Плавание как средство реабилитации инвалидов после ампутации конечностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 06:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть плавание как эффективное средство в системе двигательной реабилитации граждан после ампутации конечностей.
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. дать понятие ампутации конечностей, выявить основные причины и уровни ампутации;
2. рассмотреть медицинскую классификацию инвалидов с врожденными и ампутационными дефектами конечностей;
3. показать роль плавания в системе двигательной реабилитации людей после ампутации конечностей;
4. изучить методику плавания как средства двигательной реабилитации людей после ампутации конечностей.
Объектом работы являются инвалиды после ампутации конечностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……….…………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ…….7
1.1 Ампутация конечностей. Общая информация.……………….………..….7
1.1.1 Причины ампутации………………..………………………..…….……8
1.1.2 Уровни ампутации……………………………..…………….…….……8
1.1.3 Классификация ампутаций….…………………...….…….…………...13
1.2 Спортивно-медицинская классификация инвалидов
с врожденными и ампутационными дефектами конечностей……….………..14
1.2.1 Спортивно-медицинская классификация спортсменов-инвалидов с врожденными и ампутационными дефектами конечностей………………………….….……….15
1.2.2 Спортивно-медицинская классификация спортсменов-инвалидов с последствиями травм позвоночника
и спинного мозга………………………………………………………….……...16
1.2.3 Исследование координации движений…..………………….………..19
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПЛАВАНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ
С ПОРАЖЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА….….……21
2.1 Особенность содержания адаптивного спорта для лиц
с поражением опорно-двигательного аппарата….………….….………..….....21
2.2 Основные характеристики гидрореабилитации…………..….….….……24
2.3 Плавание как лечебнореабилитационное мероприятие
людей после ампутации конечностей……………………………………...……26
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАВАНИЯ
КАК СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ИНВАЛИДОВ ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ……………….…...29
3.1 Социально-психологическая адаптация людей после ампутации конечностей в водной среде…………………………….………….29
3.2 Особенности в проведении занятий по плаванию
для инвалидов после ампутации конечностей…………………………….…...31
3.3 Использование специальных вспомогательных плавсредств…….….…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Плавание как средство двигательной реабилитации инвалидов после ампутации конечностей.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

     Распределение баллов на каждую нижнюю конечность между IV-VI классами:

     IV класс - от 1 до 20 баллов;

     V класс - от 21 до 40 баллов;

     VI класс - от 41 до 60 баллов.

     Для каждой верхней конечности тестируют 12 функций: здоровый человек набирает в сумме 70 баллов на каждую конечность; всего 140 баллов.

     При проведении ММТ ортопедические изделия необходимо снимать. Спортивно-медицинская классификация спортсменов-инвалидов, отнесенных к категории «Прочие» (ISOD).

     Класс Л1 - резкое ограничение функций четырех конечностей.

     Класс Л2 - функциональные ограничения трех или четырех конечностей.

     Класс ЛЗ - ограничение двигательных функций двух конечностей.

     Класс Л4 - ограничение двигательных функций двух или более конечностей, но менее значимое, чем в классе ЛЗ. Класс Л5 - ограничение функции одной конечности.

     Класс Л6 - незначительное ограничение двигательных функций.

     При проведении спортивно-медицинской  классификации ряда инвалидов-спортсменов (например, инвалидов с последствием детского церебрального паралича) методика ММТ не целесообразна ввиду нарушения  у них тонуса мышц и других особенностей течения основного заболевания. В этом случае рекомендуется определять координацию движений.

     1.2.3 Исследование координации движений 

     Исследование  координации движений проводят в исходном положении инвалида лежа (для нижних конечностей), сидя и стоя (для верхних конечностей).

     Врач  предлагает выполнить различные  упражнения на координацию движений и оценивает их:

     1 балл - минимальная координация движений;

     2 балла - последовательное выполнение движений затруднено. Движения выполняются медленно, некоординированно. Максимальная скорость движения - 25% от нормального темпа;

     3 балла - движения выполняются медленно, но почти без ошибок. Максимально возможный темп- 50% от нормального (движения с быстрым повторением);

     4 балла - движения несколько не координированы (75% от нормального темпа);

     5 баллов - координированные движения, нормально выполняемые (темп от медленного к быстрому).

