Плавание как средство реабилитации инвалидов после ампутации конечностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 06:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть плавание как эффективное средство в системе двигательной реабилитации граждан после ампутации конечностей.
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. дать понятие ампутации конечностей, выявить основные причины и уровни ампутации;
2. рассмотреть медицинскую классификацию инвалидов с врожденными и ампутационными дефектами конечностей;
3. показать роль плавания в системе двигательной реабилитации людей после ампутации конечностей;
4. изучить методику плавания как средства двигательной реабилитации людей после ампутации конечностей.
Объектом работы являются инвалиды после ампутации конечностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……….…………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ…….7
1.1 Ампутация конечностей. Общая информация.……………….………..….7
1.1.1 Причины ампутации………………..………………………..…….……8
1.1.2 Уровни ампутации……………………………..…………….…….……8
1.1.3 Классификация ампутаций….…………………...….…….…………...13
1.2 Спортивно-медицинская классификация инвалидов
с врожденными и ампутационными дефектами конечностей……….………..14
1.2.1 Спортивно-медицинская классификация спортсменов-инвалидов с врожденными и ампутационными дефектами конечностей………………………….….……….15
1.2.2 Спортивно-медицинская классификация спортсменов-инвалидов с последствиями травм позвоночника
и спинного мозга………………………………………………………….……...16
1.2.3 Исследование координации движений…..………………….………..19
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПЛАВАНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ
С ПОРАЖЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА….….……21
2.1 Особенность содержания адаптивного спорта для лиц
с поражением опорно-двигательного аппарата….………….….………..….....21
2.2 Основные характеристики гидрореабилитации…………..….….….……24
2.3 Плавание как лечебнореабилитационное мероприятие
людей после ампутации конечностей……………………………………...……26
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАВАНИЯ
КАК СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ИНВАЛИДОВ ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ……………….…...29
3.1 Социально-психологическая адаптация людей после ампутации конечностей в водной среде…………………………….………….29
3.2 Особенности в проведении занятий по плаванию
для инвалидов после ампутации конечностей…………………………….…...31
3.3 Использование специальных вспомогательных плавсредств…….….…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Плавание как средство двигательной реабилитации инвалидов после ампутации конечностей.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

     Для коррекции положения инвалида в  воде разработаны специальные вспомогательные  плавсредства в виде утяжеляющего пояса  и жилета. Пояс выполнен из водостойкой ткани с циркулярно расположенными секциями для грузов, масса которых составляет 50-100 г, что позволяет за счет изменения их количества и заполнения различных секций регулировать положение тела инвалида в воде в зависимости от уровня ампутации.

     Пояс  надежно фиксируется на талии  и не препятствует движениям при  плавании (рис. 8, д). Использование пояса обеспечивает горизонтальное или близкое к горизонтальному положение тела, снижает явления гиперлордоза, способствуя тем самым снижению напряжения мышц спины и верхних конечностей. Плавательный жилет фиксируется на грудной клетке с помощью ленты велкро. На грудной поверхности расположены пластины из вспененного полиэтилена. Его применение обеспечивает удержание плечевого пояса и головы над водой, способствуя улучшению координации движений. Наибольшее значение жилет имеет для инвалидов, обучающихся плаванию.

     При статическом положении тела в  воде на спине (с задержкой дыхания  на вдохе) у инвалидов отмечается выраженное сгибание в тазобедренных суставах, что в определенной мере может быть объяснено наличием сгибательных или сгибательно-отводящих контрактур, развивающихся вследствие ампутации, компенсаторное сгибание поясничного и грудного отделов позвоночника. При этом голова высоко поднимается над водой, туловище уходит под воду, культи бедер находятся выше уровня воды. При этом мышцы шейного отдела позвоночника постоянно напряжены.

     На  рис. 9, а и б показано положение в воде здорового человека и инвалида. Использование вспомогательных плавсредств, в частности утяжеляющего пояса, создает условия для уравновешивания сил, действующих относительно о.ц.м. тела, и позволяет принимать горизонтальное положение в воде (рис. 9, в). 

           а
     б
     в

     Рисунок 9 - Положение здорового человека и инвалида после ампутации обоих бедер (на спине) 

     Устранение  отмеченных особенностей положения  тела в воде с помощью плавсредств  облегчало инвалидам освоение техники плавания кролем. У инвалидов после ампутации на уровне голени, бедра вспомогательные плавсредства не используются, ввиду менее выраженных биомеханических особенностей положения тела в воде и достаточно успешного владения техникой плавания.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключении отметим, что среди различных видов спорта, применяемых с инвалидами, самым популярным является плавание.

     Это объясняется тем, что, во-первых, плавание является жизненно необходимым навыком, во-вторых, водная среда, явление гидроневесомости уравнивает инвалидов со здоровыми людьми, в-третьих, инвалиды с нарушением функции опорно-двигательного аппарата имеют возможность для своей социально - психологической адаптации.

     Гидрореабилитация как составная часть социальной реабилитации инвалида представляет собой творческий педагогический процесс взаимоотношений человека и водной среды, при котором выявленные, зафиксированные и сохраненные в средствах накопления знания применяются инвалидом с целью развития или саморазвития духовных, физических и интеллектуальных способностей личности.

