентрации – стр 7.
Физиологические воздействия медитации – стр 8.
Тонус покоя скелетной мускулатуры и релаксация – стр 8.
Падение энергообмена покоя – стр 10.
Деятельность кровообращения при медитации – стр 13.
Деятельность дыхания при медитации – стр 14.
Химические изменения крови при трансцендентальной мeдитации – стр 14
Электроэнцефалограмма и ее выражение при медитации – стр 15.
Обратная биосвязь с использованием ЭЭГ и медитации – стр 18.
Электрическое сопротивление кожи при медитации – стр 18.
Психофизиологическое значение медитации – стр 19.
Вигильность – стр 19.
Функциональное прерывание афферентных связей – стр 19.
Стресс и релаксация. Концепция стресса – стр 21.
Релаксация как антистресс – стр 25.
Даосизм – как основа оздоровительных практик Древнего Китая – стр 27.
Основные принципы акупунктуры – стр 34.
Электропунктурная диагностика по методу Р. Фоля - стр 39.
Оценка эффективности даосских оздоровительных практик (Внутренняя Космическая Улыбка) с использованием метода электропунктурной диагностики Фоля – стр 41.
Описание практики медитации Внутренняя Космическая Улыбка – стр 41.
Результаты измерений – стр 46.
Заключение – стр 48.
Литература – стр 48.
Представление о недвойственной
двуполярности человеческого
Доктрина бессмертия является центральной в даосизме, тем идеологическим комплексом, который составляет основу, фундамент, идейный стержень всего Даосизма как развитой и организационной религии. В результате определенных религиозных психофизиологических практик может быть достигнуты некоторые состояния, предполагающие:
Так как даосизме человек является микрокосмосом - т.е. отражением макрокосмоса, представление даосов о космогонии так же имеет самое непосредственное отношение к вопросам здоровья и долголетия.
В даосских текстах мы может найти очень много весьма сложных и запутанных космологических моделей, однако если вычленить из них самое главное, абстрагируясь от деталей и мифических образов, то мы получим не что иное, как знаменитую «Схему Великого Предела» («Тай-цзи ту»).
В основе сущего находится Беспредельное (у цзи), которое есть не что иное, как Изначальный Дух (юань шэнь), ци в его тончайшей форме. Это первоначало может быть так же названо Хаосом (хунь-дунь) или Единым (и), или Изначальным Ци (юань ци). Оно абсолютно просто, лишено какой-либо оформленности (син) и чуждо какой-либо дифференциации, а поэтому есть также Отсутствие (у) или Отсутствие даже самого Отсутствия (у у).
В силу каких-то неведомых причин (о них в текстах никогда не говорится) это простое Беспредельное начинает приобретать как бы полярную заряженность, как бы поляризуется: одна его «часть» обретает положительный (ян), а другая – отрицательный (инь) заряд. Причем слова «положительный» и «отрицательный» ни коим образом не понимаются как синонимы пар «добрый - злой», «хороший - плохой»: это именно «положительное – отрицательное», или «плюс – минус» в самом что ни на есть объективном «естейственнонаучном» смысле.
Таким образом Единая Сила – ци Беспредельного – становится двойственной, появляется отрицательное ци (инь-ци) и положительное ци (ян-ци). Но они не остаются в статическом состоянии, а начинают переходить друг в друга, поля как бы обмениваются зарядами. В отрицательном как бы сокрыто положительное, а в положительном – отрицательное, они, как говорят китайские мыслители, коренятся друг в друге. Сила ян доходит до предела своей зрелости переходит в инь, которая, в свою очередь, переходит в ян.
Рис 3.1. Символ Великого Предела.
Однако процесс перехода отрицательного в положительное и наоборот постепенен и включает в себя несколько, а именно пять, фаз, которые в соответствии с древней традицией называются пятью первоэлементами ( у син).
В соответствии с тем,
что в понимании
Рис 3.2. Схема У-Син.
Древневосточные философы применяли
концепцию У-Син к анализу
Дерево |
Огонь |
Земля |
Металл |
Вода | |
Цвет |
Зеленый |
Красный |
Желтый |
Белый |
Черный |
Вкус |
Кислый |
Горький |
Сладкий |
Острый |
Соленый |
Процесс развития |
Возрастание |
Кульминация |
Центр |
V падок |
Покой |
Сезон |
Весна |
Лето |
Конец лета |
Осень |
Зима |
Инь - орган |
Печень |
Сердце |
Селезенка |
Легкие |
Почки |
Ян - орган |
Желудочный пузырь |
Тонкий кишечник |
Желудок Поджелудочная железа |
Толстый кишечник |
Мочевой пузырь |
Положительные эмоции |
Доброта |
Любовь |
Честность Открытость |
Благородство Мужество |
Мягкость |
Отрицательные эмоции |
Гнев |
Ненависть Нетерпение |
Волнение Беспокойство |
Печаль Депрессия |
Страх Стресс |
Ткань |
Мышцы |
Сосуды |
Соединительная ткань |
Кожный покров и волосы |
Кость |
Органы чувств |
Глаза |
Язык |
Рот |
Нос |
Уши |
Направление |
Восток |
Юг |
Центр |
Запад |
Север |
Планета |
Юпитер |
Марс |
Сатурн |
Венера |
Меркурий |
Таблица 3.1 . Древнекитайская таблица соответствий.