     При проведении медицинских осмотров, помимо исследования мышечной системы, врач оценивает  объем движений в суставах:

     0 баллов - отсутствие подвижности в суставе;

     1 балл - минимальный объем движения, неполная функция; 

     2 балла - 1/4 от нормального объема  движения;

     3 балла - 1/2 от нормального объема  движения;

     4 балла- 3/4 от полного объема движения;

     5 баллов - полный объем движения.

     Спортивно-медицинская комиссия знакомится с двигательными возможностями каждого участника занятий физкультурой и спортом или соревнований не только по данным классификации, но и во время проведения занятий или соревнований (городских, чемпионатов России и Европы, параолимпийских игр).

     Физкультура и спорт должны стать толчком, который может помочь восстановлению или установлению контакта инвалидов  с окружающим миром, тем самым  облегчая и ускоряя их возвращение  в общество, признание в качестве равноправных граждан. Действительно, существуют такие виды спорта, в которых инвалиды могут принять участие, сидя в креслах-колясках: стрельба из лука, настольный теннис, баскетбол, некоторые виды легкой атлетики (гонки на колясках на определенную дистанцию, толкание ядра, метание диска и др.); вне коляски - волейбол (сидя), плавание, тяжелая атлетика и др. Для ампутантов, помимо перечисленных видов спорта, - прыжки в высоту и длину (легкая атлетика), волейбол (стоя), лыжные гонки, слалом и слалом-гигант, футбол.

     Многие  выдающиеся спортсмены-инвалиды успешно преодолели свои физические недостатки (ампутации, параплегии) благодаря интенсивной и регулярной тренировке, достигнув при этом своих прежних спортивных и артистических результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. РОЛЬ ПЛАВАНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ПОРАЖЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 

     2.1 Особенности адаптивного спорта для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата 

     Экологические катастрофы, войны, криминогенная обстановка, отягощенная наследственность, заболевания, травмы, увечья увеличивают число инвалидов приблизительно на 200 тыс. чел. ежегодно.

     Исследователями в области коррекционной педагогики и реабилитологии признанно, что  активные физические упражнения, участие  в спортивных мероприятиях восстанавливают  психическое равновесие, возвращают веру в собственные силы, дают возможность вернуться к полноценной жизни [1].

     В сфере физической культуры государственными и общественными организациями  прикладываются большие усилия для  привлечения инвалидов к систематическим  занятиям физическими упражнениями как эффективному, универсальному средству физической, психической и социальной адаптации.

     Работают  федерации, комитеты, комиссии, ассоциации, инвалидов. Созданы новые кафедры, разработаны первые учебные программы  для подготовки специалистов-педагогов, функционируют диагностические и реабилитационные центры, коррекционные учреждения, консультационные пункты, специальные школы-интернаты, клубы, секции, сборные команды по видам спорта, проводятся праздники, фестивали, соревнования для инвалидов. Несмотря на это, только 8% инвалидов вовлечено в физкультурно-оздоровительную работу.

     Таким образом, в силу целого ряда объективных  условий и субъективных факторов инвалиды оказались в сфере деятельности медицины, в которой сравнительно недавно зародилось самостоятельное направление – реабилитация. В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» она определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов». Как видно из определения, в понятие «реабилитация» входят функциональное восстановление или компенсация того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида. Соответственно, различают три основных вида реабилитации: медицинскую, социальную (бытовую) и профессиональную (трудовую) [8].

     Таким образом, в отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация в большей степени направлена на восстановление нарушенных функций  организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности.

     Адаптивную  физическую культуру нельзя сводить  только к лечению и медицинской  реабилитации. Она является не столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни [13].