     При невысоких уровнях ампутации плавание способствует повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, нарастанию парасимпатической регуляции, что в целом отражает увеличение резервных возможностей организма. У инвалидов с высокими уровнями ампутации не происходит существенных сдвигов центральной гемодинамики и вегетативной регуляции, что обусловлено глубокими морфофункциональными изменениями со стороны системы кровообращения.

     Несмотря  на это целесообразность и необходимость применения плавания у инвалидов с дефектами обеих конечностей несомненны. При высоких уровнях ампутации плавание способствует лечению контрактур, повышению биоэлектрической активности мышц, а также, что наиболее важно, является эффективным средством социальной реабилитации, оказывает большое психологическое влияние на совершенствование волевых качеств и в целом способствует наиболее полной реадаптации в современном обществе. 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     Основная  литература:

     1. Адаптивная физическая культура  в работе с людьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата: методическое пособие / под ред. А. А. Потапчук. – СПб.: СПб ГАФК имени П. Ф. Лесгафта, 2003. - 228с.

     2. Ахмадеев, Р.Р. Физиологические основы адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Р.Р. Ахмадеев, П.С. Горулев. Уфа: УФ Урал-ГАФК, 2002.- 180 с.

     3. Бородич, Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков / Л.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1988. – 78 с.

     4. Вернер, Д. Реабилитация инвалидов / Д. Вернер. – М.: Филантроп, 2005. – 406 с.

     5. Выдрин, В.М. Двигательная реабилитация. Теория и методика физической культуры: Учебник / В.М. Выдрин.- М.: Российский спорт, 2005. C.309-311.

     6. Гончарова, М.Н., Гринина, А.В., Мирзоева, И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата / М.Н. Гончарова. – Л., 1974. – 208 с.

     7. Лоуренс, Д. Акваэробика. Упражнения в воде / пер. с анг. А.Озерова. - М.: ФАИР-Пресс, 2009. - 256 с.

     8. Лисовский, В.А., Евсеев С.П. и др. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: Учебн. пособие / Под ред. проф. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 320 с.

     9. Медведева, Л.Е. Организация и методика проведения занятий в специальных медицинских группах / Л.Е. Медведева. - Омск, СибГУФК 2006. - 249 с.

     10. Москалев, В.П. Медико-социальные аспекты инвалидности у лиц молодого возраста при травмах и заболеваниях опорно-двигательной системы: Автореф.дисс. канд.мед.наук / В.П. Москалев. - Л., 1991.

     11. Мосунов, Д.Ф., Садыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка - инвалида. Учебно-методическое пособие / Д.Ф. Мосунов. – М.: Советский спорт, 2002.- с. 152.

     12. Мосунов, Д.Ф. Гидрореабилитация / Адаптивная физическая культура / Д.Ф. Мосунов. - № 3,4. - 2010. - с.36 - 38.

     13. Петрунина, С.В., Логинов, А.А. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов средствами «искусственной управляющей среды»: Учебно-методическое пособие / С.В. Петрунина. – Пенза: ПГПУ. – 2005. - 41 с.

     14. Петрунина, С.В., Логинов, А.А. Хабарова, С.М. Акватическая тренировка как эффективная форма повышения физической активности студентов: Учебно-методич. Пособие / С.В. Петрунина. – Пенза, 2006. - 28 с.

     15. Петрунина, С.В. Адаптивные технологии в реабилитации: Методические рекомендации / С.В. Петрунина. - Пенза, 2005. - 58 с.

     16. Ратов, И.П. Двигательные возможности человека / И.П. Ратов. Минск, 1994. - 212 с.

     17. Физическая реабилитация детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Под ред. Н.А. Гросс: М.: Советский спорт, 2000. - 224 с.

     18. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2002. – 608 с.

     19. Шевченко, С.Б. Адаптивные механизмы восстановления функций организма при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата: Автореф. дис. док-ра мед. наук / С.Б. Шевченко. - СПб.: ВМедА, 2005. - 43 с. 
 
 
 
 

     Периодические издания:

     20. Борисова, И. Целебная капля акваэробики // Физкультура и спорт. - №8. – 2005. - с.8.

     21. Мотылянская, Р.Е. с соавт. Двигательная активность – важное условие здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры №1. - 2007. - с. 14–21.

     22. Певченков, В.В. Тандо - новый метод адаптивного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - № 1. - 2008. – С. 45-55.

     23. Пермяков, В.Е. Использование плавания для реабилитации людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Теория и практика плавания на пороге третьего тысячелетия: Всеросс. научно- практическая конференция. – СПб., 2003. – с.119 -121.

     24. Чирков, А. Бег в воде // Физкультура и спорт. - №6. - 2005, с.3.

     25. Шаров, Б.Б., Андреева, А.А. Комплексный контроль и коррекция функционального состояния людей с дисбалансом мышечной системы // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 9.

Информация о работе Плавание как средство реабилитации инвалидов после ампутации конечностей