Так как концепция Инь-Ян составляет
мировоззренческую основу древнекитайской
медицины, различают следующие структуры
и функции человеческого
5. Основные принципы акупунктуры.
Сейчас достаточно трудно определить где, когда и как возникли методы рефлексотерапии - иглоукалывание (иглотерапия, иглорефлексотерапия, акупунктура - от лат. acus - игла, punctio - колоть) и прижигание - пока точно не установлено. По-видимому, истоки их можно отнести к наиболее древним методам врачевания. Стремясь избавить себя от боли или уменьшить ее, человек инстинктивно растирал ушибленные или другие болезненные места. При этом выявлялись болезненные точки (пункты), на которые человек воздействовал. Вероятно, это был самый первый период рефлексотерапии, когда воздействие производилось только на болезненные точки. Длительное применение прижигания (в древности использовались комочки тлеющей полыни) и иглоукалывания позволило выявить определенные закономерности при воздействии на ту или иную точку. Воздействие на одни точки было эффективным при одном заболевании, на другие - при другом. Точки получали свои названия и топографическое описание. Когда накопился значительный фактический материал, было установлено, что воздействие на разные точки может одинаково влиять на один и тот же орган. При этом "точки одинаковой направленности" начали группировать по определенным линиям, получившим в дальнейшем название каналов. Это был период систематизации точек.
Родиной метода иглотерапии принято считать Китай, однако он не был "исключительной собственностью" китайцев. Есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что в древние времена иглотерапия существовала и у других народов. Так, в одном из музеев Лондона хранится египетский папирус с обозначением точек для иглоукалывания, датированный 1550 г. до н.э. Возможно, иглотерапия и прижигание появились раньше на Тибете, в Непале или Индии, где наука была более развитой. Следует все же отметить, что наиболее широкое распространение иглотерапия и прижигание получили в странах Востока, в первую очередь в Китае, и поэтому данный метод лечения получил название китайского метода лечения или чжень-цзю терапии. Врачеватели Китая путем проб и ошибок из поколения в поколение передавали накопленный опыт, преумножая и развивая его. Одним из первых письменных документов, посвященных иглоукалыванию и дошедших до нас, была книга "Хуанди нэй-цзин" ("Трактат о внутреннем, или О природе жизни"), написанная в Китае примерно в 221 г. до н.э. В ней отражены вопросы иглотерапии и прижигания, описаны девять форм металлических игл, топография 295 точек (135 парных и 25 непарных), изложены основные показания и противопоказания, а также правила проведения иглотерапии, основанные на более чем 2000-летнем опыте применения иглотерапии и прижигания.
Несколько позже Хуан Фуми (215-282 гг. н.э.) написал книгу "Цзя-и-Цзин", посвященную только чжень-цзю терапии, где описал 649 точек (300 парных и 49 непарных) на человеческом теле и впервые применил термин "чжень-цзю" (от кит. чжень - иглоукалывание, дословно укол золотой иглой; цзю - прижигание). В этот период иглоукалывание и прижигание достигают небывалой популярности среди населения Китая. Делаются первые попытки схематически изобразить точку для чжень-цзю терапии. В 265 г. книга "Цзя-и-Цзин", а несколько позже (562 г.н.э.) и китайский атлас линий и точек попали в Японию, где наряду с иглоукалыванием широкое распространение получило прижигание (травой мокса). Из Китая и Японии метод иглоукалывания быстро распространился в другие страны Востока (Корею, Монголию, Индию). Значительным шагом в дальнейшем развитии иглоукалывания и прижигания явилось создание в Китае первых медицинских школ и высшей медицинской школы (1076 г.), готовивших специалистов по чжень-цзю терапии. (До этого подготовка специалистов была строго семейной.) Создание школ стало возможным после изготовления Ван Вейи (1027 г.) двух бронзовых манекенов с отверстиями для введения игл. Исходя из учения древних о двенадцати "жизненных сосудах", "каналах", "линиях", якобы соединяющих периферию тела с внутренними органами, он расположил известные тогда 657 точек (303 парные и 51 непарную) на этих линиях. Для удобства использования манекена и изучения топографии жизненных линий и точек он же составил атлас "Правила к иголкам, мокса и точкам бронзового человека". С этого времени чжень-цзю терапия в Китае стала самостоятельной медицинской специальностью. Лечение иглоукалыванием и прижиганием продолжало развиваться. В 1903 г. Ху Тэпин к двенадцати линиям Ван Вейи добавил еще две линии и около 40 точек. Всего уже в это время на 14 линиях насчитывалось около 700 точек. С тех пор топография линий и точек практически не изменяется, добавляются лишь новые точки. Со времени образования Китайской Народной Республики (1949 г.) был принят ряд решений по развитию метода чжэнь-цзю терапии. В 1951 году в Пекине был создан Экспериментальный институт по методам чжэнь-цзю терапии, реорганизованный в 1955 г. в научно-исследовательский. В настоящее время самые интенсивные исследования по акупунктуре ведутся в трёх крупных городах КНР: Пекине, Шанхае и Ухане, соответственно в Академии китайской медицины, Институте физиологии и Китайской академии. С конца 50-х годов акупунктура в КНР рассматривается как необходимый дополнительный метод, который применяется во всех больницах страны не только при функциональных заболеваниях, но и при многих органических, в том числе инфекционных (дизентерия, вирусный гепатит и т.д.).