     Особенность содержания адаптивного спорта для  лиц с поражением опорно-двигательного  аппарата заключается в том, что  объектом познания и воздействия  являются люди, имеющие различные, неоднородные поражения; ампутации, травмы и заболевания спинного мозга, последствия детского церебрального паралича, полиомиелита. Все это существенное влияние на философию, цели, принципы, функции адаптивного спорта.

     Основные  принципы адаптивного спорта включают в себя три группы принципов: социально-психологические, специфические и обще методические. Адаптивный спорт для лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата рассматривается нами как лечебно-социально педагогический процесс, реализующий соревновательную, оздоровительно-рекреативную, информационную и гуманистическую функции.

     В адаптивном спорте применяются различные  виды: одни из них полностью перенесены от здоровых людей, другие адаптированы (приспособлены к ограниченным возможностям инвалидов), третьи - специфические, специально созданные для них. Кроме этого они делятся на Паралимпийские и виды спорта, не в ходящие в программу Паралимпийских игр. Выбор вида спорта зависит от степени и уровня поражения, показаний и противопоказаний, с учетом спортивно-медицинской классификации.

     Цель  адаптивной физической культуры позволяет сформулировать основной принцип деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста и др.) [2].

     Максимальное  развитие с помощью средств и  методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их. Достаточно вспомнить такие имена, как Тамерлан, Ф. Рузвельт, А. Маресьев, В. Дикуль, С. Федоров, О. Скороходова и др., чтобы убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здоровье не могут остановить людей поистине волевых, целеустремленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути (новом для тех, кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должна стать адаптивная физическая культура, позволяющая приобрести умения и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.

     По  нашему мнению, наиболее значимой является реабилитация, направленная на оптимизацию  психических функций и личности инвалида, так как качество жизни  в наибольшей мере зависит не только от создания благоприятных социальных условий, но и от того, как он будет воспринимать окружающий мир. Занимаясь в спортивных залах, выполняя физические упражнения, общаясь с людьми по общим интересам, люди с ограниченными возможностями смогут изменить свое мировоззрение, тем самым, способствуя своей социальной адаптации и улучшению качества жизни. 
 

     2.2 Основные характеристики гидрореабилитации 

     Гидрореабилитация (водная реабилитация) представляет собой, прежде всего, педагогический процесс по передаче и усвоению накопленного опыта взаимоотношений специалиста и «инвалида – лица, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» (Федеральный закон РФ, 1999, ст. 1 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

     Хорошо  известно большое оздоровительное  влияние воды как естественного  природного фактора. В различных науках представлены интересные сведения о взаимоотношениях человека и водной среды. В то же время использование многочисленных водоемов для удовлетворения разнообразных потребностей населения планеты несет в себе опасность для жизни, заключающуюся подчас в пренебрежительном, халатном отношении к организации деятельности человека в условиях водной среды, в потенциальной возможности утопления, переохлаждения, переутомления, «перекупания» и т. п. Все это характеризует проблему разработки теории и практики современных средств и методов водной реабилитации актуальной и жизненно необходимой [12].

     Место гидрореабилитации в системе  знаний определяется деятельностью  специалиста в области использования закономерностей, свойств и явлений взаимоотношения человека и водной среды, обеспечивающего передачу и усвоение теоретических и практических знаний и умений в процессе зарождения, формирования и совершенствования личности, с целью развития общественной и двигательной активности ребенка-инвалида.

     Признание в мире нового развивающегося направления – водной реабилитации как важного средства формирования, развития, восстановления и поддержки здоровья и работоспособности личности от рождения до преклонного возраста – свидетельствует о большой значимости водной реабилитации для формирования здорового образа жизни населения планеты [14].

     Существенно и принципиально, что при погружении всего человека или какой-либо части его тела в воду практически невозможно провести физическую границу между жидкостной средой внутри организма и снаружи его тела. В данном случае на атомно-молекулярном уровне имеется непосредственный контакт-слияние «внешней» и «внутренней» водной среды в единое целое. Часть водной среды, находящейся «снаружи», проникает через кожу внутрь организма, а часть водной среды организма выходит наружу.

Информация о работе Плавание как средство реабилитации инвалидов после ампутации конечностей